Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Ознакомление с историей развития науки в общем социокультурном контексте, во взаимосвязи со всеми компонентами культуры, осмысление истории науки, понимание как естественноисторического процесса.
Осмысление истории науки не только как познавательной, но
и поучительной, в переплетении истины и заблуждений, удач и неудач.
Обучение будущего учёного методологии научного исследования
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
В соответствии со структурой учебного плана по направлению подготовки 033000 Культурология и профилю подготовки Прикладная культурология, «История науки » входит в состав обязательных дисциплин части гуманитарного цикла.
Дисциплины, необходимые для освоения данной учебной дисциплины:
– История;
– Философия;
– Культурология;
– Философия культуры.
В начале освоения дисциплины «История науки» студент должен:
1) Знать: | историю культуры, философию, философию культуры в пределах университетской программ. |
2) Уметь: | составлять конспекты изучаемого материала, связно и последовательно излагать его |
3) Владеть: | навыками работы с компьютером, поиска материала в интернете |
Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: | |
ОК-1 | способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; |
ОК-2 | способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности; |
ОК-6 | способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности; |
ПК-1 | способность использовать знание фундаментальных наук в своей научно-исследовательской и научно-практической деятельности; |
ПК-4 | способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований (в соответствии с целями ООП магистратуры) и решать их с помощью свободно выбираемых теорий и методов, информационных технологий с использованием мирового опыта; |
ПК-5 | способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; свободным владением методами обработки, анализа и синтеза информации; |
ПК-6 | готовность представлять результаты исследования в формах научных отчетов, рефератов, обзоров, аналитических карт, докладов, статей; составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (в соответствии с целями ООП магистратуры); |
ПК-7 | готовность к использованию современного знания о культуре в организационно-управленческой работе; |
ПК-8 | способность строить межличностные и межкультурные коммуникации; владением навыками и приемами профессионального общения; |
ПК-10 | способность рассчитывать и оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений; |
ПК-12 | способностью строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений; формулировать проектно-технические задания; готовность пользоваться нормативными документами, определяющими параметры проведения работ в сферах социокультурной деятельности (в соответствии с целями ООП магистратуры); |
ПК-13 | готовность к экспертно-консультационной работе (в соответствии с целями ООП магистратуры); |
ПК-14 | способность применять в практической производственной деятельности профессиональные знания теории и методов социокультурных исследований; |
ПК-15 | способность свободно пользоваться современными методами обработки и интерпретации комплексной информации (в соответствии с профилем ООП магистратуры) для решения научных и практических задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности; |
ПК-16 | способность использовать современные компьютерные сети, программные продукты и ресурсы Интернет для решения задач профессиональной деятельности; |
ПК-17 | способность выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (в соответствии с целями ООП магистратуры); |
ПК-18 | способность к реализации направлений государственной культурной политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия; |
ПК-22 | готовность к педагогической и воспитательной деятельности в государственных и негосударственных образовательных учреждениях и организациях; |
ПК-24 | способность к педагогическому и учебно-методическому осуществлению учебного процесса, к разработке и использованию новых методик и инновационных форм учебной работы; |
ПК-25 | готовность к планированию и реализации образовательно-воспитательной работы; владеет навыками разработки образовательных программ - стремление к саморазвитию, повышение своей квалифи– способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;– способность представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры. |
В результате изучения дисциплины студент должен:
1) Знать: | · место науки в общественном развитии; · взаимосвязь науки с компонентами культуры, материальной и духовной; · взаимосвязь и взаимообусловленность фундаментальной и прикладной науки; · закономерности научного познания; · основные вехи научного познания и понимать преемственность в его развитии; · особенности, тенденции и противоречия современного научного познания и отношения к науке; · роль личности в развитии научного познания; |
