Урок 27. Театр музыкальной комедии

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

7 Раздел. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 8ч.

Знать: и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки;названия изученныхпроизведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ.

Уметь:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

Урок 28. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

Урок 29. Мастерство исполнителя.

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей ( «Песня о друге» В.Высоцкий).

Урок 30. В каждой интонации спрятан человек.

«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена

«Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

Урок 31. Музыкальные инструменты

Урок 32. Музыкальный сказочник.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

Урок 33. Рассвет на Москве-реке.

Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.

Урок 34-35. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.Обобщающий урок.

Предпочтительными формами организации учебных занятий являются: групповая, коллективная работа с учащимися. Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, индивидуальный, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования, музыкальной викторины.

Виды организации учебной деятельности: экскурсия, конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа, путешествие.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

• выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

• воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать её содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

• развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

• формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;

• формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;

• развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях;

• расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства

(литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;

• совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.

к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

• узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

• продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

• продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

• высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

• продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

• эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

• показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

• выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

• передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

• охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

• определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

• исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение)

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ урока Разделы и темы Кол-
    во
    часов
  Раздел I. Россия – Родина моя
     
Характеристика Размышлять о музыкальных произведениях как о способе  
основных видов выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально  
деятельности воспринимать народное и профессиональное музыкальное  
ученика (на творчество, высказывать мнение о его содержании. Выявлять  
уровне учебных общность истоков и особенности народной и  
действий) профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать  
  народные песни. Взаимодействовать в процессе ансамблевого,  
  коллективного (хорового) воплощения разных художественных  
  образов. Узнавать образцы народного музыкально-  
  поэтического творчества и музыкального фольклора России.  
  Подбирать ассоциативные ряды художественным  
  произведениям разных видов искусства. Оценивать  
  собственную музыкально-творческую деятельность.  
     
Мелодия. Ты запой мне ту песню… Что не выразишь
  словами... Как сложили песню  
Ты откуда, русская, зародилась, музыка?
Я пойду по полю белому…На великий праздник собралася

  Русь!  
  Раздел II. О России петь-что стремиться в храм…
     
Характеристика Сравнивать музыкальные образы народных и церковных  
основных видов праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка  
деятельности музыки, живописи. Рассуждать о значении колокольных  
ученика (на звонов. Сочинять мелодии на поэтические тексты.  
уровне учебных Осуществлять собственный музыкально-исполнительский  
действий) замысел в пении и импровизациях. Осмысленно исполнять  
  сочинения разных жанров и стилей.  
     
Святые земли Русской. Илья Муромец.
Кирилл и Мефодий
Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше
Родной обычай старины. Светлый праздник
  Раздел III. День, полный событий
     
Характеристика Выявлять выразительные и изобразительные особенности  
основных видов музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина.  
деятельности Понимать особенности построения(формы)музыкальных и  
ученика (на литературных произведений. Анализировать и обобщать  
уровне учебных жанрово-стилистические особенности музыкальных  
действий) произведений. Осмысленно исполнять сочинения разных  
  жанров и стилей. Участвовать в коллективной музыкально-  
  творческой деятельности, в инсценировках произведений.  
  Определять виды музыки,сопоставлять музыкальные образы.  
     
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…
Зимнее утро. Зимний вечер
Что за прелесть эти сказки! Три чуда
Ярмарочное гулянье
Святогорский монастырь
Приют, сияньем муз одетый…
  Раздел IV. Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
     
Характеристика Различать тембры народных музыкальных инструментов.  
основных видов Знать народные обычаи,обряды,особенности проведения  
деятельности праздников. Исследовать историю создания музыкальных  
ученика (на инструментов. Общаться и взаимодействовать в процессе  
уровне учебных ансамблевого, коллективного (хорового) воплощения разных  
действий) художественных образов. Рассуждать о значении  
  преобразующей силы музыки. Создавать и предлагать  
  собственный исполнительский план разучиваемых  
  музыкальных произведений.  
     
Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России
Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей
Народные праздники. Троица
  Раздел V. В концертном зале
     
Характеристика Наблюдать за процессом и результатом музыкального  
     

основных видов развития. Узнавать по звучанию различные виды музыки  
деятельности (вокальная, инструментальная, хоровая, оркестровая).  
ученика (на Передавать в пении,музыкально-пластическом движении,  
уровне учебных импровизации образное содержание музыкальных  
действий) произведений. Корректировать собственное исполнение.  
  Соотносить особенности музыкального языка русской и  
  зарубежной музыки. Осмысленно исполнять сочинения разных  
  жанров и стилей.  
     
Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо
«Картинки с выставки». Старый замок
Счастье в сирени живёт…Годы странствий
Не молкнет сердце чуткое Шопена…Танцы, танцы, танцы…
Патетическая соната. Царит гармония оркестра
  Раздел VI. В музыкальном театре
     
Характеристика Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык  
основных видов народного и профессионального музыкального творчества  
деятельности стран мира и народов России. Воплощать особенности музыки  
ученика (на в исполнительской деятельности. Определять особенности  
уровне учебных взаимодействия и развития образов музыкального спектакля.  
действий) Участвовать в сценическом воплощении фрагментов оперы,  
  балета. Оценивать собственную творческую деятельность.  
     
Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля
За Русь мы все стеной стоим…(3 действие). Сцена в лесу(4
  действие)  
Песня Марфы «Исходила младёшенька»
Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы
Балет «Петрушка»
Театр музыкальной комедии
  Раздел VII. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
     
Характеристика Анализировать и соотносить выразительные и  
основных видов изобразительные интонации, музыкальные темы. Наблюдать  
деятельности за процессом и результатом музыкального развития в  
ученика (на произведениях разных жанров. Общаться и  
уровне учебных взаимодействовать в процессе ансамблевого,коллективного  
действий) (хорового) воплощения разных художественных образов.  
  Узнавать музыку. Называть имена композиторов и  
  исполнителей разных стран мира. Личностно оценивать  
  музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать  
  своё отношение к музыкальным произведениям. Определять  
  взаимосвязь музыки с другими видами искусства. Оценивать  
  свою творческую деятельность.  
     
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд
Мастерство исполнителя
В интонации спрятан человек
Музыкальные инструменты
Музыкальный сказочник

Рассвет на Москве-реке
34-35 Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
Итого  
     

Наши рекомендации