Культура и верования древних славян .

система подсечного земледелия способствовала появлению восточнославянского земледельческого календаря. В нем год делился на лунные месяцы в соответствии с циклами сельскохозяйственных работ. Немало знаний было накоплено о животном мире, о свойствах металлов и др. Прикладное искусство получило развитие. Для его характеристики большое значение имеет клад, найденный в с.Мартыновка (Ки­евская область). Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Их обычаи, порядок были связаны с первобытными представлениями людей о всемогущих силах, способных влиять на их жизнь и благополучие. Такие представления, а также культовая практика весьма схожи у различных индоевропейских народов. Противопоставление неба земле, одухотворение огня, поклонение солнцу, луне, ветру, обожествление рек, источников , лесов были характерны не только для славян , но и для греков, римлян, германцев, балтов.У славян, например, представление о земной воде связывалось с небесной — с дождем, о земном огне — с небесным, то есть с солнцем. «Мать сыра земля» — кормилица. Почитали и растения, деревья, зверей, птиц, что являлось пережитками тотемизма. Березы, дубы считались священными, им приносились жертвы. Постепенно от почитания предметов славяне перешли к поклонению их духам. Так возник анимизм.Славянское язычество на протяжении веков сформировало оригинальные, самостоятельные и самобытные черты, особенности — свой пантеон, который собрал божеств разных масштабов, кумиров различных племен.Судя по рассказу «Повести временных лет», князь Владимир за стенами Киевского княжеского двора поставил идолов, или кумиров, которым поклонялись древние славяне до крещения Руси в 988 г. Это были Перун, Хорс, Стрибог, Даждьбог, Симаргл и Мокошь. Важную роль играли божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия. Очень рано на первое место выделился бог грома и молнии Перун как бог — податель живительного для природы и посевов дождя — земледельческий бог. Перун был также богом войны и оружия, поэтому его культ в дальнейшем стал особенного значимым в дружинной среде. Под различными наименованиями известно солнечное божество: Ярило, Хорс, Даждьбог, Купала (солнечные культы характерны для всех земледельческих народов). Волос или Велес (от вола) считался, по словам древнерусской летописи, «скотьим богом». Хотя он не назван среди киевских идолов, имя его вызывало благоговейное уважение славян. Перуном и Волосом клялись Олег и Cвятослав, заключая договоры с греками. Не случайно в «Слове о полку Игореве» внуком Велесовым именуется вещий Боян. С принятием христианства многозначность Велеса — мага и прорицателя, покровителя загробного мира — сблизила его с образами змея–дьявола.С образованием классов бог Перун стал главным в пантеоне языческих богов — богом князей и их дружин, богом войны, а Волос, вероятно, богом богатства, торговли.Женским божеством была Мокошь (Макошь). Этимология этого имени возводится к слову «мокрый». В ее образе древние чтили землю, матушку–кормилицу. Языческие обряды и праздники способствовали развитию фольклора, музыкального, драматического и танцевального искусства.После введения христианства память об основных и второстепенных богах осталась в произведениях народного творчества, где переосмыслению подверглись древние обычаи и кумиры. Функции славянских богов взяли на себя христианские святые. Так, культ Мокоши переплетался с почитанием Параскевы Пятницы, представления о Перуне были отчасти перенесены на Илью Пророка, о Велесе — на святого Власия и Георгия Победоносца. Новогодние январские святки совместились с днями Рождества и Крещения. В обрядовом календаре остался день весеннего равноденствия, приуроченный к масленице, проводам зимы и встрече весеннего солнца. Возможны пераллели и между чествованием бога Ярилы и христианскими праздниками, посвященными Троице и Ивану Купале (Иоанну Крестителю). Древние, восходящие к праславянской эпохе, слова — святой, Бог, молитва, жертва, — перешли в богослужебный христианский лексикон.Народная память хранит языческие верования , обычаи, ритуалы. Отложившиеся в легендах и былинах, они оказали существенное влияние на мировоззрение и культуру славянских народов.С VII в. праславянский язык стал делиться на самостоятельные диалекты — западный, южный, восточный. Этому способствовало в дальнейшем распространение славянской письменности и принятие христианства. Большое сходство славянских наречий сохранение в них черт единого общеславянского языка помогло повсеместному быстрому усвоению славянской азбуки, изобретенной Кириллом и Мефодием. Перевод христианских богослужебных текстов привел к образованию старославянского литературного языка, который в зависимости от мест­ных диалектных особенностей давал так называемые изводы (древнерусский, болгарский, чешский и т.д.). Это, в свою очередь, влияло на развитие разговорного языка и светской национальной литературы, способствовало укреплению национального самосознания. Таковы краткие представления о культуре и верованиях древних славян , дошедшие до нас в археологичес­ких, письменных и фольклорных источниках .Достигнутый в VI–VIII в.в. славянами уровень развития производительных сил послужил для перехода их от первобытнообщинного строя к классовому обществу.

