ЗАНЯТИЕ № 10. Наука в контексте культуры
Вопросы для обсуждения:
1. Роль науки в развитии культуры человечества.
2. Научные картины мира в культуре разных народов.
3. Гносеологическая функция науки и ее значение.
4. Глобализация современной культуры и науки как одной из ее подсистем.
5. Наука как приоритетное направление для развития культуры будущего.
Темы локладов:
Социокультурные основы науки.
Роль научных знаний в культуре разных народов.
Наука – важнейший элемент культуры.
Литература:
Бурмистров С.К. Радость познания. Тверь, НГПТ «ГЕРС», 1993, 191с.
Маркова А.Н. Культурология. - М., 1995.
Багдасарьян Н.Г. Культурология. - М., 1998.
Злобин Н.С. Культурные смыслы науки. - М., 1997.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
- Значение и роль методологии к для науки.
- Общенаучные, частные и специфические методы научных исследований.
- Подходы к определению объекта и предмета науки.
- Современные методы научных исследований.
- Астрономические идеи древних греков.
- Знания доисторического человека.
- Картина мира древнегреческой науки.
- Научно-технические достижения Месопотамии и Египта.
- Основные черты древнекитайской науки.
- Особенности древнеиндийской науки.
- Первые греческие философы и ученые.
- Особенности научных представлений о природе в средневековой Европе.
- Роль герметических наук Средневековья в становлении современной науки.
- Роль художественных мастерских в развитии науки Возрождения.
- Характеристика науки раннего средневековья.
- Значение научной деятельности Галилео Галилея.
- Коперниканская революция: ее истоки и сущность.
- Средневековый символизм и аллегоризм.
- Влияние механики на развитие естествознания.Особенности механической картины мира.
- Поворот мировоззрения в начале нового времени.
- Состояние естествознания в начале XIX.
- Становление идеи эволюционизма в естествознании.
- Научные представления о взаимосвязях пространства, времени и движения.
- Синергетическое видение мира.
- Современная космология и проблема существования человека.
- Современный экологический кризис и наука.
- Характеристика неклассической и постнеклассической науки.
- Концепция ноосферы и ее научный статус.
- Новейшие информационные технологии и наука.
- Особенности современной естественнонаучной картины мира.
- Создание первого университета в России.
- Русская наука XIX века.
- Наука советского периода.
- Основные направления развития российской науки в наши дни.
- Социокультурные основы возникновения и развития техники.
- Наука и техника в античное время и в средние века.
- Развитие и роль техники в эпоху просвещения.
- Развитие техники в ХIХ и ХХ веках.
- Наука и религия как два основополагающих взаимодополняющих друг друга типа мировоззрения.
- Проблема соотношения науки и религии в истории культуры.
- Познавательные установки научного и религиозного миропонимания.
- Наука и религия как символические модели мира.
- Религия и проблема научной рациональности в европейской культуре.
- Роль науки в современном мире.
- Характеристика приоритетных направлений современной науки.
- Специфика и основные черты техногенной цивилизации.
- Научно-техническое преобразование мира и экология.
- Роль науки в развитии культуры человечества.
- Научные картины мира в культуре разных народов.
- Гносеологическая функция науки и ее значение.
- Глобализация современной культуры и науки как одной из ее подсистем.
- Наука как приоритетное направление для развития культуры будущего.
Темы докладов и реферативной работы.
- Роджер Бекон и роль эксперимента в средневековой науке.
- Методология Рене Декарта.
- Характеристика специфических методов научных исследований.
- Исаак Ньютон и завершение научной революции XYII века.
- Концепция лапласовского детерминизма.
- Становление экспериментального естествознания.
- Концепция Вернадского о «ноосфере» и ее роль для науки.
- Развитие химии и значение периодической системы Д.И.Менделеева.
- Ракетостроение и космонавтика в СССР (К.Э. Циолковский, В.П. Глушко, С.П. Королев).
- Техника первобытной эпохи.
- Великие географические открытия эпохи Возрождения.
- Техника мануфактурного периода.
- Роль техники во Второй мировой войне.
- Первоначальные теистические модели мира.
- Познавательные модели мира.
- Суть дилеммы знания и веры в наши дни.
- Космическая наука сегодня.
- Основные достижения современной медицины.
- Взаимосвязь современной науки и образования.
- Социокультурные основы науки.
- Роль научных знаний в культуре разных народов.
- Наука – важнейший элемент культуры.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Определение науки, основные этапы ее развития.
2. Структура науки.
3. Основные функции науки.
4. Развитие науки в Древнем Египте.
5. Достижения шумеро-вавилонской науки.
6. Возможные оценки уровня научных знаний в Древней Индии.
7. Развитие науки в Древнем Китае.
8. Развитие научных знаний в Древней Греции
9. Система мира по Птолемею: принципы построения и история существования.
10. Становление древнеримской науки.
11. Специфика развития науки и образования в Византии.
12. Средневековая схоластика и христианство.
13. Наука и ученые средневекового арабского Востока.
14. Наука Возрождения. Особая роль Леонардо да Винчи.
15. Предпосылки возникновения науки Нового Времени.
16. Научная революция Нового времени (XVI - XVII вв.).
17. Тенденции развития европейской науки XIX века, связь науки с производством.
18. Новая научная революция XX века, теория относительности и квантовая теория.
19. Реформы Петра I в области науки и образования.
20. Московский университет и его роль в развитии русской науки.
21. Михаил Ломоносов и его роль в становлении Российской науки.
22. Российская наука XVIII - XIX вв.
23. Становление и развитие науки советского периода.
24. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР.
25. Современная Российская наука: тенденции и основные направления развития.
26. Наука и религия в разные исторические эпохи.
27. Взаимообусловленность развития науки и техники.
