Искусство каролингской империи 10 страница

Ограда западного хора Наумбургского собора украшена ввepxу cценами "Страстей Христовых". Это первое воплощение в немецком монументальном искусстве евангельского повествования о страданиях и смерти Христа. В интерпретации наумбургского мастера эпизоды христианской легенды утрачивают черты церковной символики и превращаются в рассказ о простых людях.

Уже первый рельеф этого цикла — „Тайная вечеря" поражает необычностью решения (илл. 127). Здесь нет никакого намека на чудо, на сложное символическое значение, которое вкладывала в „Тайную вечерю" христианская церковь, связывавшая этот эпизод с одним из главных религиозных таинств — причастием. Коренастые фигуры, широкоскулые лица, грубые миски с едой, лежащий на скатерти нарезанный толстыми ломтями хлеб придают этой сцене сходство с крестьянской трапезой. Утомленные после дневного труда люди с жадностью набросились на еду. Один пьет прямо из кувшина, другой подносит кусок ко рту, третьи достают еду руками из мисок. Жесты этих людей безыскусственны, лица простодушны, чувствуется, что помыслы их всецело принадлежат земле. Таков и Христос в „Тайной вечере". Протягивая Иуде ломоть хлеба, он осторожно придерживает другой рукой широкий рукав, чтобы не испачкать его едой. Только сидящий у края справа немолодой облысевший бородач кажется погруженным в какие-то свои мысли. Некоторые склонны видеть в нем автопортрет художника.

Царящая в „Тайной вечере" атмосфера бесхитростности и простодушия сменяется в сцене „Предатель

ства Иуды" выражением сложных и противоречивых чувств. Здесь все словно насыщено горячим взволнованным шепотом и звоном денег. Подобострастно склоняется перед первосвященником Иуда, подставив конец плаща под поток сыплющихся монет. Отталкивающая жадность и угодливость его вызывают отвращение даже у врагов Христа. Перешептываясь, они совещаются, стоит ли доверять этому человеку. Взвол

нованно и драматично решена сцена „Взятия под стражу", где босоногий апостол Петр, схватив обеими руками огромный меч,— видимо, непривычное для него оружие,— как топором, отрубает им ухо рабу первосвященника Малку. Наконец, в рельефе „Христос перед Пилатом" наумбургский мастер с удивительной яркостью сумел передать и спокойную отрешенность Христа, и бешеную ярость его врагов, и сомнение Пилата. 16

Впечатление реальности, которое создают рельефы „Страстей", обусловлено не только перенесением действия в обыденную обстановку и обилием жизненных черт, но и преодолением ряда традиционных условностей средневекового искусства. Особенно необычна многоплановость рельефов. Наумбургский мастер вводит в свои композиции естественную точку зрения, фигуры его не громоздятся одна над другой, но располагаются в глубину, заслоняя-друг друга („Взятие под стражу"). Здесь художник подходит к решению проблемы пространства, намного опередив современное ему искусство.

Заключительный эпизод драмы „Страстей" — сцена „Распятия" представлена в нижней части ограды хора у алтарных врат. Наумбургский распятый Христос -последнее звено в эволюции этого образа в немецкомсредневековом искусстве. Если в конце XII — начале XIII века романский образ бога-триумфатора был вытеснен образом страдающего человека, то наумбурский мастер довел до предела выражение страдания. Голова Христа бессильно свесилась на плечо, ротполуоткрыт, глаза глубоко запали, из-под тернового венца сочится кровь.

За оградой хора находится другой мир — мир феодальной знати. У опорных столбов хора стоят двенадцать статуй основателей храма. Уже в самом замысле — поместить в хоре церкви изображения мирскихвластителей заключалась известная дерзость. Впрочем,здесь художник, несомненно, следовал воле заказчиков — наумбургского духовенства, заинтересованного в поддержке местных феодалов. Появление подобных изображений в храмах отражает особенности жизненного уклада Германии и могущество феодальных князей.