6 Проблема формирования государства на руси

Не только изменившееся индивидуальное и групповое самосознание и

усложнившиеся межплеменные отношения, но и хозяйственная, экономическая деятельность побуждала людей к поиску более подходящих форм общежития. Следовательно, можно говорить о нескольких факторах, которые повлияли на образование государства .Экономические факторы (рост производительности труда, возникновение излишков, углублявшееся разделение труда и, как следствие, развитие меновой, а потом и денежной торговли) влияли на становление государства , но это влияние не было ни прямым, ни определяющим. Государство возникло тогда, когда непосредственно связанные с экономикой имущественные различия были не слишком существенны; формировавшаяся государственная власть первоначально почти не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни. Носители новой, предгосударственной и государственной власти (князья, дружинники) выделялись из общества не по имущественному, а по профессиональному признаку. При этом часто совпадавшие профессии воина и правителя (стоявшего над традиционной, патриархальной властью родовых старейшин) почти единодушно признавались общественно полезными.Через Восточно-Европейскую равнину пролегал торговый путь, которым пользовались еще древние греки, основавшие колонии в Причерноморье. В «Повести временных лет» он описывается так: «Путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и верх Днепра волок до Ловоти, по Ловоти внити в Ильмень озеро великое, из него же озера потечет Волхов и втечет в озеро великое Нево и того озера внидеть устье в мор Варяжское, и по тому морю ити до Рима, а от Рима прити по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода прити в Понт море в неже втечет Днепр река» Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси . Начало русской литературы. X - начало XIIв. - М.: Мысль, 1984..Вместе с тем уже в IX веке, но особенно в X веке все большее значение приобретает другой путь, связывавшее европейский север с Черным морем. Вероятно, его функционирование было вызвано господством хазар на Волжском пути, где они ставили для всех торговцев, исключая еврейских, всякого рода заслоны.В то время как на севере активизировали деятельность скандинавы, юг все больше вовлекался в орбиту влияния или прямо под власть хазар.Это также сыграло свою роль в формировании единого государства , способного противостоять врагам и не дать прийти в упадок торговле.На основании сообщения летописи о варягах некоторые ученые, и зарубежные, и русские, в XVIII--XX вв. создали и отстаивали так называемую норманнскую теорию происхождения Русского государства . Ее суть заключается в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано норманнами, скандинавами, носителями западной культуры, -- именно так понимали варягов эти историки. Сами же восточные славяне якобы не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости, исторической обреченности и т. д. Эта теория нередко использовалась на Западе.На сегодняшний день историки доказали развитие государственности на Руси задолго до «призвания варягов». Однако до настоящего времени отзвуком этих споров является дискуссия о том, кто такие варяги. Норманнисты продолжают настаивать на том, что варяги были скандинавами, основываясь на свидетельствах разветвленных связей Руси со Скандинавией, на упоминании имен, трактуемых ими как скандинавские, в составе русской правящей верхушки.К концу VIII -- началу IX в. экономические и социальные процессы в восточнославянских землях привели к объединению различных племенных союзов в сильные межплеменные группировки. Этому способствовали и дальнейшее развитие торговых связей, как бы стягивающих земли воедино, и религиозная общность и необходимость объединять военные усилия отпора внешним врагам и организации дальних завоеваний.Военные действия того времени призвали обратиться к приглашению князя со стороны варягов. Так как рядом не было другой организованной военной силы, и их приход мог положить конец натиску других варяжских дружин на славянские и угро-финские земли.Летописные источники сообщают, что после обращения к варягам оттуда в славянские и угро-финские земли прибыло три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Первый сел княжить у ильменских славян, сначала на Ладоге, а затем в Новгороде, где он «срубил» крепость; второй -- в землях веси, на Белоозере, а третий -- во владениях кривичей, в городе Изборске.Соловьев отмечает, что «по прошествии двух лет от призвания младшие братья -- Синеус и Трувор умерли, и всю власть принял один старший Рюрик; эта власть простиралась уже на кривичей западнодвинских, т. е. полочан на юге, на мерю и мурому на северо-востоке» Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн.- Кн.1: История России с древнейших времен. - М.: Мысль, 1988. - с.-128..Таким образом, Рюрик стал князем в Новгороде. Но не стоит забывать, что образовался еще один государственный центр в Киеве, который стремился перехватить власть Рюрика и вел наступление на его земли.

