Принципы конструирования мостовидных протезов

Основные принципы конструирования мостовидных проте­зов.При конструировании мостовидных протезов следует придерживаться определенных принципов. Согласно пер­вому принципу, опорные элементы мостовидного протеза и его промежуточная часть должны находиться на одной ли­нии. Криволинейная форма промежуточной части мост­овидного протеза приводит к трансформации вертикальных и горизонтальных нагрузок во вращающие. На­грузка прилагается к наиболее выступающей части тела мостовидного протеза. Если провести перпендикуляр к пря­мой, соединяющей длинные оси опорных зубов, из наибо­лее удаленной от нее точки тела протеза, то он будет являть­ся плечом рычага, вращающим протез под действием жева­тельной нагрузки. Величина вращающих усилий находится,таким образом, в прямой зависимости от кривизны тела мостовидного протеза. Уменьшение кривизны промежуточ­ной части будет способствовать снижению ротационного действия трансформированной жевательной нагрузки.

Второй принцип заключается в том, что при конструиро­вании мостовидного протеза следует использовать опорные зубы с не очень высокой клинической коронкой. Величина горизонтальной нагрузки прямо пропорциональна высоте клинической коронки опорного зуба. Особенно вредно для пародонта использование опорных зубов с высокими клини­ческими коронками и укороченными корнями. В этом случае велика опасность быстрого перехода компен­сированной формы функциональной перегрузки в деком-пенсированную, с появлением патологической подвижности опорных зубов. Подобные условия возникают и при атрофии альвеолярного отростка, когда происходит увеличение высо­ты клинической коронки зуба за счет сокращения внутриаль-веолярной части корня. В то же время следует иметь в виду, что при чрезмерно низких клинических корон­ках конструирование мостовидного протеза также затрудне­но из-за жесткости и уменьшения площади прилегания тела к опорным элементам. Особенно часто соединение разруша­ется в паяных мостовидных протезах.

Третий принцип предполагает, что ширина жевательной поверхности тела мостовидного протеза должна быть мень­ше ширины жевательных поверхностей замещаемых зубов. Поскольку любой мостовидный протез, как уже было отме­чено, функционирует за счет резервных сил пародонта опорных зубов, суженные жевательные поверхности телауменьшают нагрузку на опорные зубы .

Четвертый принцип основан на том, что величина жева­тельного давления обратно пропорциональна расстоянию от точки его приложения до опорного зуба. Таким образом, чем ближе к опорному зубу приложена нагрузка, тем боль­шее давление падает на этот опорный зуб, и, наоборот, при увеличении расстояния от места приложения нагрузки доопорного зуба давление на этот опорный зуб падает. Со­вершенно противоположная закономерность обнаружива­ется при конструировании консольных протезов. Для снижения функциональной перегрузки опорных зу­бов необходимо увеличивать их количество, избегать при­менения консольных протезов и уменьшать ширину жева­тельной поверхности тела протеза.

Пятый принцип связан с необходимостью восстановле­ния контактных пунктов между опорными элементами мос-товидного протеза и рядом стоящими естественными зубами. Это позволяет восстановить непрерывность зубной дуги и способствует более равномерному распределению жева­тельного давления, особенно его горизонтального компонен­та среди оставшихся в полости рта зубов. Особенно важно со­блюдение этого принципа при хорошо выраженной сагит­тальной окклюзионной кривой, когда трансформированные из вертикальных горизонтальные нагрузки стремятся накло­нить опорные зубы в мезиальном направлении. Правильно восстановленный опорными элементами мостовидного протеза контактный пункт будет передавать часть го­ризонтальных усилий на рядом стоящие естественные зубы. Это помогает сохранить устойчивость опорных зубов и пре­дупреждает их наклон в мезиальном направлении.

Шестой принцип предусматривает грамотное конструи­рование мостовидных протезов с точки зрения нормальной окклюзии. При этом можно выделить две группы пациен­тов. В первую входят больные, задача протезирования кото­рых — восстановление окклюзионных взаимоотношений в области дефекта при тщательном моделировании окклю­зионной поверхности мостовидного протеза, вписываю­щейся в существующую у больного функциональную ок­клюзию. Здесь прежде всего следует позаботиться о преду­преждении преждевременных контактов, снижении ме­жальвеолярного расстояния и функциональной перегрузки пародонта после протезирования.

Во вторую группу включают больных, нуждающихся не только в протезировании, но и в одновременном изменении функциональной окклюзии в пределах всего зубного ряда. Это бывает необходимо при частичной потере зубов, повы­шенной стираемости, заболеваниях пародонта, аномалиях окклюзии, осложненных частичной потерей зубов, и др. Общим для всех этих патологических состояний является снижение межальвеолярного расстояния. Таким образом, для второй группы больных требуется более сложное проте­зирование с учетом глубоких изменений в окклюзии зубныхрядов.

Седьмой принцип: необходимо конструировать такие мостовидные протезы, которые бы в максимальной степени отвечали требованиям эстетики. Для этого применяются наиболее выгодные в эстетическом отношении облицовоч­ные материалы, а также конструируются опорные элементы и промежуточная часть протеза, обеспечивающие надежное крепление облицовки из пластмассы, фарфора или компо­зитного материала.

Лекция № 4.

Наши рекомендации