28. Современные и синтетические науки.
29. Понятие научной картины мира, наука как система развития знаний о вселенной.
30. Взаимосвязь науки и образования.
31. Фундаментальные и прикладные науки, их цели и взаимодействие.
32. Наука в контексте культуры.
33. Связь науки с обществом, социальная роль науки.
34. А. Эйнштейн и его роль в развитии науки 20 века.
35. Изменение социального статуса и организационных форм науки в ХХ веке.
36. Эксперимент в истории науки - возможности и ограничения.
Принципы периодизации истории науки.
37. Историко-научная концепция В.И. Вернадского и создание историко - научной школы России.
38. Типы и структура научных и научно-технических революций.
39. Взаимовлияние науки, философии, религии, искусства в ходе научной революции ХIX - XX вв.
40. Основные направления развития современной науки.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
1. Что такое наука?
2. Каковы критерии научности знания?
3. Что такое понятие физической картины мира?
4. Где проходит грань между научным и донаучным знанием?
5. Каковы функции науки в обществе?
6. Каково соотношение между объектом и предметом научного исследования?
7. В чем заключаются отличия фундаментальных наук и прикладных?
8. Каковы технические достижения Месопотамии и Египта?
9. Каковы основные достижения китайской науки?
10. Назовите основные математические достижения Индии?
11. Какие научные дисциплины возникли в Древней Греции?
12. Назовите имена наиболее известных ученых Древней Греции.
13. Опишите астрономическую модель мира Птолемея?
14. Почему в Римской империи наблюдался упадок развития науки?
15. Какими философскими системами пользовались древние римляне?
16. Назовите имена крупнейших арабо-мусульманских ученых.
17. Назовите важнейший труд по медицине Ибн Сины.
18. В чем проявилась специфика научных знаний в Средние века?
19. В чем заключаются особенности научных концепций в Средние века по сравнению с античными?
20. Какие науки в средневековье занимали лидирующее положение?
21. Какова роль религии в развитии средневековой науки?
22. Как складывались отношения между наукой и религией в эпоху Возрождения?
23. В чем заключается революционность идей Николая Коперника?
24. Как повлияли географические открытия ХYI в. на развитие естествознания?
25. Роль Галилео Галилея в становлении классической науки.
26. Каков главный результат научной деятельности Френсиса Бэкона?
27. Назовите основные черты классической науки.
28. Как научная революция в естествознании отразилась в сфере общественных наук?
29. Какими средствами и приборами пользовались естествоиспытатели в XVII веке?
30. Роль Исаака Ньютона в развитии науки Нового времени.
31. В чем проявилась научная революция в области биологии?
32. Перечислите важнейшие открытия в естествознании XVIII века.
33. Назовите главные направления в развитии науки XIX века.
34. В чем выразился кризис классической науки к концу XIX века?
35. Роль А.Энштейна и значение теории относительности для науки начала ХХ века.
36. Каковы основные направления развития науки ХХ столетия?
37. Назовите имена известных ученых в области космонавтики.
38. Назовите основные направления современной науки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев И.Д. История науки. - М., 1972.
Багдасарьян Н.Г. Культурология. - М., 1998.
Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., Айрис-Пресс, 2004.
Виргинский B.C. Очерки истории науки и техники с древнейших времен. - М., 1993.
Воронин А.А. Периодизация истории и проблема развития науки и техники в древнейший период. - М., 1997.
Воскобейников В.М. Великий врачеватель Авиценна. - М, 1980.
Гнедич П.П. История искусств. - М., 2002.
Гроздин Е.А. Ассирийская мифология. - М., 1990.
Драч Г.В. История мировой культуры. - Ростов Н/Д, 2000.
Зайцев А.И. Общеисторическое значение возникновения науки в Древней Греции. - М, 1991.
Злобин Н.С. Культурные смыслы науки. - М., 1997.
Кожановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов Н/Д, 1999.
Козлова М.С. Эволюция человека: прошлое, настоящее, будущее. – М., Наука, 2006.
Крейг А. и Росни К. Наука. Энциклопедия. - М., 1996.
Кулешов В. Латынова Н. Наука, техника, человек. - М., 1990.
Куликова А.П. Естественнонаучные представления Древнего мира. - М., 1996.
Кун Т. Структура научных революций. - М., 1997.
Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. - 1995. - № 4.
Левин В. Русские ученые XX века. - М., 2003.
Лихачев Д.С. Декларация прав культуры. // Культурология Научный образовательный вестник, 1996, №1.
М. Томпсон. Философия науки. – М., 2003.
Маркова А.Н. Культурология. - М., 2003.
Маркова А.Н. Культурология. -М., 1995.
Маркушевич А.И. Происхождение чисел. - Л., 1974.
Мезенцев В. О суевериях - всерьез, 1989.
Мовчан Н.Н. Экология человека. – СПб, Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.
Общество и природная среда / Отв. Ред. В.П.Гаврилов. – М., Наука, 2006.
П.А.Сапронов. Курс лекций по теории и истории культуры. - СП/б, 2003.
Петров С.И. Письменность и расцвет науки в Китае. - СПб, 1994. Поздняков А.А. Ашшурбанипал и наука его времени: по следам археологических раскопок. - СПб., 1992.
Пехов П.П. Биология с основами экологии. – М., Наука, 2006.
Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.
Радугина А.А. Культурология. - М., 2001.
С. Валянский, Д. Калюжный Другая история науки. – М.,2002.
Сапронов П.А. Курс лекций по теории и истории культуры. - СП/б, 2001 Сухотин А.К. Парадокс науки. - М., 1980.
Тулмин С. Человеческое понимание. - М., 1984.
Филиппов А.П. Город Вавилон. - М., 1967.
ПРИЛОЖЕНИЕ