В «Повести временных лет» записаны легенды о князьях, основателях города: Кие, Щеке и Хориве и их сестре Лыбеди. В отношении Кия существовали два варианта легенды, и по второму он был просто перевозчиком на Днепре.Таким образом, необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин привела к возрастанию роли государственной власти. Требовалось объединение усилий многих общин, руководимых единой государственной администрацией, чтобы создать систему каналов, водохранилищ, дамб и плотин, которые могли противостоять капризам великих рек. Возвышению государственной власти способствовали также прочность общины, неразвитость классовой структуры общества и главное - отсутствие частной собственности на землю. В структуре обществ не было собственников, то есть такой категории населения, которая была бы в состоянии противопоставить себя государству в силу своей независимости от него и влиятельности.Итак, в IX веке у восточных славян формируется классовое общество и государство , как закономерный этап развития. Предпосылки образования государства у славян, это развитие ремесла, земледелия; становление городов; возникновение имущественного неравенства, института частной собственности.

7 Теории происхождения этнонима Русь

Чаще всего его выводят из гидронима Рось (Ръсь) - названия правого притока Днепра, впадающего в него южнее Киева. Древнейшие поселения восточных славян, из которых позже образовались первые русские города, все без единого исключения обосновались на реках . Река в значительной степени обеспечивала жизнедеятельность наших предков: давала воду для приготовления пищи и ведения хозяйства, снабжала рыбой и водной птицей, предоставляла легкий, идеально гладкий путь по воде летом, по льду - зимой; река образовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных притоками берегах... Наши далекие предки обожествляли реку и первое свидетельство о почитании славянами рек и водяных божеств (нимф) зафиксировано у византийца Прокопия в VI веке н.э. Нестор тоже писал, что в языческую эпоху мы вместо богов почитали реки, озера, источники. Словацкий лингвист и этнограф Павел Шафранек (1795-1860) в своих трудах отметил, что в праславянском языке река называлась руса (rusa). Он писал: "Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове русло, обозначающем ложбину, русло реки, глубь, вир; но как собственное имя рек, городов и селений, более или менее близ них лежащих, употребляется почти у всех славян". Другим примером попытки «славянизации» названия русь может служить возведение этого этнонима (естественно, это определение - условно) к топониму Руса (Старая Русса). Однако и здесь данные лингвистики не подтверждают такой возможности: производной от Русы могла быть только форма рушане, что хорошо подтверждается источниками:«выеха Федор посадник с рушаны и с Литвою». (Курсив - И.Д.)Не исключено, однако, что топоним Руса и этноним (этнотопоним) Русь могли иметь общее происхождение .Неприемлема с точки зрения лингвистики и гипотеза, возводящая название Русь к наименованию острова Руяна/Рюген (в развитие уже упоминавшейся гипотезы Ломоносова-Кузьмина) так как наталкивается на серьезные фонетические несоответствия обоих названий.Предпринимались также попытки (О.Н. Трубачев, Д.Л. Талис, Д.Т. Березовец) связать имя Русь с крымскими топонимами, имеющими готское происхождение : Россотар, Рукуста, а также Rogastadzans Иордана и др. Однако и здесь мы, видимо, имеем просто омонимичные, совпадающие в произношении и написании имена роксаланов, росомонов и многих других. Впрочем, стоит заметить: даже те исследователи, которые настаивают на том, что « термин русь ... тесно связан с южной георафической и этнической номенклатурой» вынуждены признать, что попытки объяснить его происхождение из собственного славянского материала «не выглядят убедительными».Свою версию о происхождении названия « Русь » выдвинули Носовский и Феменко.Как известно, Монгольская империя была разделена на так называемые улусы – области. Но слова "улус" и "рус", " Русь " не одного ли корня? Вспомним, что в России был известный род князей Урусовых. Налицо явная звуковая параллель: улус - урус - рус. Но тогда возникает вопрос не произошло ли само название " Русь " от слова "рус", в тюркском произношении - "улус", означавшем часть, область Монгольской империи?Подобный пример мы имеем с названием Украины В старом русском языке слово "украина" означало область, часть государства Было много украин залесская украина, заокская украина и т д. Однако впоследствии это слово закрепилось как название только одной, вполне определенной области - современной Украины Может быть, и со словом " Русь " произошло то же самое? Вначале оно означало область (улус) в государстве, а затем стало наименованием самого государства В этом случае слова "русский человек" могли означать первоначально "человек из некоторой области в империи", "улуса", и только потом приобрести значение национальности.Норманисты - прослеживают скандинавское происхождение слова (варяги - руссы).

