Искусство Каролингской империи
Укрепление государства франков в результате военных побед. Расширение его территории. Коронование Карла Великого в Риме в 800 г. Культура Каролингской империи. Учреждение новых школ, реформа письменности, изучение античных рукописей. Обращение к античной и раннехристианской традиции в области архитектуры и изобразительного искусства. Влияние искусства Востока и Византии. Термин «Каролингский Ренессанс» и его смысл. Придворный характер Каролингского Ренессанса.
Архитектура Каролингской империи. Грандиозный размах строительства. Деревянные жилые и хозяйственные постройки по данным археологических изысканий. Тип «франкского дома». Бурги и укрепленные поселения. Имперские пфальцы. Пфальц Карла Великого в Аахене. Аахенская капелла. Пфальц в Ингельхайме. Резиденция епископа Теодульфа в Жерминьи-де-Прэ и ее капелла.
Типы каролингских базилик. Монастырь в Фульде. Каролингская церковь аббатства Сен-Дени. Старинные изображения плана Сен-Галленского аббатства и церкви монастыря Сен-Рикье. Двойная ориентация некоторых храмов, башни на перекрестье нефа и трансепта и на фасадах, Монастырь и Лорше, ворота с надвратным залом.
Монументальная живопись. Сообщения источников о многочисленных фресках и мозаиках каролингских дворцов и храмов. Скудость сохранившихся памятников. Мозаика апсиды в Жерминьи-де-Прэ, ее символический характер. Изображения из истории св. Стефана и крипте церкви Сен-Жермен в Оксерре, Евангельский цикл и «Страшный суд» в церкви Иоанна в Мюнстере. Литературные источники о росписях дворцов в Ингельхайме и Жерминьи-де-Прэ. Воздействие каролингского искусства на монументальную живопись Италии. Фреска «Вознесение» в подземной церкви Сан Клементе в Риме. «Распятие» в церкви Сан Винченцо ин Вольтурно.
Каролингская миниатюра. Сочетание в ней традиции меровингской книги с влиянием англо-ирландской, византийской и раннехристианской миниатюры. Постепенное распространение повествовательных иллюстративных циклов. Вопрос о главных центрах изготовления книги.
Аахен как наиболее вероятный центр книжного искусства на рубеже VIII и IX вв. Так называемая «Придворная школа» Карла Великого («Школа Годескалька»). Роскошная декорировка рукописей, золотые и серебряные буквы, пурпурная окраска страниц, богатейшие орнаменты. Использование меровингской и англо-ирландской орнаментики. Символические изображения «источника жизни», восточное происхождение мотива. Изображения восседавших на тронах евангелистов в обрамлении арок на фоне фантастической архитектуры. Декоративное оформление таблиц канонов. Почти полное отсутствие повествовательных иллюстраций. Главные памятники школы - «Евангелие Годескалька» (Париж, Национальная Библиотека), «Евангелие Ады» (Трир, Муниципальная Библиотека), «Евангелие» из монастыря св. Медарда в Суассоне (Париж, Национальная Библиотека).
Классицистическое направление в раннекаролингской миниатюре. Так называемая «Дворцовая школа» («школа венского коронационного Евангелия»), также, по-видимому, сложившаяся в Аахене во времена Карла Великого, Возрождение позднеантичных живописных приемов трактовки формы. Изображения евангелистов на фоне пейзажа. «Коронационное Евангелие Карла Великого» (Вена, Национальная Библиотека). «Евангелие Карла Великого» (Аахен, Сокровищница собора).
Возникновение ряда локальных школ миниатюры при преемниках Карла Великого. «Реймсская школа». Ее расцвет в 20 - 30-х гг. IX в. Связь с «Дворцовой школой» и заметное влияние раннехристианского искусства. Высокое качество иллюстраций реймсских рукописей, присущие им черты повышенной экспрессии, динамичности рисунка, «Евангелие Эбо» (Эпернэ, Муниципальная Библиотека). «Утрехтская Псалтирь» (Утрехт, Библиотека Университета) - Выдающийся памятник каролингской миниатюры.
«Турская школа», период ее наибольшей активности - 40-е годы IX в. Изготовление больших иллюстрированных Библий в скриптории монастыря Сен-Мартен в Туре. «Библия Мутье-Гран-валь» (Лондон, Британский музей), «Библия Вивиена» (Париж, Национальная Библиотека), «Евангелие Лотаря» (Париж, Национальная Библиотека). Появление в этих рукописях изображений каролингских монархов. Сцена поднесения книги Карлу Лысому в «Библии Вивиена».
«Придворная школа Карла Лысого». Неясность ее локализации. «Псалтирь Карла Лысого» (Париж, Национальная Библиотека), «Коронационный Сакраментарий Карла Лысого» (Париж, Национальная Библиотека), «Золотой кодекс» из монастыря Эммерама в Регенсбурге (Мюнхен, Баварская Библиотека).
«Позднереймсская школа» - «Библия Карла Лысого» (Рим, Сан Паоло Фуори). «Метцская школа». Введение пышной растительной орнаментики. Украшение инициалов сценками из жизни Христа и легенд о мучениках и святых. «Сакраментарий Дрогона» (Париж, Национальная Библиотека).
Скульптура. Вопрос о существовании монументальной скульптуры в каролингских храмах. Широкое распространение мелкой пластики. Изделия из слоновой кости - складни, ларцы, реликварии, оклады для книг, епископские посохи, литургические гребни и т.п. Так называемая «группа Ады» - придворная школа конца VIII - начала IX в. Ее характерные признаки - крупные фигуры, мягкая округлость линий, орнаментальная обработка поверхности. «Реймсская школа» (группа Лиутара) - середина IX в. Динамичность и экспрессия, резкость линий, светотеневые контрасты - типичные признаки школы. Оклад «Псалтири Карла Лысого» (Париж, Национальная Библиотека) - ее главный памятник. «Метцская школа» середины и второй половины века. Статичность рисунка, широкое использование растительного орнамента. Литургический гребень со сценой «Распятие» (Кельн, Музей). Бронзовая пластика - статуэтка Карла Великого из Метца (Париж, Лувр). Серебряный антепендиум в церкви Сант Амброджо в Милане («Антепедиум Вольвиниуса»). Искусство окраин Каролингской империи. Статуя св. Веры в Конке.