У истоков современного дизайна
Дизайн как профессия существует около ста лет. Ее отсчет, по мнению многих исследователей, начинается с известного движения "За связь искусств и ремесел", возникшего в Англии конца XIX века, лидером которого был известный художник и теоретик в области предметного творчества Уильям Моррис (1834-1896). Именно тогда были сформулированы основные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет. Главная задача этой школы конструирования состояла в том, чтобы удобные и красивые предметы, которыми пользовалась социальная верхушка буржуазного общества, сделать доступными широким массам и тем самым воспитывать хорошие вкусы.
Моррисом и его единомышленниками владело желание внести элемент красоты в жизнь обезличенного промышленным однообразием человека. В 1863 году были организованы мастерские, которые должны были доказать преимущество индивидуализованного труда и индивидуализованной бытовой вещи. В мастерских Морриса работали выдающиеся художники того времени. Они создавали превосходные ковры, обои, мебель, витражи и т.п. Но вместо того, чтобы создавать массовое искусство, мастерские производили дорогие предметы обихода для богатых. Наиболее ценным в деятельности мастерских Морриса было утверждение общественной важности прикладного искусства для массового производства продуктов потребления. У.Моррис предложил программу создания нового стиля жизни, представив картину возможного соединения высокоразвитой техники с ручным, ремесленным трудом, как особым проявлением народного творчества. При этом У.Моррис определяет художественные ремесла как первооснову, из которых вышли и развились все остальные виды пластических искусств.[2]
Своеобразным манифестом нового творческого течения, которое ставило перед собой цель повлиять на существующие стили и вкусы общества, стал построенный У.Моррисом дом "Ред-хауз" (дом из красного неоштукатуренного кирпича, отсюда и название "красный дом"). Это был программный проект дома художника для самого себя и единомышленников. Его строили как «самое красивое место в Англии». Ред-хауз был принципиально новый для того времени тип дома - с легкими и светлыми интерьерами и выгородками, с цветочными обоями, новыми светильниками и мебелью, вместо замкнутых и глухих интерьеров, отделанных резными дубовыми панелями и красным деревом, заставленных мебелью и малоосвещенных. В «Ред хаузе» У.Моррис стремился привести в соответствие с архитектурой все убранство дома. Поэтому он взялся самостоятельно с друзьями за изготовление и мебели. При этом, учитывая, что эта мебель для обычного частного дома, они делали мебель так, как будто она уже выпускается массовым тиражом.
Некоторые дату возникновения профессии дизайнера связывают с началом XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде промышленных отраслей и начали создавать фирменный стиль предприятий. Существует мнение, что о дизайне, как о профессии, можно говорить тогда, когда появились первые дипломированные специалисты по дизайну. Это 20-е годы ХХ столетия, когда были открыты первые школы дизайна - Баухауз в Германии и ВХУТЕМАС в СССР. Начало расцвета дизайна следует отнести к периоду всемирного экономического кризиса 1929 года. Действительно, вплоть до кризиса 1929 года европейский дизайн оставался чисто локальным явлением, не оказывая заметного влияния на промышленное производство. И только с началом кризиса американский дизайн становится реальной коммерческой силой, приобретая постепенно в полном смысле этого слова массовый характер, возникает профессиональная "индустрия дизайна".
Теоретической базой для развития формообразования в дизайне стал сформировавшийся в начале ХХ века стиль – функционализм. Его лидеры, видевшие красоту художественной формы в ее функциональной целесообразности, стояли и у истоков дизайна мащин. Среди них такие известные имена как Луис Салливен- один из основателей Чикагской архитектурной школы, известной своими зданиями "машинной эпохи"; Фрэнк Ллойд Райт - патриарх американской архитектуры и дизайна; Петер Беренс - немецкий архитектор и художник, с чьим именем связывают целую эпоху в развитии дизайна и, в частности, появление «фирменного стиля»; Мис ван дер Роэ - один из лидеров известного германского производственного союза Веркбунда; Вальтер Гропиус - основатель "Баухауз" - всемирно известной школы современной архитектуры и дизайна; Герит Томас Ритвельд - голландский архитектор, его концептуальное «красно-синее кресло» стало скульптурным символом современного дизайна.