8 Предпосылки образование и специфика древнерусского государства. Первые киевские князья: основные направления внутренней политики

Предпосылки образования Древнерусского государства Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного). На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.Кроме того, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так, наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников.К внешним предпосылкам следует отнести то “давление”, которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны.С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Взимая, например, продукты промыслов, в первую очередь, пушнину со своих соплеменников и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Не случайно долгое время великие князья на Руси назывались по примеру Хазарского каганата - хаканами (каганами). Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

Первые киевские князья , их внутренняя и внешняя политика .

1. Рюрик (до 879)

- Не киевский правитель, но родоначальник династии Рюриковичей (по «ПВЛ»).

- По летописи пришел по призванию племен (чуди, славян, кривичей и веси) с братьями Синеусом и Трувором. После их смерти стал единолично властвовать в Новгороде.

- Историки считают, что братьев не было, а была «Дружина» и «дом» (см. пред. тему).

- Есть мнение, что изначально Рюрик сел княжить в Старой Ладоге, т. к. была возможность в случае опасности быстро сбежать за море. А только потом, утвердив свою власть, перенес свою резиденцию в Новгород. Здесь следует вспомнить упоминание в новгородской летописи о том, как он подавил восстание Вадима Храброго.

- Сведений о деяниях мало. Дореволюционные историки сообщают, о том что он укреплял границы своего княжества, строил города.

2. Олег Вещий (879-…).

- Дата смерти дискуссионная: 912 (Пятецкий, дореволюционные историки), 913 (Кацва, Юрганов), 922 (по другим данным – Стариков).

- Первый достоверный государственный деятель.

- Скандинавское имя – Хельг(helgi).

- Правил за малолетнего Игоря (возможно сына Рюрика – отсюда династия «Рюриковичей»), возможно приходился ему дядей, по другим сведениям – дружинник Рюрика.

- По пути к Киеву овладел Смоленском (главным городом кривичей) и Любечем, передал власть в них своим сподвижникам.

- В 882 г. захватил Киев, не потеряв власти в Киеве. Возможно для этого он убил князей Аскольда и Дира, но некоторые полагают, что они вообще жили с Олегом в разное время (данные Старикова). С этого момента традиционно считаю началом Киевского государства.

- Подчинил северян, полян, древлян кривичей, словен ильменских, возможно дреговичи, радимичей, хотя последние видимо долго сопротивлялись, т. к. о них не упоминает Константин Багрянородный среди племен платящих дань, да и в летописи есть данные, что Киевский воевода Волчий хвост обложил данью радимичей в 984 г., т. е. почти век спустя.

- Воевал с уличами и тиверцами.

- По мнению ряда историков, до первого вторжения печенегов на Русь (915) использовал их как союзников.

- Ходил с войском на Константинополь (Византия) в 907, 911 гг. Подписал экономически и политически выгодные договоры.

- Воевал с Хазарами, под влиянием Византии нападал на них в Крыму, а так же, возможно, на Каспии.

- По приданию умер от укуса змеи. По новгородской летописи в Старой Ладоге, хотя не исключено, что погиб за морем. Похоронен был возле Киева, на горе Щековице.

3. Игорь (912 – 945).