Если в рельефах „Страстей" наумбургский художник проявил себя как блестящий мастер драматического повествования, то в статуях основателей храма не менее блистательно раскрылось его дарование портретиста. 17 В то время, когда выполнялись эти статуи, основателей храма давно уже не было в живых, однако, задумав их образы в соответствии с описаниями старинных хроник, художник несомненно использовал для их воплощения реальные прототипы. Это дало ему возможность создать целую галерею удивительных по яркости характеров. Властный, жестокий и умный Эккехард и его нерешительный слабовольный брат Герман, хрупкая, нежная и задумчивая Ута (илл. 128), жена Эккехарда и ее невестка — жизнерадостная и бездумная Реглинда, чувствительный мечтатель Вильгельм фон Камбург и олицетворение злобной тупости Тимофон Кистриц (илл. 129), взволнованный и порывистый Зиццо фон Кефернбург и погруженная в скорбь вдовствующая маркграфиня Гепа — таков неполный перечень изображенных в соборе представителей княжеского дома. Как портретист наумбургский мастер тоже

намного опередил свое время. Мы напрасно стали бы искать в европейском искусстве XIII века что-либо подобное его портретам.

Поздняя немецкая готическая скульптура характеризуется развитием манерности и преувеличенной патетики в сочетании с натуралистической точностью деталей, а также утратой монументальности. Примером поздней готической скульптуры Германии могут служить статуи собора в Кельне, фигуры „Прекрасного колодца" в Нюрнберге и др. Готические формы долго сохраняются в скульптуре Германии и лишь в XVI веке сменяются ренессансными.

ИСКУССТВО АНГЛИИ

В истории английской художественной культуры готике принадлежит исключительно большое место. Возникнув конце XII века, она держится здесь особенно долго и лишь в XVI веке постепенно вытесняется новыми формами. Становление готики в Англии совпало с централизацией и экономическим подъемом государства, дальнейшее ее развитие протекало в условиях Столетней воины (1337—1458 гг.) и крестьянских волнений XIV века, а позднее династических распрей, предшествовавших воцарению Тюдоров (война Алой и Белой розы, 1455—1485 гг.) Этот период был также временем формирования национальной культуры и раннего расцвета литературы на английском языке.

В силу особенностей развития экономики Англии города не играли такой роли в жизни страны, как в других областях Европы. Поэтому готическое строительство было связано здесь не столько с городами, сколько с монастырями. Это обусловило некоторые особенности английской церковной архитектуры - обилие всевозможных пристроек, окружающих здание храма, а также значительное увеличение длины собора за счет развития хора. Широкие, сильно выступающие трансепты нередко перерезают здание на середине его длины, иногда же отодвигаются еще дальше к западу. Некоторые храмы имеют по два трансепта. Типичным для английских соборов является простое прямоугольное завершение хора без обхода и венца капелл. Своды храмов, как правило, невысоки, и разрыв между высотой центрального и боковых нефов невелик. Вследствие этого здесь не получает значительного развития французская система аркбутанов и контрфорсов. Фасады английских готических храмов более разнообразны по композиции и менее цельны, чем французские, они лишены розы, горизонтальное членение в них гораздо более выражено, исключительно богат их архитектурный декор. Башни фасадов обычно не велики, иногда же они совершенно отсутствуют, зато огромная башня вздымается на средокрестье. Особенностью английской готики являются также сложные декоративные плетения нервюр на сводах.

Эволюция готической архитектуры Англии на протяжении более трех столетий коснулась главным об разом декоративных форм. С течением времени декор храмов становится все более обильным, в особенности же усложняются плетения нервюр на сводах, полу чающие в поздний период причудливый и прихотливый рисунок (сетчатые, звездчатые, веерные своды и т. п.). Принятая периодизация английской готики (ланцетовидный, украшенный, перпендикулярный стили) основана на смене декоративных приемов.

Готическая архитектура Англии складывалась под влиянием французской. Известно, что в конце XII века здесь работали французские зодчие. Так, например, в 1175 году приехавший из Франции архитектор Гильом из Санса начал перестройку хора Кентерберийского собора.

