Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса Обучающиеся должны

Средняя общеобразовательная школа №8 г. Тулы

«Рекомендовано» Руководитель МО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г.     «Утверждено» Директор МБОУСОШ №8 _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По литературному чтению

Класс

Учитель Ступникова Марина Сергеевна

Учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса разработана на основе авторской программы В.А.Лазаревой «Литературное чтение»(система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2009)

Стратегическая цель курса литературного чтения

- закладывание основ воспитания интеллигентного человека, образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, различая художественные и псевдохудожественные произведения;

- нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ её теории и практики анализа художественного текста

Текущая цель курса – осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

Задачи:

· расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

· опираясь на знания и умения, приобретённые в первый год изучения предмета, выйти на более глубокое освоение художественных произведений детьми, расширить их литературные знания и нравственные представления.

· воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров, обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нем;

· создание условий для постижения школьниками многоплановости художественного словесного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;

· развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами:

ü восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения);

ü их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);

собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему).

Программное и учебно – методическое оснащение содержит следующие сведения:

  Количество часов в неделю согласно учебному плану школы Реквизиты государственно или авторской программы, на основании которой составлена данная рабочая программа УМК обучающегося УМК учителя
  Федеральный компонент   Региональный компонент   Школьный компонент 1. Примерная программа начального общего образования по литературному чтению. М.: Просвещение, 2007 2. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009   1. Лазарева В.А.Литературное чтение: Учебник для 4 класса начальной школы: в 2 ч. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012 2. Лазарева В.А.Литературное чтение: Хрестоматия для 2 класса – М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В.Занкова : Издательство Оникс, 2012 1. Лазарева В.А. методические рекомендации к курсу «Литературное чтение» 4 класс.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2010 2. Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. – М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В.Занкова : Издательство Оникс, 2006
-      

Четвертый год обучения выстроен на основе родо-жанрового подхода и характеризуется дальнейшим освоением природы художественного текста через расширение и углубление представлений учащихся о жанрах: рассказ, сказка, былина, басня, притча, сказ.

Продолжается и усложняется работа по анализу разных видов текста. Ученики читатели учатся находить в произведении элементы сюжета, овладевают кратким пересказом произведения и пересказом текста с его творческой обработкой. В процессе работы над лирикой учащиеся наблюдают за способами выражения чувств автора и учатся передавать в своем выразительном чтении развитие чувства и сложное переживание и соотносить зрительный образ с чувственным, образ переживание с идеей произведения.

Более глубокое освоение жанра сказки и развитие навыков анализа подобных текстов у учащихся происходит при сравнении похожих по тематике народной и авторской сказок, русских народных сказок и сказок других народов. Авторская сказка представлена произведениями уже знакомых детям авторов и сказочников ХХ века: А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена, К.Г. Паустовского, Е.А. Шварца, А.Платонова.

Особенности рассказа учащиеся постигают в процессе чтения текстов современных детских писателей, осмысления более сложных понятий и способов изображения и анализа произведений этого жанра. Они сами учатся составлять системы образов, определять место и роль литературного героя в развитии сюжета, способов изображения развития характера героя и внутренней борьбы как основы эволюции героя, выявлять в тексте и осмысливать роли художественной детали и портрета. Углубление в лирику идет через вхождение учеников читателей в сложное лирическое переживание. Расширяются представления детей о фантастическом изображении действительности, об основах художественного вымысла; учащиеся знакомятся со «странными» героями, сюжетами, событиями, разбираются в природе юмора.

Обращенность текстов к возрасту, близкому читательскому, знакомые сюжетные коллизии, узнаваемые ситуации способствуют личностному восприятию учениками читателями художественных произведений. Возможности возраста позволяют включить учащихся в осмысление более сложных нравственных проблем, чем раньше. Углубляются через осмысление истоков и традиций представления детей о нравственности и душевных качествах народного героя: о совестливости и великодушии, об отваге и смелости, доброте и терпении, смекалке и находчивости. Анализируя народные сказки, дети осознают, что главными достоинствами русского человека наш народ всегда считал героизм при защите своей Родины, доброту и трудолюбие. Расширяются представления детей о мире и жизни других народов через изучение мифов и зарубежного фольклора.

Реализуя принципы системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию учащихся и возможности возраста учеников читателей, мы ввели в учебник 3 класса проектную деятельность. Это «Музейные странички». По сути дела, это долгосрочный социальный проект классного музея старинных вещей. Эта работа связана с изучаемым материалом, но выходит за рамки урока и школы, вовлекая семью ребенка в учебно-познавательный процесс, что создает дополнительный воспитательный эффект. Кроме того, это способ перевести учебную деятельность детей с вербального уровня на социальный уровень дела, поступка.

Учебный материал этого года обучения позволяет продолжить и углубить осмысление учащимися важнейших нравственных проблем: семья как частица общества и основа продолжения рода; роль семейных и национальных традиций; истоки героического поступка, незаметная красота обыденного и др., а также формировать через противопоставление такие нравственные понятия, как великодушие и душевная черствость, подлость и благородство, верность и предательство, отвага и трусость.