- новгородская летопись сообщает, что он участвовал в убийстве Аскольда и Дира, но навряд ли, т. к. был малолетним.

- В 903 г. женился на Ольге.

- Первый , кто из русских князей , кто столкнулся с печенегами, заключил с ними договор.

- Ходил на Византию. В 941 г. русский флот потерпел поражение от «греческого огня». В 944 году Игорь снова предпринимает поход на греков (по летописи в походе приняли участие несколько славянских племен), но те уплатили дань без войны. В 945 г. был заключен мирный договор, но русские купцы, по нему, уже не могли зимовать в Византии. И Игорь обязывался не нападать на Корсунь (греческий город Херсонес в черте современного Севастополя), не допускать в него дунайских болгар.

- Вторично покорил древлян. В 945 г. пошел собирать с них дань и собрал больше чем обычно (подговорила дружина, ссылаясь на то, что войны Свенельда не наги, в отличие от них). На обратно пути он распустил дружину и отправился опять собирать дань. Древляне сказали: «Аще (если) повадится волк по овцы ходить, то вынесет все стада, пока не убьют его». И убили (по «ПВЛ» разорвав на части между двумя натянутыми деревьями), т. к. малочисленная дружина не смогла защитить его.

4. Ольга (945-957(по Л. М. Пятецкому, но см. ниже)).

- Правила за малолетнего Святослава. Но в последствии и взрослого, т. к. он постоянно находился в походах.

- отомстила за мужа (по «ПВЛ»): первых послов древлян заживо похоронили в ладье, кинув ее в заранее вырытую яму. Вторых – сожгли в бане. Затем Ольга отправилась к древлянам, сказала, что простила их, велела готовить тризну по убитому Игорю, а когда те напились, приказала перебить их. На следующий год отправилась в поход с малолетним Святославом, осаждала Корсунь (главный город древлян) в течение года, но те не сдавались. Тогда она попросила в качестве откупа голубей, те с радость согласились, но Ольга, подвязав к ним бумажки с серой, которые подожгли, выпустила их на волю – сгорел весь город. Историки считают, что летописец Нестор приукрасил события.

- Приняла христианство в Константинополе в 957 г., причем по летописному приданию крестным отцом был, сам византийский император.

- Установила (Кацва, Юрганов):

А) Погост – укрепленный двор княжеского приказчика-тиуна, которому свозило дань окрестное поселение. Постепенно погосты превратились в опорные пункты княжеской власти.

Б) Станище - место, где останавливались князья при сборе полюдья, которые постепенно превратились в опорные пункты власти

В) Уроки – размеры дани.

5.Святослав Игоревич (957-972(3) (по Л. М. Пятецкому, но см. выше)).

- Большую часть жизни провел в походах.

- По летописи, свою завоевательную деятельность начал в 964 г.

5.1.Поход в Поволжье.

- В 964 г. пошел на Хазар, пройдя «сквозь вятичей»

- В 965 г. разбил хазар, взял города Белую Вежу (Саркел), Итиль и Семендер.

- После этого пошел на Северный Кавказ, где одержал победу над Ясами (вероятно, нынешние осетины – Л. М. Пятецкий) и Касогами (черкесы, страна которых в X в. именовалась Касахиею – Л.М. Пятецкий).

- В 966 г. вторично обложил вятичей данью. В. Н. Татищев объяснял это тем, что они, узнав, что русские войска двинулись к Дунаю восстали, и Святославу вновь пришлось подчинять их.

- После этого, проникнув на Волгу, Святослав разорил земли камских болгар и Взял их город Болгар (Булгар).

- Многие историки отмечают, что походы Святослава на хазар сильно изменили издревле сложившуюся в южных степях расстановку сил. На смену хазарам пришли не менее сильные враги – печенеги, т. к. хазары, взимая дань с некоторых славянских племен, сдерживали их натиск. После походов Святослава Хазарский Каганат распался.

- Точки зрения:

А) Карамзин – не есть пример государя великого, т. к. он славу побед уважал более государственного блага.

Б) Б. А. Рыбаков, Г. Прошин и др. – Стратег и дипломат, завоевывал главный торговый путь, старался выйти на Каспий.