Coбop этот- один из самых прославленных в Англии. Поскольку Кентерберийский архиепископ считался главой английской церкви, собор приобрел значение главного храма в стране. Поэтому его постарались сделать особенно большим и красивым. Длина церкви достигает 160 м, причем восточная часть, отделанная трансептом, значительно превышает западную. Композиция здания сложна, оно состоит из большого числа следующих друг за другом помещений и окружено пристройками. Так как здесь был похоронен особенно почитавшийся в Англии причисленный к лику святых архиепископ Тома Бекет, храм этот издавна привлекал паломников. Это сказалось на структуре его восточной части, получившей обход, увенчанный капеллой Бекета.

Строившийся в течение многих столетий Кентерберийский собор (XII-XV вв.) отразил разные этапы развития английской готической архитектуры. Двигаясь от старинной, начатой еще в романских формах восточной части храма к западу, мы переходим от строгих форм ранней готики ко все более сложным и вычурным. Простые нервюрные своды и массивные круглые столбы хора сменяются в западной части (1390 — 1411 гг.) опорами, поверхность которых покрыта тонкими вертикальными тягами, расходящимися на сводах сложными пучками нервюр. Еще более причудливы плетения нервюр примыкающего к северной стороне церкви монастырского дворика.

Снаружи Кентерберийский собор не производит цельного впечатления. Над множеством примыкающих друг к другу объемов и разновременных пристроек доминирует огромная четырехгранная башня средокрестья. Западный фасад декорирован сравнительно скромно. По своей композиции он напоминает фасады французских двубашенных храмов.

Одним из наиболее цельных и гармоничных соборов Англии является построенный за сравнительно короткое время (1220—1266 гг.) собор в Солсбери (илл. 130). Это типичный образец ранней английской готики — длинный трехнефный собор. (около 140 м) с очень большим хором, двумя трансептами и прямо угольной абсидой. С южной стороны к зданию примыкают клуатр, зал капитула и ризница. Средокрестье увенчано высокой башней с остроконечным шатром (самая высокая готическая башня в Англии, 135 м), которая является центром всей композиции здания. Западный фасад не имеет башен. Он невысок и растянут в ширину, вся поверхность его перерезана горизонтальными поясами ниш, заполненных статуями.

Подчеркнутость горизонтальных линий и большая ширина становятся характерными для фасадов английских соборов. Начатый еще в романском стиле, фасад собора в Линкольне (илл. 131) в период готики был расширен и украшен семью ярусами ниш. С длинными горизонталями нижней части фасада резко контрастируют вертикали двух возвышающихся в его средней части башен.

Из больших английских соборов ближе всего примыкает к французскому типу собор Вестминстерского аббатства в Лондоне, со времен Вильгельма Завоевателя(сер. XI в.) служивший местом коронования и погребения английских королей. Он имеет французскую форму хора с обходом и венцом капелл, трансепт приближен к восточной части, центральный неф выше, чем обычно в английских зданиях. Наружный облик собора отличается от большинства английских храмов отсутствием высокой башни на средокрестье и развитой системой аркбутанов и контрфорсов. Однако декор здания типичен для английской архитектуры. Восточная его часть (1245-1269 гг.) принадлежит ранней готике, западная (XIV- XV вв.) украшена звездчатыми сводами и вертикальными тягами, характерными для поздней фазы развития стиля.

Одним из своеобразнейших ранних соборов Англии является собор в Уэльсе (начат в Xll в., в основном закончен в 1239г., достраивался в XIV-XV вв.) средокрестье которого подчеркнуто в интерьере затейливым сплетением могучих стрельчатых арок (илл. 132). Эта часть, исполненная в XIV веке, принадлежит уже к так называемому "украшенному стилю". Высшим достижением его являются соборы в Личфилде и Эксетере.

Начавшаяся в середине ХIV века Столетняя война с Францией, широкая волна крестьянских восстаний (XIV в.), междоусобные войны (XV в.) неблагоприятно отразились на развитии английского зодчества.

С этого времени возводят мало новых больших зданий, но лишь понемногу достраивают старые и сооружают небольшие капеллы. Именно в этих капеллах (капелла св. Георгия в Виндзорском замке; капелла Kopoлевского колледжа в Кембридже, илл. 133; капелла Ген риха VII в Вестминстерском аббатстве в Лондоне) нашли наиболее яркое воплощение черты позднего "перпендикулярного стиля". Название это происходит от пересечения линий арматуры огромных окон занимающих всю поверхность между тонкими опорами арок и совершенно вытеснивших стену. Ажурности стен этих капелл соответствует и кружевной узор сводов, тончайшие нервюры которых то расходятся пышными веерами (Кембриджская капелла), то образуют свешивающиеся подобно сталактитам воронкообразные пуч ки (капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве). Конечно, нервюры этих сводов утратили всякое конструктивное значение, превратившись лишь в украшение.

