Автор размышляет над проблемой (чего? Р.П.) гуманизма (затрагивает, касается, рассматривает...)
Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст … (назвать автора).
Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор текста.
ИЛИ:
Автор поднимает актуальную проблему … .
Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что … .
Проблема, которую поднимает (указать автора), волнует умы … .
Автор текста, известный писатель и публицист (указать автора) затрагивает важную проблему … .
Проблема, поднимаемая (указать автора), – это … .
Проблема … привлекает внимание многих исследователей. Задумался о ней и (указать автора).
Волнующая всех проблема … поднимается известным писателем (указать автора).
Обращение к тексту (указать автора) заставило меня задуматься о проблеме … , которую и рассматривает автор.
Что есть … ? В чём … ? Эту важную для каждого проблему поднимает (указать автора).
КОММЕНТАРИЙ
Давать комментарий к выбранной проблеме нужно только с опорой на данный текст
Помните:
-нужно комментировать только ту проблему, которая отражена в тексте и названа вами;
- не являются комментариями неоправданный пересказ и сплошное цитирование
Объяснение текста с опорой на вопросы:
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
На чём заостряет внимание?
Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
Как выражено авторское отношение к изображаемому?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
Если это публицистический стиль текста,нужно показать, как автор приводит читателя к пониманию его позиции.
Автор раскрывает проблему на примере…
В центре внимания автора…
Автор говорит о том, что…
Автор обращает внимание на …
Автор доказывает (убеждает, осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает, негодует, восхищается, удивляется)…
Автора волнует (тревожит)…
Если это художественный стиль, необходимоодним-двумя предложениями сказать о сюжете; о том, что представляет собой герой, от имени которого ведется повествование, какова его речь; поразмышлять, совпадает ли позиция рассказчика и авторская позиция, из чего это следует.
На первый взгляд тема (проблема) кажется странной (банальной, узкой, частной, старой, незначительной)...
В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста...
Почему мы не всегда обращаем внимание на…
N/B В критериях К1 этого года сказано: «Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста». Иногда бывает уместнее начинать своё сочинение не с формулировки проблемы, а с комментария текста. Прокомментировав текст, вы можете сформулировать проблему, используя вопросно-ответную форму. Например. Так какую же проблему поднимает автор в своих размышлениях ( в рассказе, в тексте, в данном фрагменте)? Я позволю себе предположить, что он ставит перед нами вопрос: (формулируем проблему).
Затем «перекидываем мостик» к формулировке авторской позиции: Довольно трудно сформулировать и авторскую позицию, но, наблюдая за героями такта ( за размышлениями, пояснениями, средствами выражения отношения к рассказу), отвечая на тот вопрос, который мы увидели в тексте, на мой взгляд, она сводится к следующему: ______________.
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Позиция автора –это главная мысль, идея, основное переживание, чувство, пронизывающие текст, звучащие прямо или косвенно, через авторское слово или через художественные образы.
Определить авторскую позицию – значит, ответить на поставленный проблемный вопрос.Поэтому ещё раз вернитесь к началу сочинения, прочтите, как вы сформулировали проблему, и позицию автора формулируйте в строгом соответствии с поставленным вопросом.
Вам помогут вот эти вопросы:
Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
Какие слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение, дают оценку описываемым фактам?
Если это публицистический стиль текста, нужно не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами.
Позиция автора такова…
Автор считает, что…
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
Автор убеждает нас в том, что…
В тексте доказывается мысль о том, что…
Основная мысль текста заключается в том, что…
По мнению автора, ...
ЕЩЁ КЛИШЕ:
«Цитата» – вероятно, именно к этому призывает нас автор.
«Цитата» – возможно, в этих словах заключается точка зрения автора на данную проблему.
Автор поражен (встревожен, призывает к…)
Автор считает (утверждает), что…
Автор убежден, что… и подобная уверенность небезосновательна.
Автору важно убедить читателя в том, что…
Бесспорно мнение автора о том, что
Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…
Автор подводит читателя к мысли о том, что…
… – вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
Однако если попадается текст художественного стиля, то голос автора бывает настолько скрыт, что о таком понимании его «позиции» говорить нельзя. Ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т. др. И тут на помощь придет хорошее знание изобразительно-выразительных средств речи, понимание роли деталей элементов композиции, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к своим героям, к заявленной им проблеме.
КЛИШЕ:
Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что …
Читая рассказ, можно сначала подумать, что автор на стороне своего героя, что он говорит его устами …, но вскоре становится ясно, что это не так.
Вдумчивый читатель понимает, что писатель не разделяет точку зрения героя…
…Так автор подводит нас к выводу о том, что…
ИЛИ ТАК:
N N из тех писателей, которые не морализуют, не навязывают читателю свою позицию Просто он всем строем своего рассказа, подбором слов, фактов, изобразительных средств дает возможность читателю самому сделать вывод и определить авторскую позиции. А она, на мой взгляд, такова: …………………………….