Создание произведения киноискусства, как правило, сложный творческий и
Производственный процесс, в котором объединяется работа деятелей искусства
Разных специальностей: кинодраматурга (автора сценария); режиссёра, определяющего истолкование и реализацию замысла и руководящего работой остальных участников постановки; актёров, воплощающих образы действующих лиц; оператора, характеризующего действие средствами композиционной, светотональной и цветовой трактовки кадров; художника, находящего изобразительную характеристику среды действия и костюмов действующих лиц (а в мультипликации и внешнюю характеристику персонажей); композитора и др.
За время развития киноискусства сформировались 4 основных его вида:
· художественная (игровая) кинематография, воплощающая средствами исполнительского творчества произведений кинодраматургии или адаптированные произведения прозы, драматургии, поэзии;
· документальная кинематография, являющаяся особым видом образной публицистики, основывающаяся по преимуществу на непосредственной фиксации на плёнку реальной действительности;
· мультипликационная кинематография, «одушевляющая» графические или кукольные персонажи;
· научно-популярная кинематография, использующая средства этих 3 видов для пропаганды научных знаний.
Художественной кинематографии доступны возможности эпоса, лирики и драмы, но в кинопроизведениях, имеющих повествовательный характер, всегда присутствуют черты, сближающие их с драмой, в частности драматический конфликт. Документальная кинематография обладает всей широтой возможностей публицистических жанров литературы и журналистики. Она объединяет и произведения образной кинопублицистики, и информационные фильмы (кинорепортаж). Образы графической и объёмной мультипликации создаются съёмкой неподвижных последовательных фаз движения рисованных или кукольных персонажей. Особое внимание она уделяет созданию фильмов для детей. Научно - популярная кинематография знакомит зрителей с жизнью природы и общества, научными открытиями и изобретениями, воссоздаёт ход творческих поисков учёных и мастеров искусств, наглядно демонстрирует физико-химические и биологические процессы.
Жанры киноискусства, относительно четко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (драма, мелодрама, приключенческий фильм, трагедия, фантастика, комедия, историческое и др.), видоизменяются, испытывают тенденцию к слиянию, взаимопроникновению или даже распаду. Новаторские устремления деятелей кино обусловливают сочетание в одном произведении черт, характерных для прозы, драмы, лирики.
Урок № 15. Как работает художник, чем пользуется
Цели и задачи: Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Домашняя работа: рисование несложных композиций на свободную тему, с использованием различных художественных материалов.
Существует огромное разнообразие профилей и специализаций художников. Это деятели искусства, настоящие творцы. Зародилась данная профессия в глубоком прошлом. Еще первобытные люди изображали на стенах пещер сюжеты своего быта и деятельности. Именно они дали начало творческим процессам и зарождению живописи. Особой популярностью художники пользовались в период античности. Данное искусство стремительно развивалось, а мастера получили уважение. Но с приходом средневековых «темных времен» наступила эпоха простоя во всех сферах искусства. Живопись и мастера-художники не стали исключением. Живопись приравнивалась к бесовскому промыслу и каралась смертью. Признавались только мастера, которые работали над церковными фресками.
С наступлением эпохи Возрождения искусство и художественный промысел начинают стремительно развиваться. Творцов уважали. Многие стремились познать тонкости мастерства художников, поэтому массово организовывались школы искусств. Многие мастера принимали подмастерьев, которые становились их последователями. С течением времени развивалось и искусство. В наши дни профессия художника имеет ряд разновидностей, которые зависят от стилистики, типа расходных материалов и профиля деятельности.
Профессия художника – это творческий труд, требующий хорошей фантазии, вдохновения и владения техниками рисования. Направлений художественной деятельности очень много, поэтому в профессии выделяют целый ряд более узких специализаций:
· Художник-иллюстратор. Специалист, создающий картины, описывающие текст.
· Художник-график. Мастер, работающий в одном контрастном цвете. Чаще всего это черный. Для рисунков используется карандаш, тушь и т.д.
· Художник-карикатурист. Это специалист, который создает смешные портреты или пародии на происходящие события.