Монументальная культура не приобрела в искусстве Англии такого значения, как во Франции и Германии. Хотя статуарная пластика была здесь до вольно широко распространена, статуи фасадов имеют преимущественно декоративный характер и всецело подчинены архитектуре.

В области живописи наиболее интересна миниатюра так называемой восточной английской школы (1350 гг.). Декор английских рукописей сближается в это время с французским: миниатюры получают архитектурное обрамление, на полях страниц появляются изящные рамки с побегами листвы, в которые вплетаются забавные фигурки. Иллюстрации рукописей этой школы отличаются обилием мотивов, заимствованных из современной жизни. Наибольшей известностью пользуются миниатюры Псалтыри королевы Марии (Лондон, Британский музеи, 1320 г.), в которой особенно выделяются живостью и точностью бытовых подробностей иллюстрации календарного цикла (илл. 134). Впрочем, при всем обилии реальных мотивов миниатюры этой школы сохраняют и черты условности — плоскостность и стилизацию фигур.

ИСКУССТВО ИСПАНИИ

Повсеместное распространение готического стиля в западной Европе в XIII—XV веках привело к со зданию многочисленных вариантов готики. В Испании готические формы обогащаются элементами мавританского стиля, влияние которого на христианское зодчество особенно возросло после завоевания испанцами основной части территории, находившейся под властью арабов (в 1236 г. была взята Кордова, в 1248 г.—Севилья). Характерными чертами испанской готики (первая пол. XIII — сер. ХV1 в.) являются значительная ширина здании, почти равная высота всех нефов, и небольшие размеры окон. Декор испанских церквей очень своеобразен. Часто обильные резные орнаменты располагаются пятнами прямо на плоскости стен или столбов. Статуарная пластика распространена здесь меньше, чем во Франции, зато орнаменты очень пышны и разнообразны и отражают влияние искусства Востока. К числу наиболее прославленных ранних готических соборов Испании принадлежат соборы в Леоне (1205—1303 гг., достраивался в XVI в.), Бургосе (1221—1238 гг., западный фасад и башня средокрестья построены в XIV- XV вв.) и Толедо (1227—1290 гг., закончен в XVI в.). Из них наиболее сходен с французскими храмами собор в Леоне. В противоположность ему, грандиозный собор в Толедо, древней столице Испании, своей шириной и близостью к зальному типу напоминает мавританские мечети. Влияние мавританской архитектуры сказалось и в применении в этом соборе подковообразных и много лопастных арок.

Еще больше чувствуется близость к мавританскому зодчеству по мере продвижения к югу Испании. Со бор в Севилье (1403 —1507гг.) — очень широкое пятинефное здание с двумя рядами боковых капелл представляет собой в плане прямоугольник с единственным небольшим выступом абсиды. Построенный на месте арабской мечети, Севильский собор включил в себя даже отдельные части старого мавританского здания (минарет, перестроенный под колокольню и др.). Наиболее значительные памятники городской гражданской архитектуры Испании сохранились в крупных торговых центрах на побережьё Средиземного моря. Самые прославленные из них — ратуша в Барселоне (1378 г.) и огромное здание Шелковой биржи в Валенсии (1482—1498 гг.).

Скульптура Испании характеризуется ранним развитием готических форм. Об этом свидетельствует так называемый "Портал славы" в нартексе церкви Сант Яго де Компостела (мастер Маттео, 1188 г.), украшенный большим рельефом „Христос во славе" в тимпане, фигурами апокалиптических старцев на архивольтах и приставленными к столбам статуями апостолов и пророков. Обилие сконцентрированной вокруг одного портала скульптуры, подчиненной единой программе, размещение фигурок на архивольтах, до того покрывавшихся обычно орнаментами, и особенно появление круглых статуй — все это были новшества, непривычные в то время не только в Испании, но и в большинстве других европейских стран. Только в храмах провинции Иль де Франс, ставшей колыбелью нарождавшейся готики, можно было в XII веке встретить подобное оформление порталов. Несомненно, мастер Маттео знал фасады Шартра и Сен Дени. "Портал славы" церкви Сант Яго — первый известный пример проникновения влияния раннеготического искусства за пределы Франции.

