Урок 27. Театр музыкальной комедии
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
7 Раздел. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 8ч.
Знать: и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки;названия изученныхпроизведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ.
Уметь:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
Урок 28. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Урок 29. Мастерство исполнителя.
Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей ( «Песня о друге» В.Высоцкий).
Урок 30. В каждой интонации спрятан человек.
«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена
«Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Урок 31. Музыкальные инструменты
Урок 32. Музыкальный сказочник.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
Урок 33. Рассвет на Москве-реке.
Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
Урок 34-35. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.Обобщающий урок.
Предпочтительными формами организации учебных занятий являются: групповая, коллективная работа с учащимися. Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, индивидуальный, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования, музыкальной викторины.
Виды организации учебной деятельности: экскурсия, конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа, путешествие.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
• выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
• воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать её содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
• развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
• формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
• формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
• развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях;
• расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства
(литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
• совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
• узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
• продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
• продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
• высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
• продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
• эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
• показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
• выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
• передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
• охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
• определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ урока | Разделы и темы | Кол- |
во | ||
часов | ||
Раздел I. Россия – Родина моя | ||
Характеристика | Размышлять о музыкальных произведениях как о способе | |
основных видов | выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально | |
деятельности | воспринимать народное и профессиональное музыкальное | |
ученика (на | творчество, высказывать мнение о его содержании. Выявлять | |
уровне учебных | общность истоков и особенности народной и | |
действий) | профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать | |
народные песни. Взаимодействовать в процессе ансамблевого, | ||
коллективного (хорового) воплощения разных художественных | ||
образов. Узнавать образцы народного музыкально- | ||
поэтического творчества и музыкального фольклора России. | ||
Подбирать ассоциативные ряды художественным | ||
произведениям разных видов искусства. Оценивать | ||
собственную музыкально-творческую деятельность. | ||
Мелодия. Ты запой мне ту песню… Что не выразишь | ||
словами... Как сложили песню | ||
Ты откуда, русская, зародилась, музыка? | ||
Я пойду по полю белому…На великий праздник собралася |
Русь! | ||
Раздел II. О России петь-что стремиться в храм… | ||
Характеристика | Сравнивать музыкальные образы народных и церковных | |
основных видов | праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка | |
деятельности | музыки, живописи. Рассуждать о значении колокольных | |
ученика (на | звонов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. | |
уровне учебных | Осуществлять собственный музыкально-исполнительский | |
действий) | замысел в пении и импровизациях. Осмысленно исполнять | |
сочинения разных жанров и стилей. | ||
Святые земли Русской. Илья Муромец. | ||
Кирилл и Мефодий | ||
Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше | ||
Родной обычай старины. Светлый праздник | ||
Раздел III. День, полный событий | ||
Характеристика | Выявлять выразительные и изобразительные особенности | |
основных видов | музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина. | |
деятельности | Понимать особенности построения(формы)музыкальных и | |
ученика (на | литературных произведений. Анализировать и обобщать | |
уровне учебных | жанрово-стилистические особенности музыкальных | |
действий) | произведений. Осмысленно исполнять сочинения разных | |
жанров и стилей. Участвовать в коллективной музыкально- | ||
творческой деятельности, в инсценировках произведений. | ||
Определять виды музыки,сопоставлять музыкальные образы. | ||
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… | ||
Зимнее утро. Зимний вечер | ||
Что за прелесть эти сказки! Три чуда | ||
Ярмарочное гулянье | ||
Святогорский монастырь | ||
Приют, сияньем муз одетый… | ||
Раздел IV. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | ||
Характеристика | Различать тембры народных музыкальных инструментов. | |
основных видов | Знать народные обычаи,обряды,особенности проведения | |
деятельности | праздников. Исследовать историю создания музыкальных | |
ученика (на | инструментов. Общаться и взаимодействовать в процессе | |
уровне учебных | ансамблевого, коллективного (хорового) воплощения разных | |
действий) | художественных образов. Рассуждать о значении | |
преобразующей силы музыки. Создавать и предлагать | ||
собственный исполнительский план разучиваемых | ||
музыкальных произведений. | ||
Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России | ||
Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей | ||
Народные праздники. Троица | ||
Раздел V. В концертном зале | ||
Характеристика | Наблюдать за процессом и результатом музыкального | |
основных видов | развития. Узнавать по звучанию различные виды музыки | |
деятельности | (вокальная, инструментальная, хоровая, оркестровая). | |
ученика (на | Передавать в пении,музыкально-пластическом движении, | |
уровне учебных | импровизации образное содержание музыкальных | |
действий) | произведений. Корректировать собственное исполнение. | |
Соотносить особенности музыкального языка русской и | ||
зарубежной музыки. Осмысленно исполнять сочинения разных | ||
жанров и стилей. | ||
Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо | ||
«Картинки с выставки». Старый замок | ||
Счастье в сирени живёт…Годы странствий | ||
Не молкнет сердце чуткое Шопена…Танцы, танцы, танцы… | ||
Патетическая соната. Царит гармония оркестра | ||
Раздел VI. В музыкальном театре | ||
Характеристика | Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык | |
основных видов | народного и профессионального музыкального творчества | |
деятельности | стран мира и народов России. Воплощать особенности музыки | |
ученика (на | в исполнительской деятельности. Определять особенности | |
уровне учебных | взаимодействия и развития образов музыкального спектакля. | |
действий) | Участвовать в сценическом воплощении фрагментов оперы, | |
балета. Оценивать собственную творческую деятельность. | ||
Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля | ||
За Русь мы все стеной стоим…(3 действие). Сцена в лесу(4 | ||
действие) | ||
Песня Марфы «Исходила младёшенька» | ||
Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы | ||
Балет «Петрушка» | ||
Театр музыкальной комедии | ||
Раздел VII. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | ||
Характеристика | Анализировать и соотносить выразительные и | |
основных видов | изобразительные интонации, музыкальные темы. Наблюдать | |
деятельности | за процессом и результатом музыкального развития в | |
ученика (на | произведениях разных жанров. Общаться и | |
уровне учебных | взаимодействовать в процессе ансамблевого,коллективного | |
действий) | (хорового) воплощения разных художественных образов. | |
Узнавать музыку. Называть имена композиторов и | ||
исполнителей разных стран мира. Личностно оценивать | ||
музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать | ||
своё отношение к музыкальным произведениям. Определять | ||
взаимосвязь музыки с другими видами искусства. Оценивать | ||
свою творческую деятельность. | ||
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд | ||
Мастерство исполнителя | ||
В интонации спрятан человек | ||
Музыкальные инструменты | ||
Музыкальный сказочник |
Рассвет на Москве-реке | ||
34-35 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | |
Итого | ||