УРОК: Теория «осевого времени» создатель Карл Яспер. Культура Древней Месопотамии (Междуречья): народные знания, верования. Культура Передний Азии.Культура Древнего Египта
Английский ученый А. Тойнби (1889 – 1975)
Как пишет ученый, подлинным предметом истории для него является «жизнь общества, взятая как во внутренних, так и во внешних ее аспектах. Внутренняя сторона есть выражение жизни любого данного общества в последовательности глав его истории, в совокупности всех составляющих его общин. Внешний аспект – это отношения между отдельными обществами, развернутые во времени и пространстве».
Все существовавшие когда-либо в истории цивилизации Тойнби стремится обозначить, описать и классифицировать. Он выделяет 21 цивилизацию, из которых ныне существуют семь: 1) западная, 2) православная, 3) индуистская, 4) китайская, 5) дальневосточная (Корея и Япония), 6) иранская, 7) арабская.
Основными содержательными моментами в жизни цивилизации, по мысли Тойнби, являются политика, культура и экономика.
Фридрих Ницше(1844 – 1900) – немецкий философ и культуролог, один из основоположников философской теории, совершивший разрыв с традиционной христианской моралью. Центральное место в концепции занимает понятие «жизнь», основополагающей чертой ее является понятие «воля». Ницше приравнивает волю к жизни и волю к
Мораль, по его мнению, является «уделом слабых», т. е. тех, кто живет по законам общества. Сильная личность морали не приемлет.
Кроме того, Фридрих Ницше заложил основы «черного пиара». Он назвал самым выгодным образом образ «невинной жертвы». Поэтому он не принимает христианство, так как оно уничтожило в человеке волю к власти
Ницше развил теорию о совершенной личности, так называемой «белокурой бестии». «Белокурая бестия» – сверхчеловек, который не признает морали, и подавляет всех, кто слабее его. Это гордое, аморальное и свободолюбивое существо обрело имя «истинного арийца» и получило развитие своего образа в теории национал-социализма.
Одним из основателей культурной антропологии был английский ученый Эдуард Барнетт Тейлор (1832 – 1917). По мнению Тейлора, в культуре действуют те же эволюционные объективные законы, которые существуют и в живой природе. С их помощью осуществляется постепенный характер культурной эволюции: развитие по направлению от простого к сложному; вытеснение старого новым
Лесли Элвина Уайта (1900 – 1975). По Уайту, культура распадается на три подсистемы: технологическую, социальную и идеологическую, из которых ведущей является первая. Таким образом, наука и техника определяют развитие культуры.
Культурологические теории в России.
Николай Яковлевич Данилевский(1822 – 1885) отвергает все разговоры о рассмотрении западноевропейской цивилизации в качестве универсальной, высшей и обязательной в плане усвоения для всех народов.
В своей книге «Россия и Европа» Данилевский указывает, что на специфику культурно-исторических типов существенное влияние оказывает и характер народов, их создающих. Наряду с народами-творцами, формирующими цивилизации (выше мы указали десять основных), есть и народы-разрушители (гунны, монголы, турки).
«Европа видит в Руси и в славянстве не только чуждое, но враждебное начало».
Враждебное отношение Европы к России и славянству Данилевский видит в том, что Европа уже вступила в период упадка, в то время как славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил. Это позволяет ей развивать все четыре основные формы человеческой культуры: религиозную, научную, политико-экономическую и эстетическую и особенно преуспеть в социально-экономической сфере.
Николай Александрович Бердяев(1874 – 1948)
Н. А. Бердяев постоянно подчеркивал духовную сущность культуры. При этом основой культуры он считал религию:
В культуре, писал Бердяев, не может действовать начало революционное, разрушительное. Революционное начало по существу враждебно культуре, антикультурно.
«Россия не может оставаться только Востоком и не должна сделаться только Западом. Миссия России быть Востоко-Западом, соединительницей двух миров».
Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968) Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность, которая, в свою очередь, является «основой и фундаментом всякой культуры».
УРОК: Теория «осевого времени» создатель Карл Яспер. Культура Древней Месопотамии (Междуречья): народные знания, верования. Культура Передний Азии.Культура Древнего Египта
Одним из ключевых понятий в философии Карла Ясперса(1883 – 1969) является понятие «осевого времени». Приблизительно в 800 – 200 гг. до н. э. в трех очагах культуры происходиткоренной перелом в мироощущении: возникают религиозно-этические учения, которые проповедуют совершенно новые ценности. В Восточно-Средиземноморском регионе, -это учения израильских пророков, проповедь иранца Заратустры, а также греческая литература и философия. В Китае в это время появляются даосизм и конфуцианство, в Индии – учение Будды.В «осевое время» человек впервые осознает свою жизнь как «бытие к смерти». Ему открывается не осознаваемая ранее трагическая реальность –конечность собственной жизни. Способом осознать и преодолеть трагизм бытия становится новая культура. Три ее сферы – искусство, философия и религия.К. Ясперс высоко оценивал рождение мировых религий -перевороты в духовном развитии человечества.
Одна из древнейших мировых культур — культура Месопотамии(междуречья Тигра и Евфрата), культура древних шумерийцев и аккадцевИменно там, в конце IV тыс. до н.э. на смену первобытной культуре пришла письменная культура городского типа. Небольшие по числу жителей города были одновременно государствами с неограниченной властью царя и разработанной правовой регламентацией- законы Хаммурапи
В крупных царских и храмовых хозяйствах сосредоточивалась древняя культура: именно здесь планировалось строительство зданий и ирригационных сооружений, велись необходимые расчеты и все это на основе письменности в форме клинописи
Основным материалом для письма в древней Месопотамии была глина.
Количество божеств, почитавшихся в Двуречье, было огромным. Каждый город имел своего божественного покровителя. Одни боги почитались по всей стране, другие были местными.
Научные и технические знания Ближнего Востока.Большого развития в Междуречье достигло изучение звезд. В основе изучения неба лежала вера в зависимость человека и государства от расположения светил. Предсказывались солнечные и лунные затмения; были известны знаки Зодиака и деление зодиакального круга на 360 градусов. День делился на 12 частей, дни складывались в семидневную неделю. Шумерам мы обязаны «изобретением» минуты.
Медицинах Месопотамии не достигла столь высокого развития, как в Египте, не бальзамировали тела умерших. Шумеры изобрели колесо. Известен шумерский «Календарь земледельца», в котором изложен весь цикл земледельческих работ, начиная с затопления полей и кончая молотьбой собранного зерна, а также вавилонские садоводческие книги. Одно из семи чудес света — висячие сады Семирамиды, жены ассирийского царя Нина (IX в. до н. э.).В Месопотамии выработана метрическая система и система мер и весов (максимальная мера — талант — 30,3 кг).