В изобразительном искусстве Испании периода зрелой готики особенно большой интерес представляют так называемые ретабло — алтари, состоящие из живописных панно и деревянной раскрашенной скульптуры. Такие ретабло появляются в Испании сравнительно рано, однако расцвет станковой живописи приходится лишь на XV век, когда наблюдается уже отход от принципов средневекового искусства.

*****************************************************************

декорированные ратуши — в Брюгге (1376—1421), Брюсселе (1402-1450), Лувене (1448-1463) и других городах. Церковная архитектура Нидерландов скромнее. Значительное распространение получают здесь упрощенные формы „кирпичной готики". Из памятников церковного зодчества, близких к типу французских соборов, самым значительным является собор св. Гудулы в Брюсселе (1220—XV в.).

В XIV веке высокого уровня достигла в Нидерландах книжная миниатюра. Много крупных художников нидерландского происхождения работает в это время во Франции, где спрос на иллюстрированную книгу был особенно велик (Жак Коэн, Жакмар де Эсден, Андре Боневэ). Долго жили во Франции и братья Лимбург, исполнившие для брата французского короля, крупнейшего библиофила своего времени герцога Беррийского „Богатейший часослов" (1411—1416 гг., Шантильи) с великолепным календарным циклом, миниатюры которого стоят уже на грани искусства Возрождения.

ИСКУССТВО ЧЕХИИ

Расцвет готического искусства Чехии совпадает с высоким подъемом ее экономики и культуры в XIV веке, когда она превратилась в одну из передовых стран Европы. Создание лучших произведений чешской готики связано с интенсивным строительством в Праге во времена короля Карла I (1346 1378 гг.), занимавшего одновременно престол Германской империи под именем Карла IV (с 1347 г.). Превратившаяся в сто лицу империи Прага была заново отстроена во второй половине XIV века. Возведенные в то время ее башни и здания и сейчас определяют облик города.

Ведущая роль в строительстве Праги в этот период принадлежала выдающемуся архитектору Петеру Парлержу (1330—1399 гг.)18 и его мастерской. Одним из лучших творений Парлержа является собор св. Вита в Пражском Граде (илл. 138). Начатый французским архитектором Матьяшем Арраским (Матье из Арраса, умер в 1352 г.) в 1344 году, он строился затем Парлержем и его сыновьями, которые завершили восточную часть здания до трансепта. Хор собора распланирован по французской классической схеме и имеет обход и венец капелл. Возведенная Парлержем верхняя часть стен хора отличается легкостью и ажурностью, своды покрыты переплетающимися нервюрами. У южного выступа трансепта архитектор воздвиг изящную башню, рядом с которой прорезал стену большим стрельчатым окном с узорчатым каменным переплетом. Западная часть собора была достроена в XIX веке.

Второй крупнейшей постройкой Парлержа был Карлов мост через Влтаву (1357—1378 гг.)— один из красивейших мостов Европы. Вход на него лежит через две предмостные башни; одна из них была воз ведена Парлержем, другая же сделана позднее по образцу первой. Своеобразная форма шатра старой башни, окруженного четырьмя маленькими шпилями, была позднее многократно повторена и варьирована пражскими зодчими и стала характерной для архитектурного силуэта „стобашенной" Праги.

Из мастерской Петера Парлержа вышло также много памятников монументальной скульптуры. Обобщенность форм, преодоление условной манерности поздней готики, индивидуализация лиц — таковы черты скульптуры работы этой мастерской, особенно ясно проявившиеся в бюстах чешских королей, и авто портрете мастера, расположенных в трифории собора св. Вита.