Зарождение и развитие функционализма в Германии связано с влиянием технического прогресса на окружающую среду, с развитием крупных промышленных концернов и усилением роли их руководителей в государственной политике, переосмыслением значения искусства в XX веке. С образованием в Германии в начале XX в. крупных монополий при участии предпринимателей, банков и правительственных кругов начал быстро складываться союз художников и промышленников: Германский Веркбунд («производственный союз»), объединивший ряд художественно-промышленных мастерских, небольших производственных и торговых предприятий, художников и архитекторов. Один из создателей Германского Веркбунда - известный немецкий архитектор Герман Матезиус (1861-1927) отмечал, что художники из мастеров декоративного орнамента превратились в творцов тектонических форм и перед ними встала задача поиска новых форм, отвечающих условиям машинного производства. Тем самым художник, с одной стороны, получил возможность влиять на повышение качества машинных изделий, приближая к искусству фабричное производство, а с другой стороны, он должен жертвовать определенной частью художественных задач, приближаясь к проблемам формообразования в соответствии с уровнем современной ему техники. При этом Г.Матезиус особое внимание уделял воспитанию нового вкуса у потребителя через преобразование его быта, окружающих интерьеров.
Особое место в развитии теории предметного творчества в Германии, внедрении искусства в промышленное производство занимает Петер Беренс (1869-1940). Художник-практик, пришедший в дизайн от станковой живописи и графики, он одним из первых ощутил новые задачи, встающие перед проектировщиком в индустриальном обществе.
Будучи художественным директором крупнейшего в Европе электротехнического концерна АЭГ, он активно занимается проектной деятельностью, начиная от предметов электрического оборудования, фирменных упаковок, каталогов и плакатов и кончая архитектурой зданий фабрик и мастерских. В качестве идеала промышленных изделий и сооружений он выдвинул простоту и функциональность их внешнего облика. Решая задачу создания яркого запоминающегося лица фирмы, П.Беренс создает единый стиль в формообразовании выпускаемой АЭГ продукции, первоэлементом которого стал сердечник электромотора, от него вырастала вся «кристаллическая решетка» формообразования. По сути это была одна из первых программ «фирменного стиля», получивших впоследствии широкое распространение, и являющихся сегодня одним из ведущих инструментов дизайнерской деятельности. Выдвинутые П.Беренсом идеи нашли свое продолжение и развитие в немецкой эстетике, работах Баухауза, известных архитекторов - учеников П.Беренса: Вальтера Гропиуса, Людвига Мис ван дер Рое, Ле Корбюзье.
В результате первой мировой войны Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других с выходом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обратиться к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции, уровень которой был крайне низок. Возникла необходимость в создании школы инженеров-художников нового типа. В 1919 году в небольшом немецком городе Ваймаре, культурном центре Саксонии, был создан Баухауз в результате реорганизации существовавших здесь Академии прикладных искусств и Школы изящных искусств. Его основателем и первым директором был молодой талантливый берлинский архитектор Вальтер Гропиус.