· Живописец. Название данной отрасли самое древнее и оно характеризуется рисованием с натуры.
· Художник-модельер.Данный специалист специализируется на создании эскизов новых коллекций одежды. Художник, придумывающий наряд, законодатель моды.
· Художник-копиист. Специалист, создающий копии картин, репродукции.
· Художник-реставратор. Данные специалисты точно знают, как вернуть шедеврам первозданный вид.
· Специалист в области миниатюрной живописи.
· Художник-портретист. Это работа с людьми с целью полной передачи их внешних особенностей. Передача может быть и частичной, все зависит от стиля, в котором работает мастер.
Художественные материалы:
Карандаш (тюрк. karadaš, «кара» — чёрный, «даш» — камень, дословно, — чёрный камень) — инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т. п.), применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.
Карандаши принято делить на простые и цветные. Простой карандаш имеет графитовый грифель и пишет серым цветом с оттенками от светлого до почти чёрного (зависит от твёрдости графита).
Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая, как правило, указана на карандаше и обозначается буквами М (или B — от англ. blackness (букв. чернота) — мягкий и Т (или H — от англ. hardness (твёрдость) — твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш обозначается сочетаниями ТМ и HB. Буква F (от англ. fine point (тонкость) – это средний тон между НВ и Н. Также нужно отметить, что тон у карандашей одной маркировки может меняться в зависимости от фирмы.
Уголь - это старейшая принадлежность для рисования, которая не утратила популярности по сей день. Угольными карандашами и стержнями легко рисовать, к тому же картины, выполненные ими, отличаются выразительностью и непосредственностью.
Работа с углем - это первое, чему учат начинающих художников на многих курсах рисунка и живописи. Студентов сразу просят взять уголь и сделать набросок больших, четко очерченных предметов. Такая работа позволяет лучше понять принцип рисунка, а также изучить способы тонирования. Этими навыками крайне важно овладеть, прежде чем переходить к цветным изображениям. Кроме того, работая углем, художники учатся воспринимать рисунок в целом, не отвлекаясь на второстепенные детали.
Художественный уголь делают из жженых березовых и ивовых веток или из жженой виноградной лозы. Он продается в виде стержней и карандашей. Уголь из виноградной лозы рисует коричневато-черным цветом, а из ивовых и березовых веток (распространен в Великобритании) - синевато-черным.
Художественный уголь бывает разной твердости. Мягкий хорошо растушевывается и используется для тонирования, а твердый идеально подходит для рисования мелких деталей. Толщина стержней тоже неодинакова, что позволяет проводить ими различные линии - от широких и четких до тонких, едва заметных. Угольные карандаши, в отличие от стержней, не пачкают руки, но боковой стороной карандаша нельзя рисовать.
Пасте́ль [-тэ́-] (от лат. pasta — тесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно современной музейной классификации, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением.
Пастель бывает трёх типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путём прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.
Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге.
Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать.
Тушь черная (нем. Tusche) — краска, приготовленная из сажи. Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток. Черная тушь высокого качества имеет густой черный цвет, легко сходит с пера или с рейсфедера. Существует также так называемая цветная тушь (особая разновидность жидких красок), употребляемая крайне редко.
Неразмываемость туши проверяют следующим образом: на листке чертежной бумаги вычерчивают несколько линий различной толщины и, после того как тушь высохнет, листок в наклонном положении помещают под водопроводный кран на 1 минуту. Неразмываемая тушь не размоется и не потечет.
В данный момент тушь наиболее широко применяется для рисования, особенно при создании комиксов и карикатур.
Бумага - незаменимый материал для письма и самый востребованный материал для творчества. Художественную бумагу разделяют по технике исполнения работ (бумага для акварели, пастели, угля, гуаши, акрила, масла, чернографитных и цветных карандашей и др.), назначение которых определяется типом используемых материалов.
Также бумага различается по рельефу поверхности (текстуры): зернистая, фактурная. По степени зернистости бумага делиться на три группы: гладкая, средняя зернистость, крупная зернистость. Тиснение бумаги также может быть разнообразным, художник выбирает фактуру в зависимости от детализации изображения и своих творческих замыслов. Наиболее популярное тиснение – «холст», «лен» и «скорлупа».