- Описание внешности Святослава византийским летописцем, т. к. этот вопрос есть в тестах: «Среднего роста, необычайно широк в плечах, силач с могучей шеей. Голубоглаз, длинные усы, борода сбрита, волосы на голове – тоже, только свешивается одна длинная прядь: знаменитый оселедец, который и века позднее будет отличать запорожскую казачью вольницу – Сечь. В ухе серьга: золотая с двумя жемчужинами, между которыми вставлен рубин».

6.Ярополк Окаянный (972-980).

В 970 г. Святослав посадил княжить в Киеве Ярополка, в землю древлянскую послал Олега (т. к. эти сыновья не захотели княжить в Новгороде), новгородцы попросили тоже князя и тогда дружинник Добрыня (дядя Владимира) посоветовал им попросить третьего сына Святослава – Владимира, родившегося от Ольгиной рабыни – Ключнице Малуши. Что он и сделал.

Но в 970 г. сын Свенельда, тогда уже дружинника Ярополка, Лют отправился на охоту и зашел на землю древлянского князя Олега, тот убил его за эту дерзость. Тогда, по мнению дореволюционных историков (Карамзина, Татищева), Свенельд стал стравливать Ярополка и Олега, забыв про обещание данное Святославу поддерживать мир на Руси.

И летом 9777 г. произошла битва. Ярополк победил Олега Олег бежал в город Вручий. Город был окружен рекой, через которую был перекинут мост. Люди теснясь на мосту сбросили нечаянно Олега вниз, где тот и утонул.

Далее Владимир стал готовится к схватке с Ярополком. Пытаясь заручиться поддержкой Рогволода, князя Полоцкого, пришедшего из-за моря, он стал свататься к его дочери – Рогенде. Но она ответила Владимиру, что он сын рабыни, и поэтому не хочет за него замуж, а пойдет за Ярополка. Тогда Владимир собрал много войнов-варягов, словен, чуди, кривичей напал на Полоцкого князя и двух его сыновей, победив его взял Рогенду замуж.

В 980 г. Владимир подошел к Киеву и осадил его, подговорил Блуда – воеводу Ярополка, тот стал советовать Ярополку бежать из Киева, т. к. киевляне хотят передать власть Владимиру. Ярополк бежал в г. Родне, в устье р. Роси. Владимир осадил этот город, и был там страшный голод. Ярополк сдался Владимиру, но Владимир убил его, т. к. Блуд не дал дружине Ярополка следовать за ним.

Точки зрения на Ярополка:

А) Карамзин – добродушный, но слабый человек

Б) Соловьев писал, что он одержал несколько побед над печенегами, о заключении договора с греками, о приходе послов папских.

9 Борьба за киевский престол между сыновьями Святослава. Начало деятельности князя Владимира в Киеве. Попытки реформирования язычества. Суть реформ.

Борьба между сыновьями Святослава за киевский престол

После смерти Святослава Киевским князем стал его старший сын Ярополк. В Новгороде в это время княжил Владимир, сын Святополка и ключницы Малуши, в Древлянской земле правил средний сын Святослава Олег. Правой рукой Ярополка был опытный воевода Свенельд. Сын Свенельда Лот был убит древлянским князем Олегом. Поэтому, желая отомстить Олегу, Свенельд подговорил Ярополка пойти войной на Олега и отобрать у него землю. Ярополк послушался своего наставника и пошел войной на своего брата Олега. В 977 году во время бегства из города Овруча Олег был убит. Владимир Новгородский, узнав о гибели сводного брата, бежал к варягам за помощью. На два года Ярополк стал правителем Руси. В 980 году с большим войском варягов вернулся на родину Владимир Святославич. Перед началом похода на Киев Владимир захватил Полоцкое княжество, убил князя Рогвольда и заставил Рогнеду, дочь Рогвольда, выйти за него замуж. Затем Владимир пошел на Киев. По совету своего нового воеводы Блуда, который тайно держал сторону Владимира, Ярополк оставил Киев, бежал в южные пределы своего государства и укрылся в городке Родне. Здесь Ярополк и был вероломно убит по приказу Владимира. Киевский престол достался князю Владимиру.

