Языческая культура древних славян
Прародителями русского этноса являются восточные славяне — анты (поляне). Исторические источники говорят о том, что уже в VI в. н. э. восточные славяне имели заметные успехи в области материальной культуры: знали секреты обработки металла, земледельческие орудия.
Развитие торговли предполагает относительно раннее существование у восточных славян городов. Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев. Все эти города расположены на речных, торговых путях.
Первые летописные сведения связаны с появлением здесь в 862 году варяжского правителя Рюрика. Современные историки считают, что термин «русь» имеет двоякое происхождение: скандинавско-финское «русь» — это вооруженные люди в лодках, гребцы, участники морских походов, так финское население называло варягов — викингов.
. Религиозные верования и культовые обряды Древней Руси принято называть язычеством. Язычество - это ранняя форма религиозного освоения мира. Языческие религии представляют собой политеизм — многобожие.
Киевская Русь была крещена князем Владимиром в 988 г. До этого момента культура Руси была основана на языческом мировоззрении.
За год до крещения Владимир созвал бояр и отправил десятерых из них в качестве послов в разные страны, чтобы выбрать одну веру из четырех предложенных: ислам, иудаизм, католицизм, православие. Выбор послов остановился на вере греков, православии, так как она отличалась величественностью обрядов, красотой храмов, служебной одежды, живописи. Вера была также удобной, так как в отличие от католической служба велась не на латинском языке, а на родном русском, также прихожанам разрешалось читать Библию. Важным аспектом было еще то, что в отличие от ислама разрешалось пить спиртные напитки, есть свинину, женщины имели равные права с мужчинами, а значит, могли управлять государством.
По православным канонам монарх провозглашался ставленником бога на земле, что способствовало усилению авторитета его власти. Единая религия объединяла государство. Владимир понимал, что Русь нуждается в этом, также для него было важно создать крепкие экономические связи с христианской Европой и Византией.
Принятие христианской веры способствовало обогащению русской культуры: развивалось просвещение, появились новые книги и рукописи, причем русское общество узнало некоторые произведения художественной литературы, литературные сборники, сочинения на исторические темы, которые не были церковными. Богатые монастыри обеспечивали некоторой части монашества возможность заниматься литературной работой. Также при монастырях и церквях создавались школы для обучения грамоте. Церковь в дальнейшем оказала сильное влияние на живопись и архитектуру: появились иконы, фрески, крестово-купольные храмы.
Принятие христианства имело огромное значение для всего русского общества. Христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества.Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции, и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой, письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия.
Церковь проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре, совести, вытекающей из евангельских заповедей.
В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество:в песнях, сказках, загадках, пословицах, заговоры, заклинания, обрядовые песни.
Русский язык — один из славянских языков, относящихся к индоевропейской группе, прошел долгий путь развития.
Благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. Городское население Руси было грамотным. Князья владели иностранными, древними языками. Киевскую Русь называли «книжной страной».
Литература Древней Руси быстро стала самостоятельной. Она взяла на себя как бы все функции по воспитанию народа.
После принятия христианства по заказам государства, князей в городах начинается каменное строительство. Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба — куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест.
Культура Великогокняжества Московского и Московского царства.
. С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры. Второй цикл связан со становлением и формированием Московского царства. Начальным этапом этого цикла явился период феодальной раздробленности Руси и установление монголо-татарского ига.
На территории Киевской Руси сформировались три наиболее влиятельных государства: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжество и Новгородская земля.Как внутри этих княжеств, так и между ними, в течение длительного времени проходили ожесточенные столкновения, разрушительные войны, которые ослабляли силу Руси, приводили к разрушению городов и сел.
Именно в этот период (ориентировочно между 1185 и 1187 гг.) был написан шедевр древнерусской литературы «Слово о полку Игореве— автор попытался возродить идею сильного централизованного государства. Главная идея этого произведения — необходимость прекращения своеволия и усобиц, единения князей для защиты русской земли от иноземных захватчиков.
Следующий этап второго цикла цивилизационного развития древнерусской цивилизации связан с укреплением Московского княжества. При великом князе Дмитрии Донском Москва становится крупнейшим экономическим и политическим центром Руси.
Усиление Московского княжества позволило Дмитрию Донскому поднять знамя открытой борьбы за освобождение страны от монголо-татарских поработителей. В 1378 году на р. Воже Дмитрий Донской одержал крупную победу над ними. Наибольшее значение для формирования единого русского государству имела его знаменитая победа на Поле Куликовом в 1380 г.
Завершающая фаза в объединительном процессе связана с деятельностью двух выдающихся политических деятелей Руси Ивана III и Ивана IV. Именно с этого времени объединение русских государств вокруг Москвы фактически привело к созданию Российского государства. Великий князь Московский и Владимирский превращается в «государя всея Руси» — «самодержвца».
Вершины в культурном развитии Московское царство достигает во время правления Ивана IV (Грозного).
Теория «Москва — третий Рим» была разработана в духе воинствующей религиозной идеологии. Два Рима пали из-за их измены «истинному христианству».
В теории воплотились враждебное отношение церкви ко всему иноземному, проповедь национальной исключительности и самоизоляции, религиозной нетерпимости, принципиальное неприятие чего-либо нового в любых сферах жизни.
Важным этапом по регламентации жизни на Руси было создание «Домостроя». «Домострой» — это свод писаных правил поведения для православных мирян.
«Смутное время», когда Россия подверглась нашествию польских шляхтичей, в стране шла междоусобная война. «Смутное время» прекратилось в 1613 году — на российский престол на Земском соборе был избран первый представитель династии Романовых, царь Михаил Федорович.