Любая художественная бумага должна быть достаточно плотной для того, чтобы краска не пропитывала лист насквозь и достаточно шероховатой, чтобы краска ложилась, не стекая. Бумага для акварели изготавливается полностью из целлюлозы или из целлюлозы с добавлением хлопка; встречается также профессиональная бумага для акварели, полностью состоящая из хлопка. Наличие натурального хлопка в составе придает бумаге свойства ткани, она хорошо впитывает воду и также хорошо высыхает, лист не коробится, а на поверхность прочно ложиться красочный пигмент.
Художественная кисть является основным инструментом с помощью и посредством которого художник реализовывает свой замысел на бумаге, холсте, ткани или другом материале. В составе любой художественной кисти можно структурно выделить три основные части: ручка, обойма (или капсюль) и волосяной пучок, являющийся, собственно, главной рабочей поверхностью инструмента.
Ручка в основном изготавливается из твердой древесины лиственных пород деревьев (дуб, береза, бук и т.д.), также в качестве материала иногда используются синтетические вещества (например, пластик). Бывают эксклюзивные кисти и с ручками из слоновой кости, некоторых пород минералов и т.п.
Обойма придает определенную форму, обеспечивает сохранность волосяного пучка и соединяет его с ручкой. Она, как правило, металлическая, но может быть выполнена и из других материалов. Наиболее удобны в работе, практичны, надежны и внешне привлекательны цельнотянутые обоймы.
Волосяной пучок кисти представляет собой сформированные обоймой в пучок определенного размера и заданной формы натуральные (белка, тигр, пони, коза, барсук, колонок, щетина и т.д.) или синтетические волосы.
По форме патрона художественные кисти можно разделить на две основные группы: круглые (патрон на конце в сечении дает окружность) и плоские (патрон сплющивается на конце).
Основные свойства кистей
1. Способность волосяного пучка образовывать острый кончик.
2. Упругость волосяного пучка.
3. Контроль над текучестью краски.
Кисть белка.Лучшая группа кистей для работы акварелью. Беличий волос хорошо сохраняет форму, не ломается, великолепно впитывает и отдает затем влагу, и легко моется под проточной струей воды. Беличья кисть позволяет рисовать плавно, без неравномерных полос и наложения размытых пятен. Такая кисть незаменима при работе лессировками.
Кисть колонок.Колонок – это хищный пушной зверь из семейства куньих (обитает на территории Сибири, Кореи, Китая). Его шерсть имеет превосходные свойствами мягкости, эластичности и упругости. Акварельную лессировку колонком нужно выполнять очень аккуратно, т.к. можно «зацепить» нижние слои краски и разрушить их целостность. Зато колонковой кистью хорошо делать размывку высохших слоев краски и выполнять яркие мазки, с достаточным нажимом на кисть.
Кисть щетина. В качестве волоса используется натуральная щетина свиней. Лучшими по качеству щетинными кистями считаются те, которые изготовлены из волоса китайского ангкингского борова. Волос щетины жесткий и упругий. Он прекрасно подходит для работы с густыми красками (например, акрил, масло).
Урок № 16. Виды изображений в картине
Цели и задачи: Стилевые особенности различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К. Малевич). Домашняя работа: работа с репродукциями известных художников.
Под стилем понимают сформировавшийся комплекс изобразительных приемов, выразительных средств, идентифицирующий художественную самобытность явления искусства. Слово «стиль» происходит от лат. stilus, от греч. stylos, что означает «остроконечная палочка для письма». Стили между собой неравнозначны — какой-то стиль существует веками, какой-то был актуален всего несколько лет.
Деление творчества художников на стили, или направления, носит условный характер. Происходит это потому, что четко обозначить границы того или иного стиля не представляется возможным. Количество стилей и их виды – величина непостоянная; непрерывно происходят движения, изменения, развитие. Существует практически бесконечное их разнообразие.