ИСКУССТВО АВСТРИИ

В XIV веке формируется готический стиль и в соседних с Чехией дунайских странах. Самым замечательным готическим храмом Австрии, в то время входившей в состав Германской империи, является собор св. Стефана в Вене (1304 г.— сер. XV в.). Он представляет собой здание с тремя равными по ширине и почти равными по высоте нефами, перекрытыми в западной части сложными нервюрными сводами. В наружном облике собора доминирует высокая стройная пирамидальная башня, примыкающая к зданию у южного конца трансепта (137 м высоты, закончена в 1433 г.). Расположенная симметрично на северной стороне вторая башня осталась незавершенной. Западный фасад собора принадлежит в основном старому романскому храму. В соборе много скульптуры и витражей.

ИСКУССТВО ВЕНГРИИ

Готическая архитектура Венгрии плохо сохранилась. Многие памятники ее погибли в период войн с турками и их владычества (XVI—XVII вв.), иные уступили место новым строениям во время расцвета венгерского барокко (XVIII в.). Известно, что во второй половине XIII — начале XIV века, в период, когда страна залечивала раны, нанесенные нашествием татар, в Венгрии развернулось интенсивное строительство, центром которого стала резиденция венгерских королей — Буда. Но лишь по литературным источникам и данным археологических раскопок можно теперь судить о возведенном в XIII—XIV веках королевском дворце Буды, о его готическом соборе, о многочисленных монастырях, замках и городских строениях в разных районах страны.

Мы знаем венгерскую готику лишь по немногим памятникам: перестроенной в конце XIX века церкви Богоматери в бурге Буды (так называемая церковь Матьяша, сер. XIII в.—вторая пол. XIV в.), церкви и монастырскому залу францисканцев в Шопроне (на чат в 1280 г.), собору и капелле св. Михаила в Кошицах (теперь Чехословакия; конец XIV — конец XV в.) и некоторым другим. Изучение этих памятников позволяет вывести заключения об особенностях венгерской готики. Сформировавшись под смешанным влиянием французской, немецкой и чешской архитектуры, она тяготеет к зальному типу храмов, простоте форм, скупости декора. О высоком уровне развития скульптуры в Венгрии свидетельствует стоящая в Праге на площади возле собора св. Вита бронзовая статуя святого Георгия, поражающего дракона (1378 г.), приписываемая венгерским ювелирам и мастерам бронзового литья братьям Коложвари.

ИСКУССТВО ПОЛЬШИ

Начало готического строительства в Польше связано с подъемом ее городов и объединением и укреплением государства в XIV веке. Объединение Польши происходило в условиях беспрестанных войн с соседями, главным образом с агрессивным Тевтонским орденом,19 которому был нанесен в начале XV века сильнейший удар в битве при Грюнвальде (15 июля 1410 г.), окончившейся полной победой Польши и ее союзников.

Не удивительно, что в таких условиях большое место в польском зодчестве занимает крепостная архитектура. В XIV веке возводится много феодальных замков и крепостей, контролирующих водные пути и дороги, а города окружаются мощными стенами с башнями и рвами с водой (Краков, Торунь, Познань, Вроцлав).

Особенно много памятников старины сохранила древняя столица Польши Краков. Основанный в Х веке город был почти заново отстроен в готический период после татарского нашествия XIII века. В это время на высокой скале над Вислой были возведены королевский замок Вавель (впоследствии перестроенный) и Вавельский собор (XIV—XV вв.). В центре же города, на рыночной площади, место сгоревшего во время татарского нашествия романского храма заняла готическая церковь краковских горожан — Мариацкий костел (XIV-XV вв.). Город был обнесен крёпостными стенами с башнями и окружен глубоким рвом.

О величии и мощи этих сооружений и теперь еще можно судить по сохранившимся остаткам стен, городским воротам (Флорианская брама, XIII—XIV вв.) и защищавшему их вынесенному вперед круглому укреплению (XV в.).