Реформаторская деятельность, направленная на укрепление государства. Незамедлительного решения требовал вопрос о границах Руси. В 981 г. Владимир отправляется в поход «к Ляхом», присоединяет Псремышль, Червей и «другие городы». 983-м годом летопись датирует сообщение о походе на ятвягов. Удачными были и походы князя на литву, радимичей, вятичей, булгар и хорватов. Все эти походы значительно усилили позиции Руси, определили границы государства, в которых оно просуществует на протяжении нескольких последующих столетий.Не меньшего внимания требовало и строительство в Киеве , где князь начал возводить новую крепость - «город Владимира ». Теперь детинец столицы занял почти всю Старокиевскую гору и достиг площади 10 га. Были возведены просторные деревянные здания и величественные каменные княжеские дворцы.Закрепившись на великокняжеском престоле, Владимир развернул энергичную реформаторскую деятельность , направленную на укрепление Киевского государства. Важнейшей была административная реформа. Её суть состояла в ликвидации племенных княжений и превращении их в удельные владения. Русь была поделена на восемь таких владений: Новгородское, Полоцкое, Туровское, Ростовское, Муромское, Тмутараканское, Владимирское и Древлянское. Если ранее в племенных землях правили представители местных династий, то отныне князь стал назначать посадников из числа доверенных лиц или своих сыновей, которые, подрастая, помогали отцу управлять государством (только от семи официальных жен Владимир имел 12 сыновей). Эти правители непосредственно зависели от великого князя и выполняли его волю.С административной была тесно связана и военная реформа. Ликвидировав вооруженные формирования местных князей , Владимир начал раздавать земли (при условии воинской службы их собственников) представителям разных слоев населения. Постепенно создавалась так называемая «младшая дружина», в дальнейшем ставшая главной опорой великого князя . Одновременно в пограничье начинается строительство маленьких городов-крепостей: «И рече Владимир : се не добро, еже мал город около Киева . И нача ставити городы по Десне, и по Востри, и но Трубежеви, и по Суле, и по Стугне». За короткое время строятся города Воень, Витачев, Белгород, ряд других укрепленных пунктов. Кроме городов, Владимир создает в Среднем Поднепровье принципиально новый тип укреплений - многокилометровые «Змеевы валы»: земляные насыпи, объединенные в девять оборонительных линий, которые стали довольно действенным средством защиты от кочевнической Степи.

Законодательство

Все законы Владимир принимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины (военных начальников) и старейшин, представителей разных городов. Званы были вместе с боярами и посадниками и «старейшины по всем градом».Большие города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий, сотнями и десятками также выборные сотские и десятские.Старцы, или старейшины, городские являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой.Владимиру приписывается «Церковный устав», определяющий компетенцию церковных судов. Долгое время считался подделкой XIII в., ныне возобладала точка зрения, согласно которой это подлинный устав Владимира, но с позднейшими добавлениями и искажениями.По летописи, Владимир поначалу и согласился с представлениями херсонесского духовенства о необходимости смертной казни, но потом, посоветовавшись с боярами и городскими старцами, установил наказывать преступников по старому обычаю, вирой. Некоторые исследователи считают, что Владимир пытался изменить порядок престолонаследия; см. ниже. Владимир начал также чеканку монеты - золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь , сидящий на престоле, и надпись:«Владимиръ на столе» (Владимир на престоле); есть варианты с погрудным изображением (см. рисунок) и другим текстом легенды, в частности, на некоторых вариантах сребреников указано имя святого Василия, в честь которого Владимир был назван в крещении. Судя по неполногласной форме слов (не Володим?ръ, а Владим?ръ; не золото, а злато), монетные мастера были болгарами. Златники и сребреники стали первыми монетами, выпущенными на территории Руси. Только на них сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира , человека с небольшой бородой и длинными усами.По монетам известен и княжеский знак Владимира - знаменитый трезубец, принятый в XX в. Украиной в качестве государственного герба. Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями - Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, - а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя.