Абстракционизм— направление в искусстве XX в., в котором произведение выстраивается исключительно из формальных элементов: линия, цветовое пятно, конфигурация. Возник в 1910-х гг., после Второй мировой войны стал доминирующим направлением в искусстве стран Западной Европы и Северной Америки. Крупнейшие представители: В. В. Кандинский, К. С. Малевич, П. Мандриан, Р. Делоне, Ф. Купка. | |
Н. Пуссен «Вдохновение поэта | Классицизм — стиль и направление в искусствеXVII — нач. XIX вв., обратившееся к античному искусству и искусству Высокого Возрождения, как к образцу. Ему присущи уравновешенность, четкость, пластическая ясность и гармоничность. Крупнейшие представители: в живописи — Н. Пуссен, Ш. Лебрен, К. Лоррен, Ж. Л. Давил, Ж. О. Д. Энгр; в русской скульптуре — М. И. Козловский, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Мартос. |
Античное искусство- искусство античной эпохи Древней Греции и тех стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции: эллинистических государств, Рима, этрусков, скифов, фракийцев, галлов и др. | |
П.П. Рубенс «Портрет маркизы Бригитты Спинола Дориа» Спинола Дориа» | Барокко— стиль, зародившийся в конце XVI в. в Италии, в Европе был распространен до начала XVIII в., в Латинской Америке, отчасти в Северной Америки и Азии — в XVII—XVIII вв. Основополагающая черта — синтетичность. Искусство барокко отличается пышностью, взвихренностью, экзальтацией образов. |
Бубновый валет — объединение московских художников (1910—1916), обращавшихся к живописно-пластическим исканиям в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма, лубка и народной игрушки. Крупнейшие представители: В. Д. и Д. Д. Бурлюки, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, М. Ф. Ларионов, И. И. Машков, Р.Р. Фальк и др. | |
Р. Санти «Сикстинская Мадонна» | ВОЗРОЖДЕНИЕ,Ренессан, — одна из величайших культурно-исторических эпох. Началась в Италии в ХШ в. и уступила место барокко в конце XVI в. Характеризуется кардинальными сдвигами в ориентации и содержательном пафосе культуры и искусств, провозглашением реального мира и человека как высшей ценности. Проторенессанс — начальный период (1260/1280—1320). Крупнейшие представители: Джотто, П. Каваллини, А. Ди Камбио, Н. и Дж. Пизано. Раннее Возрождение (около 1401/1420 —около 1500) — время формирования и утверждения ренессансных принципов. Ведущие школы этого времени — флорентийская, венецианская, феррарская, умбрийская. Высокое Возрождение — период наивысшего подъема. Крупнейшие представители: Л. Да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан. Позднее Возрождение (152O/I54O—159O) — завершающий этап. Крупнейшие представители: Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто, Палладно Дадаизм —движение, возникшее в Цюрихе в 1916 г. в среде эмигрантов. Интеллектуальный бунт. Крупнейшие представители: М. Дю-шан, Ф. Пикабия, X. Арп, М. Эрнст, К. Швиттерс. . |
К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце. » | Импрессионизм — направление в искусстве в I860 — начале XX в. Его представители стремились непредвзято и естественно запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Крупнейшие представители: Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, А. Сислей. К. Писсарро, П. Сезанн, Э. Дега, Б. Морнзо, А. Гийомен, Э. Буден, Дж. Уистлер, М. Либерман, Л. Коринт, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь, О. Роден, П. П.Трубецкой. |
Пабло Пикассо, "Гитара и Скрипка" | Кубизм— направление во французском искусстве в 1900—1910-х гг Характерно преобладание в картинах прямых линий, граней и кубоподобных форм. Крупнейшие представители: П. Пикассо и Ж. Брак. Наиболее известные группировки — «Бато Лавуар» и «Золотое сечение». |
Наивное искусство— одна из областей искусства примитива XVIII—XX вв. Включает изобразительные виды народного искусства, творчество художников-самоучек, самодеятельное искусство. Развивается в областях, освоенных профессиональным искусством, но сохраняет собственные цели и оригинальную методику. | |
Реализм — одна из основных тенденций развития мирового искусства, предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-исторические формы: наивное жизнеподобие наскальных изображений древнейших эпох, идеализация античного искусства, одухотворенность поздней готики и т. д. Особенно интенсивен в искусстве Ренессанса. Реализм искусства XIX—XX вв. отмечен социальной направленностью. | |