Мариацкий костел— одно из красивейших творений польской готики (илл. 139). Это трехнефная базилика простых очертаний и строгих форм, сложенная из кирпича. Как во многих польских церквах, алтарная ее часть сильно удлинена. Две высокие асимметричные квадратные башни, разделенные горизонтальными тягами на несколько этажей, высятся по сторонам узкого фасада, прорезанного в центре стрельчатым окном. Очень красива алтарная часть церкви с высокими окнами, в которых сохранились ценнейшие витражи XIV века. Более низкая башня фасада служила колокольней храма, на более высокой находился городской сторожевой пост, откуда неслись звуки трубы, извещавшие горожан об опасности. Внутри Мариацкого костела было много декоративной резьбы. В 1477-1489 годах выдающийся резчик Вит Стош исполнил для него большой алтарь, и сейчас еще украшающий этот храм.

Культовая архитектура Польши отличается простотой форм. Церкви, которые возводились здесь пре имущественно из кирпича, сохраняют гладкую поверхность стен и геометрическую четкость очертаний, что роднит их с северонемецкой „кирпичной готикой". Планы польских готических храмов разнообразны. Наряду с трехнефными зданиями, здесь часто строят двухнефные зальные церкви (собор в Вислице) с сильно вынесенной вперед абсидой.

Широкое распространение получают в польской архитектуре сложные плетения нервюр, выложенных из специального кирпича. Помимо краковских храмов, к числу наиболее значительных городских церквей Польши принадлежит костел Девы Марии в Гданьске, славящийся своей мощной башней, а также соборы в Гнезно и Познани.

В связи с подъемом городов широкое развитие получила в это время и светская архитектура. О могуществе польских средневековых городов говорят величественные ратуши в Гданьске, Торуни, Познани с их грандиозными башнями. В старинных польских городах сохранилось также много хозяйственных и жилых построек готического периода.

Обилие гладкой поверхности стен в польских готических храмах благоприятствовало развитию фресковой живописи. С конца XIV века появляются и алтарные картины, однако расцвет алтарной живописи приходится на более поздний период. Монументальная скульптура мало распространена в Польше, за исключением появляющихся с XIV века украшенных портретами скульптурных надгробий (гробницы польских королей в Вавельском соборе)

ИСКУССТВО СКАНДИНАВСКИХ СТРАН(ДАНИИ, НОРВЕГИИ, ШВЕЦИИ)

В Скандинавских странах готический стиль формировался под влиянием архитектуры северонемецких ганзейских городов и Англии. Из готических храмов Дании наиболее значительным и своеобразным является собор св. Кнуда в Оденсе — прямоугольное трехнефное здание без трансепта и выступа абсид, со сходными западным и восточным фасадами. Самый крупный средневековый храм Норвегии — собор в Тронхейме напоминает английскую готику общей композицией масс, большими размерами хора, занимающего половину длины собора, и усложненной формой сводов (илл. 140). Собор этот, начатый еще в романский период и достроенный в XIX—XX веках, хранит наслоения различных эпох и стилей.

Редкий в Скандинавии французский тип храма с высоким центральным нефом и венцом капелл представляет собор в Упсале в Швеции (XIII—XIV вв.), в возведении которого принимал участие французский мастер. Но гораздо более характерен для Швеции упрощенный вариант готической церкви в духе архитектуры северонемецких городов (Большая церковь в Стокгольме, XIII в.). Несколько готических церквей, преимущественно зального типа, сохранилось также на острове Готланд (церковь св. Николая в Висби и др.). К тому же типу принадлежит самый большой готический храм Финляндии — собор в Турку (XIII-XV вв.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате начавшегося в прошлом столетии и особенно активизировавшегося в нынешнем изучения средневекового искусства было установлено существование преемственной связи между этапами многовекового развития художественной культуры Западной Европы. Теперь никто более не считает бес плодным период от падения Древнего Рима до начала Возрождения в Италии, никто не отрицает ценности вклада внесенного средневековьем в мировое искусство.

В чем же состоит этот вклад? В чем выразился прогресс средневековой художественной культуры по сравнению с античной?

Искусство средних веков сложнее античного. Прежде всего, сфера его действия гораздо шире. В рабовладельческом государстве оно существовало лишь для свободных граждан, в феодальном — для всех слоев общества. Хотя законодателем искусства становится церковь, оно обращается к людям, стоящим на разных ступенях сословной лестницы. Поэтому содержание его приобретает значительное разнообразие, охватывая широкий круг образов и идей.

Наши рекомендации