Баухауз - крупнейшее явление в мировой художественной культуре, широко известная архитектурно-художественная школа дизайна. Баухауз является одним из основоположников современного индустриального формообразования в дизайне.[3]
Среди наиболее известных произведений Баухауза в области архитектуры и дизайна - дом «Ам Хорн» в Ваймаре; здание Баухауза, ряд жилых домов, Биржа труда в Дессау - классические образцы функционализма в архитектуре; модернистские скульптурные композиции О.Шлеммера и абстрактная живопись В.Кандинского, проектируемая в синтезе с архитектурой интерьера; современная по сей день посуда из металла и керамики Т.Боглера и М.Брандта. Известны во всем мире такие шедевры дизайна, как настольная лампа В.Вагенфельда, Баухауз-шахматы Ю.Хартвига, выпускаемые до сих пор.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. заметным явлением стала промышленная архитектура США: экзотичные для Европы высотные конторские дома и отдельные, односемейные коттеджи, оснащенные новейшими средствами жизнеобеспечения. Дизайнерский бум начался в США только в конце 20-х годов и достиг своего первого пика во время проведения Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939-1940). Тем не менее, ранний американский функционализм привлекает историков дизайна: в нем видят универсальную модель развития «дизайна для всех».
Особый интерес представляет "Чикагская школа архитектуры". В Чикагской школе были разработаны новые принципы строительства многоэтажных конторских зданий с использованием легкого и прочного стального каркаса и больших остекленных плоскостей. Наиболее известным представителем Чикагской школы является архитектор и публицист Луис Салливен (1846-1924). Он одним из первых стал проектировать здания с металлическим каркасом в виде облицованных кубов, превратив их полностью в здания машинной эпохи. При минимуме декора гармония достигалась, главным образом, пропорциями основных объемов, ритмом окон, совершенством отделки деталей.
Общепризнанный патриарх американской архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, ученик Л.Салливена, именуя конец XIX века веком стали и пара, призывал изучать работу машины, ее логику, ее формы, ее влияние на людей. Отвергая ручное производство как слишком дорогостоящее, Райт утверждал, что дизайнеры должны создавать прототипы изделий массового машинного производства, предварительно изучив технологию современного производства и свойства материалов. Сам Райт в своей работе много внимания уделял проектированию элементов предметной среды. Его ранняя мебель для «домов прерий» рубежа Х1Х-ХХ вв., отличающаяся изысканными пропорциями и подчеркнутой геометрией без каких-либо декоративных украшений, занимает почетное место в истории мирового дизайна. Выпущенная спустя сто лет вновь серийно в середине 80-х годов ХХ века, она оказалась совершенно современной.
Хотя в Великобритании и Германии существовали богатые традиции теории дизайна, промышленный дизайн, как самостоятельная профессия, впервые появился в Америке, где формирование общества массового потребления началось раньше, чем в Европе. Такие потребительские товары, как автомобили, стиральные машины, холодильники, радиоприемники, бытовые электроприборы в 20-е годы ХХ столетия стали доступными большинству американцев, благодаря чему значительно ускорился темп жизни.
Среди пионеров дизайна были и пришедшие в промышленность художники-модернисты. Представители модерна отказались от полного подражания стилям прошлого. Одной из основных черт модерна была эклектичность – смешение различных стилей и направлений искусства- Ренессанса, готики, искусства Древнего Египта, Востока, Японии. Модернисты резко критиковали украшательства и орнаментику, создавали рациональные, геометрические формы предмета и особое внимание при этом обращали на красоту исходного материала, выявление его фактуры. К модернистам-дизайнерам относятся такие известные мастера как Анри Ван де Вельде, с именем которого связано появление стиля "модерн", Михаэль Тонет и его известный во всем мире «венский стул»; Чарлз Макинтош - шотландский архитектор, лидер стиля "Арт нуво", дизайн которого считается одной из вершин европейского модерна, а его мебель начала века воспроизводится по сей день; американец Рэймонд Лоуи - которого часто называют отцом промышленного дизайна; Камилло Оливетти, Эрвин и Артур Брауны, с именами которых связывают целые стили в истории дизайна; итальянский архитектор Джованни Понти - основатель самого известного журнала по дизайну «Домус»; Алвар Аалто - основоположник современной финской архитектуры и дизайна; а также наши соотечественники - К.Малевич, А.Родченко, В.Татлин, Л.Лисицкий и др., стоявшие у истоков советского дизайна.