Э. Делакруа «Свобода, ведущая на барикады» | Романтизм— идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIИ — начала XIX в. Возник как реакция на рационализм и самоуверенный оптимизм эстетики классицизма и философии Просвещения. Характерны обращение к искусству до Рафаэля, аналогия гения, вера во всемогущество художника. Крупнейшие представители в живописи: Э. Делакруа, Т. Жерико, У. Блейк, И. Г. Фюссли, К. Д. Фридрих, Ф. О. Рунге, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, А. А. Иванов. Сюрреализм— направление в искусстве XX в., избравшее источником вдохновения сферу подсознания (сновидения, галлюцинации) и заменившее логические связи свободными ассоциациями. Крупнейшие представители в живописи: М. Эрнст, А. Масон, Ж. Арп, Дж. Миро, С. Дали, П. Блум, Р. Магрит, П. Дельво, И. Танги. |
С. Дали «Геополитический младенец» | |
Фовизм, дикие — направление во французском искусстве начала XX в. Характерные особенности: предельно интенсивное звучание открытых цветов, сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Крупнейшие представители: А. Матисс, Ж. Брак, Ж. Руо, А. Дерен, А. фриез, А. Марке, М. Вламинк, Р. Дюфи,Ж. Фландрен, К. ван Донген.. |
Реалистическое Декоративное Абстрактное
изображение натюрморта; изображение натюрморта; изображение натюрморта;
Урок № 17. Жанры изобразительного искусства
Цели и задачи: Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами художников. Произведения изобразительного искусства, главным образом живопись, делятся по жанрам.Домашняя работа: посещение выставочного пространства. Жанр живописи (от фр. genre – род, вид) – разделение произведений живописи исходя из темы изображения и объекта изображения.
Жанры живописи появлялись, набирали популярность, угасали, возникали новые, внутри существующих стали выделять подвиды. Процесс этот не прекратится, пока существует человек и пытается запечатлеть окружающий его мир, будь то природа, здания или другие люди.
Ранее (до 19 в.) существовало деление жанров живописи на так называемые «высокие» жанры (фр. grand genre) и «низкие» жанры (фр. petit genre). Такое деление возникло в 17 в. и основывалось на том, какой предмет и сюжет были изображены. В связи с этим к высоким жанрам относили: батальный, аллегорический, религиозный и мифологический, а к низким — портрет, пейзаж, натюрморт, анимализм.
Деление на жанры довольно условно, т.к. на картине одновременно могут присутствовать элементы двух и более жанров.
Анималистика (произошло от лат. animal - животное). Анималистический жанр - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются животные, это один из наиболее древних жанров, т.к. рисунки и фигуры птиц и зверей присутствовали в жизни уже первобытных людей. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом. | |
Аллегорический жанр (от греч. allegoria - иносказание) - жанр изобразительного искусства, в котором в художественное произведение закладывается скрытый и тайный смысл. В этом жанре трудно изобразимые идеи (например добро, сила, власть, справедливость, любовь и т.д.) показываются иносказательно через изображения живых существ, животных или человеческих фигур с атрибутами, за которыми исторически закрепился символический, легко читаемый смысл. Аллегорический жанр наиболее характерен для искусства Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма. | |
Батальный жанр (произошло от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны: сражения, военные походы, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. | |
Былинный жанр - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются сцены из былин и народного фольклора. | |
Бытовой жанр (жанровая живопись) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас. | |
Пейзаж (произошло от фр. paysage - страна, местность) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Виды пейзажа: Морской (марина) (произошло от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus - морской) - жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид. Яркий представитель этого жанра - И.К.Айвазовский (1817-1900). Городской (архитектурный пейзаж) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания. Сельский – поэзия деревенского быта, его окружающая связь с природой. Парковый - изображаются уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Индустриальный – художник стремится показать роль и значение человека-созидателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций, ажурных конструкций, вокзалов и мостов, паутин железнодорожных линий. Героический- в котором природа, представляется величественной и недоступной для человека (высокие скалистые горы, могучие деревья). Декоративный – предназначен для украшения здания, обычно выполняется, чтобы дополнить архитектуру сделать ее более выразительнее. Настроения - стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувства тоски, грусти, безнадежности, тихой радости. Исторический – находят исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку. Эпический – величавые картины природы полные внутренней силы. Особой значимости и бесстрастного спокойствия. Романтический – запечатление бунтарского начало, несогласие с существующим порядком вещей. Стремление подняться над обыденным, изменить его (грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйства ветра). | |