В этот период обучения у учащихся развиваются и совершенствуются навыки написания творческих работ на литературные темы. Они осваивают такие формы письменных работ, как сочинение -рассуждение о нравственной проблеме, этюд (описание природы), сказка, сочиненная по элементам сюжета или «в заданном ключе» (сочинение по картине, отзыв на книгу, пробуют сочинять былину, миф и рассказ по образцу и с «опорами».

В итоге четвертого года обучения учащиеся получают представление о басне, былине, сказе, мифе, сюжете, пейзаже, эпитете. Увеличивается норма заучивания стихотворений (20 - 25), вводятся прозаические отрывки для заучивания.

Содержание программы.

Круг детского чтения

1. В школе жизни ( 22часа)

А.И.Куприн «Бедный принц»; А.П.Чехов «Ванька»; Н.А.Не­красов «Школьник»; В.П.Астафьев «Бабушка с малиной»; Ю.М.Нагибин «Зимний дуб»; И.А.Бунин «Утро»; Д.С.Самойлов «Зима настала»; А.А. Фет «Кот поет, глаза прищуря...»; А.Ф. Мерз­ляков «Песня».

2. «Мы в ответе...» ( 24часа)

В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»; О.Е.Григорьев «Витамин роста» (Стихотворема); Д.Н.Мамин-Сибиряк «Прие­мыш»; В.М.Тушнова «Синицы»; К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»; А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывки); А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; А.К. Передреев «Качались ели, тишину колыша...»; С. Орлов «Был, наверное, денек погожий...».

3.«Сто фантазий» (13 часов)

Ю.П. Мориц «Слониха, слоненок и слон», «Чтоб летали мы все и росли!»; Д.С.Самойлов «Сказка», «Белые стихи»; Т.М. Белозе-ров «Кладовая ветра»; Ф.Д. Кривин «Честное гусеничное», «Зеле­ные цистерны», «Жизнь на Земле», «Теплота», «Солнце», «Под­солнух»; Кир Булычев «Путешествие Алисы» (отрывок); А.А.Ах­матова «Ива».

4. Вечные вопросы, на которые каждый отвечает сам (31час)

В.П.Крапивин «Путешественники не плачут»; Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» (быль); М.Ю.Лермонтов «Бородино»; Ю. Левитанский «Мальчики»; Б.Ш. Окуджава «До свидания, маль­чики...»; В.Д. Берестов «Мужчина»; А.Д. Дементьев «В мае 1945 го­

да»; А.К. Передреев «Зачем шумит трава глухая...»; Е.А.Благини­на «Шинель»; А.П.Платонов «Неизвестный цветок»; Н.Н.Матве­ева «Кораблик»; Н.М.Языков «Пловец»; Г.Я. Горбовский «Пуля»; А.Т.Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...».

5. «Россия, Родина моя...» (12 часа)

М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»; С.Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берез?..»; Ю.И. Коваль «Чистый Дор»; В.А.Жуковский «Родного неба милый свет...»; Е.А.Баратынский «Родина»; Н.А.Некрасов «Саша» (отрывок); Д.Б.Кедрин «Я не знаю, что на свете проще?..»; Н.М.Рубцов «Звезда полей во мгле заледенелой...»; Н.А. Некрасов «Тишина» (отрывок); А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; А.С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет...»; Б.В. Заходер «Что такое стихи?».

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса Обучающиеся должны

уметь:

- осознанно и выразительно читать художественные произве­дения разных литературных родов и жанров с темпом чтения ори­ентировочно 90 слов в минуту, при ведущем чтении про себя с бо­лее высоким темпом;

- пересказывать текст кратко, подробно и выборочно; вычленять основные элементы сюжета произведения (завяз­ка, развитие действия, развязка), определять идею произведения;

- самостоятельно составлять характеристику литературного героя; определять в тексте авторскую позицию, осознавать свое от­ношение к ней; передавать свои эстетические впечатления от прочитанного и отношение к нему в различных формах устной и письменной речи;

- самостоятельно определять задачу выразительного чтения и находить интонационные средства ее воплощения;

сочинять рассказы и сказки по придуманному или заимство­ванному сюжету;

- писать изложения и сочинения-рассуждения, уметь описать предмет или картину природы, находя точные образные слова;

писать сочинения по картине, анализируя ее содержание, настроение и способы художественного изображения;

писать отзывы и аннотации на прочитанные книги, вести чи­тательский дневник;

- овладеть следующими терминами: повесть, идея, фантасти­ка, олицетворение;

иметь начальное представление:

- о главных и второстепенных героях, о героическом характере; об авторском стиле и приметах авторской индивидуальности; об изобразительно-выразительных средствах (эпитет, срав­нение, олицетворение);

- о путях и способах редактирования своих сочинений;

■ иметь нравственное представление: о самопожертвовании, отваге, благородстве, чести, любви к Родине, об ответственности за тех, кто поверил тебе; о понятии вины человека, о роли лидера в коллективе, о по­нятии народа и человечества как единого коллектива.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс – 102 часа

Наши рекомендации