Использование на уроке музыки информационно-коммуникационных технологий и технических средств обучения

В соответствии со спецификой учебного предмета «Музыка» информационным технологиям всегда уделялось достойное внимание, так как без использования технических аудио- и видеосредств в аудиторных условиях невозможно себе представить освоение учащимися музыкальной культуры. В этой связи любая из программ по «Музыке» оснащена фонохрестоматией музыкального материала. Однако повышение уровня развития науки сегодня требует введения в преподавание «Музыки» новых технологий, и в частности, основанных на применении компьютерной техники, способствующей оптимизации учебного процесса. С целью наглядности аудиовизуальную учебную информацию с использованием компьютерной техники и мультимедийного проектора можно использовать в уроке в виде презентаций. Как правило, компьютерная презентация состоит из электронных страниц-слайдов, содержащих различного рода мультимедийные объекты (текст, иллюстрации, видео, звук, анимацию).

Создавая компьютерную презентацию для уроков музыки, учитель может использовать офисное приложение Microsoft Power Point. В первую очередь следует определить необходимое количество слайдов и их последовательность. Далее с помощью сканера подготовить рисунки для слайдов (изображения музыкальных инструментов, портретов композиторов, репродукций картин и т.д.). С помощью графической базы данных — создать различные схемы (например, состав инструментов симфонического оркестра); используя коллекцию дизайнов — выбрать соответствующий содержанию конкретный материал (например,

______________

1 Пионерский музыкальный клуб. — М., 1977. — Вып. 15. — С. 86 — 88.

с элементами нотной грамоты). Microsoft Power Point позволяет «оживить» демонстрацию с помощью анимации и выбрать по желанию тип анимационного процесса. Управляющие элементы позволяют сделать компьютерную презентацию интерактивной. Если активизировать размещенную на слайде клавишу, то можно, например, прослушать звучание того или иного предлагаемого нотного текста в аудиозаписи.

Современному учителю музыки необходимо овладеть компьютерной программой Finale (или Sibelius). С ее помощью можно набрать нотный материал для использования во время проведения урока (попевку для распевания, музыкальный фрагмент изучаемого произведения или на начальной стадии обучения — отдельные ноты). Набранный нотный материал можно напечатать как раздаточный материал или продемонстрировать детям, используя мультимедийный проектор и экран. С помощью данной программы Finale можно также воспроизвести в аудиозвучании любые набранные ноты (или ноту) и визуально наблюдать, какие ноты в данный момент звучат.

Наряду с нотным редактором Finale (или Sibelius) существуют пакеты программ звукового редактирования файлов (Celemony Melodyne, Astrong, Emagic Logic Audio Platinum и др.), предоставляющие возможности записи и обработки цифрового звука.

Благодаря новым технологиям возникают принципиально новые подходы к повышению информативности отдельных базовых данных. Так, для учителя музыки представляют познавательный интерес разделы Web-страниц Интернета, позволяющие войти в различные архивы, являющиеся источниками различной информации о музыке: биографического характера о композиторах разных эпох, нотными текстами музыкальных произведений, видеосюжетами исполнения шедевров мировой музыкальной классики и т.д. В сети Интернета наряду с классической музыкой представлена народная музыка. Вызывает интерес база данных со сведениями о народной музыке теоретического характера, возможность прослушивания лучших образцов фольклорного искусства в исполнении различных фольклорных коллективов. На некоторых серверах предлагается информация о духовной музыке, жанрах и стилях современной музыки. Используя возможности Интернета, учитель музыки может найти необходимую информацию с помощью гипертекстовых ссылок. На сервере содержатся адреса доступа к учебным материалам и издательствам, выпускающим литературу о музыке и ноты.

Учитель музыки может познакомиться посредством Интернета с репертуаром оперных театров и филармонических залов. Обращение к сети Интернета позволяет сделать открытым доступк сокровищнице мирового музыкального наследия не только учителей музыки, но и учащихся и их родителей.

Наряду с указанными формами на уроке музыки могут быть использованы компьютерные программы. К примеру, энциклопедия классической музыки («Коминфо», 2002), в которой содержатся около 400 биографических статей, более 200 статей о произведениях, словарь музыкальных терминов, 12 тематических экскурсий о музыкальной культуре разных стран, видеофрагменты и анимация, викторины различной сложности, разветвленный поиск по нескольким критериям (время, география и т.д.), встроенная система помощи.

Главное меню данной компьютерной программы представлено 4 разделами: «Статьи», «Экскурсии», «Викторина», «Хронологии». Статьи содержат информацию о композиторах и исполнителях, жанрах, музыкальных инструментах и этапах развития музыкального искусства. Программой предусмотрено прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеоматериалов, увеличение изображения иллюстраций, гипертекстовые ссылки, к которым респондент может обратиться при необходимости. Данная компьютерная программа не только ориентирована на потребности учебного процесса в наглядном информационном насыщении учебного материала по предмету «Музыка», но и предполагает разнообразие возможных учебных траекторий в режимах самоконтроля, иными словами содержит материалы для проведения текущего и итогового контроля за качеством приобретаемых учащимися знаний о музыкальном искусстве с учетом дифференцированного подхода. Учащимся предлагается ряд вопросов викторины, предполагающей многоуровневый подход. На каждый вопрос авторами программы дано четыре ответа, учащемуся необходимо выбрать один правильный. Учащемуся сообщается правильность или ошибочность выбора, по достижению определенного количества баллов при завершении викторины победителя приветствуют аплодисментами, что, бесспорно, мотивирует познавательный интерес учащихся.