Интерьер (произошло от фр. intérieur - внутренний) - жанр, в котором предметом изображения является изображение внутреннего вида помещения. | |
Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества. | |
Мифологический (от греч. mythos - предание) - жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы и легенды древних народов | |
Натюрморт (в переводе с фр. - мертвая, неодушевленная натура) - это художественное изображение различных предметов быта. Ими могут быть: посуда, домашняя утварь, фрукты, овощи, цветы, дичь или любое их сочетание. Самые известные школы в написание натюрморта - фламандская и голландская, в которых по-своему решили задачу передачи цвета и композиции. | |
Портрет (произошло от фр. слова portrait) - это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. Виды портрета: · поплечный, погрудный, поясной, бюст (в скульптуре), поколенный, в рост; · портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа; · по числу: однофигурный, групповой; Интимный – художник изображая человека, дорогого ему и ценимого им, стремится прежде всего открыть то хорошее, за что любит его (душевная чистота, доверчивость, нежность, мечтательность, красота духовного мира). Парадный – посвященный общественному деятелю, художник стремится показать заслуги изображенного человека, его роль и место в обществе. Для этого широко используются различные атрибуты: ордена, драгоценности, богатство одежд и интерьера, величие позы и жестов. Социальный – рассказывает о жизни о положении классовых сословий и даже о перспективах развития общества. Они заставляют внимательно всматриваться в окружающее и находить в нем своих сторонников и врагов. Психологический – выявлению характера помогает верно подмеченное душевное состояние человека, человек погруженный в глубокое размышление. Напряженная работа мысли, опущенная голова, взгляд, плотно сжатые губы, человек болеющий за судьбу родной страны, всего человечества. Костюмированный – портрет в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. В наименованиях таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе». Миниатюрный – портреты различают и по размеру. Автопортрет – портрет, в котором художник изображает самого себя. | |
Сюжетно-тематическая картина - смешивание традиционных жанров живописи (бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др.), возникшее в советском искусствознании и в художественной практике 1930-х гг | |
Религиозный жанр — жанр, в котором на картинах основная сюжетная линия – библейская (сцены из Библии и Евангелия). По тематике относится к религиозной и иконопись, отличие их состоит в том, что картины религиозного содержания не участвуют в проводимых богослужениях, а для иконы это является главным предназначением. Иконопись в переводе с греч. означает «молитвенный образ». Данный жанр был ограничен строгими рамками и законами написания картин, т.к. призван не отображать реальность, а передать идею божьего начала, в котором художники ищут идеал. На Руси иконопись достигает расцвета в 12-16 вв. Наиболее известные имена иконописцев – Феофан Грек (фрески), Андрей Рублев, Дионисий. |
Портрет– жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека. Его духовный мир. Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным предметом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных ее проявлениях.
Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселиться, легко отыскала его владельца.
Правдивостью и точностью психологической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Они отражали характер и индивидуальные конкретные черты лица.
Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, человеческая личность (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто). Мастера Возрождения углубляют содержание портретных образов и наделяют их интеллектом душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом.
В 17 веке в европейской живописи выдающиеся мастера этой эпохи – Рембрандт, Ван Дейк, Д. Веласкес – создали галерею замечательных образов простых, ничем не знаменитых людей, открыли в них величайшее богатство доброты и человечности.
В России портретный жанр активно начал развиваться с начала 18 века Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создали серию великолепных знатных людей. Художники В. Перов, И. Крамской, И. Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников.
Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому.