УРОК: Теория «осевого времени» создатель Карл Яспер. Культура Древней Месопотамии (Междуречья): народные знания, верования. Культура Передний Азии.Культура Древнего Египта

Английский ученый А. Тойнби (1889 – 1975)

Как пишет ученый, подлинным предметом истории для него явля­ется «жизнь общества, взятая как во внутренних, так и во внешних ее аспектах. Внутренняя сторона есть выражение жизни любого данного общества в последовательности глав его истории, в совокупности всех составляющих его общин. Внешний аспект – это отношения между отдельными обще­ствами, развернутые во времени и пространстве».

Все существовавшие когда-либо в истории цивилизации Тойнби стремится обозначить, описать и классифицировать. Он выделяет 21 цивилизацию, из которых ныне существуют семь: 1) западная, 2) православная, 3) индуистская, 4) ки­тайская, 5) дальневосточная (Корея и Япония), 6) иранская, 7) арабская.

Основными содержательными моментами в жизни циви­лизации, по мысли Тойнби, являются политика, культура и экономика.

Фридрих Ницше(1844 – 1900) – немецкий фи­лософ и культуролог, один из основоположников философской теории, совершивший разрыв с тра­диционной христианской моралью. Центральное место в кон­цепции занимает понятие «жизнь», основополагаю­щей чертой ее является понятие «воля». Ницше приравнивает волю к жизни и волю к

Мораль, по его мнению, является «уде­лом слабых», т. е. тех, кто живет по законам обще­ства. Сильная личность морали не приемлет.

Кроме того, Фридрих Ницше заложил основы «черного пиара». Он назвал самым выгодным обра­зом образ «невинной жертвы». Поэтому он не принимает христианство, так как оно уничтожило в человеке волю к власти

Ницше развил теорию о совершенной лично­сти, так называемой «белокурой бестии». «Белокурая бестия» – сверхчеловек, который не признает мора­ли, и подавляет всех, кто слабее его. Это гордое, амо­ральное и свободолюбивое существо обрело имя «истинного арийца» и получило развитие своего об­раза в теории национал-социализма.

Одним из основателей культурной антропологии был англий­ский ученый Эдуард Барнетт Тейлор (1832 – 1917). По мнению Тейлора, в культуре действуют те же эволюцион­ные объективные законы, которые существуют и в живой природе. С их помощью осуществляется постепенный характер культурной эволюции: развитие по направлению от простого к сложному; вытеснение старого новым

Лесли Элвина Уайта (1900 – 1975). По Уайту, культура распадается на три подсистемы: технологическую, социальную и идеологическую, из которых ведущей является первая. Таким образом, наука и техника определяют развитие культуры.

Культурологические теории в России.

Николай Яковлевич Да­нилевский(1822 – 1885) отвергает все разговоры о рассмотре­нии западноевропейской цивилизации в качестве универсаль­ной, высшей и обязательной в плане усвоения для всех на­родов.

В своей книге «Россия и Европа» Данилевский указывает, что на специфику культурно-исторических типов существенное влияние оказывает и характер народов, их создающих. На­ряду с народами-творцами, формирующими цивилизации (выше мы указали десять основных), есть и народы-разру­шители (гунны, монголы, турки).

«Европа видит в Руси и в славянстве не только чуж­дое, но враждебное начало».

Враждебное отношение Европы к России и славянству Данилевский видит в том, что Европа уже вступила в период упадка, в то время как славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил. Это позволяет ей развивать все четыре основные формы человеческой культу­ры: религиозную, научную, политико-экономическую и эсте­тическую и особенно преуспеть в социально-экономической сфере.

Николай Александрович Бердяев(1874 – 1948)

Н. А. Бердяев постоянно подчеркивал духовную сущность культуры. При этом основой культуры он считал религию:

В культуре, писал Бердяев, не мо­жет действовать начало революционное, разрушительное. Революционное начало по существу враждебно культуре, антикультурно.

«Россия не может оставаться только Востоком и не должна сделаться только Западом. Миссия России быть Востоко-Западом, соединительницей двух миров».

Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968) Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Под­черкивая, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную цен­ность, которая, в свою очередь, является «основой и фунда­ментом всякой культуры».

УРОК: Теория «осевого времени» создатель Карл Яспер. Культура Древней Месопотамии (Междуречья): народные знания, верования. Культура Передний Азии.Культура Древнего Египта

Одним из ключевых понятий в философии Карла Ясперса(1883 – 1969) является понятие «осевого времени». Приблизительно в 800 – 200 гг. до н. э. в трех очагах культуры происходиткоренной перелом в мироощущении: возникают ре­лигиозно-этические учения, которые проповедуют совершенно новые ценности. В Восточно-Средиземноморском регионе, -это учения израиль­ских пророков, проповедь иранца Заратустры, а также греческая литература и философия. В Китае в это время появляются дао­сизм и конфуцианство, в Индии – учение Будды.В «осевое время» человек впервые осознает свою жизнь как «бытие к смерти». Ему открывается не осознаваемая ранее траги­ческая реальность –конечность собственной жизни. Способом осознать и преодолеть трагизм бытия становится новая культура. Три ее сферы – искусство, философия и религия.К. Ясперс высоко оценивал рождение мировых религий -перевороты в духовном развитии человече­ства.

Одна из древнейших мировых культур — культура Месопотамии(ме­ждуречья Тигра и Евфрата), культура древних шумерийцев и аккадцевИменно там, в конце IV тыс. до н.э. на смену первобыт­ной культуре пришла письменная культура городского типа. Небольшие по числу жителей города были одновременно государствами с неограниченной властью царя и разработанной правовой регламентацией- законы Хаммурапи

В крупных царских и храмовых хозяйствах сосредоточивалась древняя культура: именно здесь планировалось строительство зданий и ирригационных сооружений, велись необходимые расчеты и все это на основе письменности в форме клинописи

Основным материалом для письма в древней Месопотамии была глина.

Количество божеств, почитавшихся в Двуречье, было огромным. Каждый город имел своего божественного покровителя. Одни боги почи­тались по всей стране, другие были местными.

Научные и технические знания Ближнего Востока.Большого развития в Междуречье достигло изучение звезд. В основе изучения неба лежала вера в зависимость человека и государства от расположения светил. Предсказывались солнечные и лун­ные затмения; были известны знаки Зодиака и деление зодиакального круга на 360 градусов. День делился на 12 частей, дни складывались в семидневную неде­лю. Шумерам мы обязаны «изобретением» минуты.

Медицинах Месопотамии не достигла столь высокого развития, как в Египте, не бальзамировали тела умерших. Шумеры изобрели колесо. Известен шумерский «Календарь земледельца», в котором изложен весь цикл земледельческих работ, начиная с затопления полей и кончая молотьбой собранного зерна, а также вавилонские садоводческие книги. Одно из семи чудес света — висячие сады Семирамиды, жены ассирийского царя Нина (IX в. до н. э.).В Месопотамии выработана метрическая система и система мер и весов (максимальная мера — талант — 30,3 кг).

Наши рекомендации