Богатой информацией о музыкальном искусстве располагают другие мультимедийные энциклопедические образовательные компакт-диски, например, CD «Тегга Musikalis», где обобщается уникальная коллекция Санкт-Петербургского Музея музыкальных инструментов. CD знакомит с историей отдельных экспонатов, известными исполнителями и деятелями культуры. На диске представлены фотографии, анимационные фрагменты, позволяющие учащимся понять смысл мудрого высказывания русского композитора Серова: «Великая тайна великих исполнителей в том, что они исполняемое силою своего таланта освещают изнутри, влагают туда целый новый мир ощущений из своей собственной души, оставаясь, между тем, в высшей степени объективными. Музыкаи в отношении к гениальному исполнению только эскиз, краски, полная жизнь произведения рождается только под обаятельною властью исполнителя»1.

Перечень мультимедийных энциклопедий, развивающих музыкальную культуру учащихся при использовании информационных технологий в музыкальном воспитании, не ограничивается указанными примерами и может быть продолжен такими, например, как «Музыкальная энциклопедия. Классическая музыка» (фирма «Винож», Киев, 1997), «Sonata. Не только классика» (Залесский Л. А., 2004, 2006) и др.

Особенностями данных мультимедийных программ являются:

— интерактивность, активизирующая пользователя;

— высокая информационная емкость;

— позитивность синтетического характера взаимодействия в восприятии слуховых и зрительных анализаторов;

— адекватность дидактическим принципам: наглядности, доступности и системности.

Можно сказать, что подобные компьютерные программы являются прообразом электронного учебника для школьника в силу комфортности для визуального восприятия (удобного для чтения шрифта), привлекательности цветового решения и четкой структурности, позволяющей воспринимать информацию крупными блоками и более мелкими структурными единицами-модулями.

Кроме того, компьютерные программы адекватны требованиям вариативности образовательного процесса. Так, ребенку предлагается право на выбор индивидуальной траектории в образовании с учетом значимости принципов демократизации и гуманизации. Вариативность образования в компьютерных программах реализуется на уровнях:

— содержательном (комфортные условия для удовлетворения познавательных потребностей учащихся с различной степенью мотивации учебной деятельности, интересами и способностями в освоении учебного материала обеспечивает четкая формулировка составителями разделов и детализация содержания каждого структурного компонента);

— технологическом (в зависимости от дидактической цели ученик может обратиться к учебным материалам для первичного знакомства, дальнейшего усвоения учебного материала, самоконтроля и самообразования).

Таким образом, работая с компьютерными программами, учащиеся получают возможность осваивать то содержание образования, тем способом и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает их возможностям, потребностям и интересам.

_________

1 Серов А.н. Воспоминания о М. И. Глинке // Избр. Статьи: в 2 т. – М., ; Л., 1950. – Т. 1. – С. 132.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Познакомьтесь с меню электронного ресурса «Жизненный и творческий путь Шопена» для использования учителем на уроке музыки либо в условиях самостоятельной работы учащиеся основной школы. Составьте меню аналогичного электронного ресурса по изучению творчества какого-либо композитора в начальной нколе.

Жизненный и творческий путь Ф. Шопена Характерные особенности творчества композитора Произведения Ф. Шопена (аудио, видеозаписи и ноты) Воспоминания современников о Ф. Шопене

Влияние музыки Ф. Шопена на развитие мировой музыкальной культуры

Словарь музыкальных терминов Тестовые задания1

2. Продумайте навигацию внутри созданной вами структуры электронного ресурса. Предусмотрите специальные обозначения, аналогичные приводимым ниже:

Использование на уроке музыки информационно-коммуникационных технологий и технических средств обучения - student2.ru

МИКРОПРАКТИКУМ

1. Средствами Microsoft Word преобразуйте тексты песен для вокально-хоровой работы в дидактические материалы и, проецируя их на мультмедийный экран, разучите с сокурсниками. Это позволит сделать учебно-воспитательный процесс более мобильным.

_____________

1 Выпускная квалификационная работа студентки МПГУ Лебедевой Р. (научный руководитель — Осеннева М.С.).

2. Разработайте компьютерную презентацию (Microsoft PowerPoint) для сопровождения фрагмента урока музыки. С этой целью выберите самостоятельно тему урока и подготовьте серию слайдов с текстами, рисунками и звуковым сопровождением. Познакомьте с разработанными материалами однокурсников на лабораторном практикуме, инициируя работу с детьми на уроке музыки.

3. Используя компьютерные технологии, разработайте тесты для выявления уровня сформированности знаний по какой-либо теме. Предусмотрите различную степень сложности тестовых заданий для детей. Составляя тесты, придерживайтесь следующих общепедагогических позиций: направленность на проверку усвоения конкретной темы; грамотность, четкость в постановке вопроса; соответствие заданий уровню развития учащихся; правдоподобность неправильных ответов.

Наши рекомендации