2) Уметь: | · производить анализ (case-studies) конкретных ситуаций в истории науки; · использовать средства логического анализа при решении исследовательских и прикладных задач; · критически осмысливать историю науки и делать из неё выводы; · формулировать выводы мировоззренческого характера, обобщать наблюдаемые явления в области развития науки и управления наукой; · гуманитарно, толерантно воспринимать различия в парадигмах научного исследования, понимать их социокультурную обусловленность; · выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития; · квалифицированно использовать методы эмпирических исследований. · применять теорию и методический инструментарий к анализу проблем и процессов социокультурного, психологического и духовно-антропологического содержания; |
3) Владеть: | · способами прогнозирования социокультурных процессов применительно к развитию науки; · способами воздействия на социокультурные процессы, прежде всего через формирование научного мышления и научного мировоззрения молодёжи; · развитым внутренним чувством контроля, чувством социальной и нравственной ответственности человека перед собой и обществом; уважением к историческому наследию и культурным традициям. Развитым когнитивным, метакогнитивным, интенциональным контролем, нравственным, духовным контролем и мировоззренческой рефлексией; · теоретическими, методологическими и общефилософскими основами научного исследования, его методикой и техникой; · когнитивными качествами: рассудительностью, критичностью, идейностью, убежденностью, категориальным анализом, социальной зрелостью, общекультурными и профессиональными взглядами, социопрофессиональными ценностями, интеллектуальной, коммуникативной и социально-психологической и духовной компетентностью; · культурой коммуникации с научно-исследовательскими учреждениями и информационно-аналитическими службами по обмену информацией в анализе духовной сферы общества. Профессионально-личностными особенностями: общекультурными и профессиональными взглядами на основы духовной жизни человека и общества; · культурой коммуникации с научно-исследовательскими учреждениями и учёными; · знаниями передовых научных достижений в целом и в избранной специальности; · педагогическими способностями, навыками педагогической деятельности, этикой педагогической работы. Идейностью, убежденностью, системностью мышления, категориальным анализом, социальной зрелостью личности. |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Тематический план дисциплины..................................................4
2. Лекционные занятия......................................................................5
3. Семинарские занятия...................................................................13
4. Вопросы к экзамену.....................................................................20
5. Вопросы для проверки знаний....................................................22
6. Список литературы......................................................................24
7. Приложение..................................................................................26
ПРОГРАММА
по курсу «История науки»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
№ | Название | Часы |
Лекционные занятия | ||
ТЕМА 1. Основы теории науки. | ||
Лекция №1. Сущность, основные функции и предмет науки. | ||
Лекция №2. Методология и методы науки. | ||
ТЕМА 2. Наука древнего Востока. | ||
Лекция №3. Научные знания в Древнем Египте и Вавилоне. | ||
Лекция №4. Развитие науки в Индии и Китае. | ||
ТЕМА 3. Зарождение и развитие античной науки. | ||
Лекция №5. Наука в Древней Греции. | ||
Лекция №6. Наука в Древнем Риме. | ||
ТЕМА 4. Научные основы средневековья. | ||
Лекция №7. Западно-европейская схоластика и христианство. | ||
Лекция №8. Наука в странах Арабского Востока (VII -X вв.). | ||
ТЕМА 5. Наука Нового времени. | ||
Лекция №9. Наука Эпохи Провсвещения. | ||
Лекция №10. Классическая наука XIX века. | ||
ТЕМА 6. Наука ХХ века. | ||
Лекция №11. Достижения европейской науки ХХ века. | ||
Лекция №12. Развитие науки в Америке и Азии. | ||
ТЕМА 7. Развитие русской науки. | ||
Лекция №13. Михаил Ломоносов и Российская наука. | ||
Лекция №14. Наука в России XVIII и XIX веках. | ||
Лекция №15. Наука советского периода: становление и развитие. | ||
Семинарские занятия | ||
Методы научных исследований и их использование в современной науке. | ||
Наука древнего мира и традиционного Востока. | ||
Средневековая наука. | ||
Наука Нового времени. | ||
Наука Новейшего времени. | ||
Развитие русской науки. | ||
Наука и техника: взаимообусовленность развития. | ||
Наука и религия. | ||
Современная наука: основные направления развития. | ||
Наука в контексте культуры. | ||
Итого:лекций – 30 часов, семинаров – 20 часов |
ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА 1. Основы теории науки
Лекция № 1. Сущность, основные функции и предмет науки.
Наука как форма общественного сознания, способ освоения мира. Научная картина мира. Познавательная, информационная и воспитательная функции науки. Истина как высшая ценность науки. Естественные, общественные и технические науки. Фундаментальные науки, цель прикладных наук. Основные этапы развития научного знания.
Литература:
Бурмистров С.К. Радость познания. Тверь, НГПТ «ГЕРС», 1993, 191с.
Маркова А.Н. Культурология. - М., 1995.
Багдасарьян Н.Г. Культурология. - М., 1998.