ПОПЫТКА ЯЗЫЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ ВЛАДИМИРА

Языческая реформа, предпринятая сразу после захвата власти в Киеве, преследовала три цели: во-первых, она подчеркивала суверенность молодого русского государства по отношению к христианской Византии; во-вторых — укрепляла положение великого князя, главного военачальника страны, так как во главе пантеона стал бог грозы и воинских успехов, покровительствующий воинам.Кроме того, этими действиями Владимир отодвигал на задний план наемных дружинников-варягов, часть которых была христианами. Владимир строго относился к наемникам и когда они после водворения мира начали бесчинствовать, выгнал их с Руси. Новый русский пантеон был противопоставлен не только византийскому христианству, но и скандинавскому язычеству, от которого не было взято ничего.Следует понять, что же произошло с великим князем Владимиром (в народе прозванным Красным Солнышком), сделавшим окончательный выбор в пользу крещения Киевской Руси. Решиться на такой шаг его принудило совершенно осознанное понимание того, что для окончательного закрепления великокняжеской власти возможно лишь одно — принятие православного христианства, которое к тому времени уже прошло период адаптации в языческой среде. Оно достаточно мирно соседствовало со старой верой, которая, к слову, терпимо относилась к пришедшему на Русь православию. Окружив себя боярско-купеческой верхушкой, с дружиной, шедшей за Владимиром в огонь и в воду, окончательно отпала необходимость в каком бы то ни было соприкосновении с языческим жречеством.Очевидно, в этот период влияние язычества было доведено до возможного минимума. Волхвы утратили возможность первенствующего влияния на общественную жизнь. Только Великий князь мог определять и направлять движение и развитие государства. Недаром в 988 году, совершив победоносный поход на Корсунь (Херсонес), одним из основных требований к императору Византии Василию II было, предоставленное в ультимативной форме, требование передачи всех атрибутов Императорской власти, что давало прямую и единственную возможность признать себя равным византийским кесарям, считавшим своего императора Богоподобным.Киевская Русь по праву, хорошо это или плохо, может считать себя империей с момента признания императором Византии за князем Владимиром всех возможных титулов императорской власти. Нужно признать, выбирать византийцам не приходилось, им пришлось испытать одно из самых больших унижений в истории своего государства, добровольно передав «варвару» самый высокий титул — императорскую власть. Не сделай они этого, еще не известно чем бы закончился начавшийся поход. Нравы руссов ромеи хорошо усвоили еще со времен походов легендарного Олега и Игоря, подвергшего пригороды Константинополя полному разгрому и грабежу.К немалому удивлению для киевлян, Владимир вернулся в Киев не только крещенным, но и с новой женой Анной — дочерью императора Византии. Тысячелетнее язычество очень медленно отступало под настойчивым натиском православного духовенства. Деревня, по существу, стала христианской едва ли ранее XIII в., а пережитки языческого трупосожжения в виде огромных костров над моголой («дымы» по житию Константина Муромского) дожили кое-где до конца XIX в.В городах Киевской Руси строились церкви. Они снабжались богослужебными книгами, утварью, обслуживались притчом. Вокруг городов, сразу же за крепостными стенами, возникали монастыри, являвшиеся «узлами прочности» церковной организации. Духовенство устраивало в городах торжественные молебны, крестные ходы, читало проповеди. Но язычество продолжало быть сильным не только «по украином», но и в больших городах. Для характеристики соотношения христианского и языческого начал в русских городах достаточно привести известное «Слово о твари...», составленное русским книжником в XII в.

Народ же, те десятки и тысячи, сотни тысяч руссов, были обречены на тысячелетнее закабаление с невиданным по размаху террором, направленным против инакомыслящих. Вот откуда текут истоки нашего падения, падения, доведшего русских, украинцев, белорусов до полной либо частичной духовной деградации. Можно позволить человеку отстаивать свою точку зрения в полемике, пусть самой жесткой. Но убивать людей только за то, что они воспринимали Бога-Творца несколько иначе, чем православное духовенство, не есть величайший ли грех перед Господом? Как же тогда быть с важнейшим Христианским принципом «НЕ УБИЙ»? Куда его девать? Может быть, пришедший в 1917 году большевицкий режим стал бумерангом, ответом, направленным против не самой религии, но способа и форм ее осуществления? Все мы дети Божьи, все под Богом ходим, и всем нам предстоит ответить за содеянное здесь, на этой Земле. Господь не делает разницы для себя между христианином и язычником, мусульманином и индусом. Путей к нему много, а вот ОН — ОДИН. Выбор этих путей — свободное право каждого человека.

10 Христианство на руси: историография вопроса. Теория и пятикратном крещении. Положение христиан при князьях-язычниках. Крещение: летописная версия и данные других источников.

Наши рекомендации