Основные характеристики современной науки в теории К.Ясперса
1. Универсальность. На сегодняшний день не существует ни одной области, которая бы не интересовала науку. «Все происходящее в мире, - говорит Ясперс, - подвергается наблюдению, рассмотрению, исследованию - явления природы, действия или высказывания людей. Религия, все авторитеты также становятся объектом исследования. И не только реальность, но и все мыслительные возможности становятся объектом изучения. Постановка вопросов и исследование не знают предела». Современная наука ни к чему не относится равнодушно, для нее все имеет научный интерес. Она занимается единичным и мельчайшим, любыми фактическими данными как таковыми. Таким образом, под универсальностью современной науки Ясперс конкретно понимает ее всеобщность и тотальное проникновение во все сферы жизнедеятельности общества.
2. Незавершенность. Современная наука, в отличие, скажем, от греческой, внутренне принципиально не завершена. «Греки, - утверждает философ, - не знали безгранично развивающейся науки, даже в тех областях, которые в течение некоторого времени фактически развивались, - в математике, астрономии, медицине. В своем исследовании греки действовали как бы в рамках чего-то завершенного. Такого рода завершенность не знает ни стремления к универсальному знанию, ни взрывной силы, присущей воле к истине Современная наука движима страстью достигнуть пределов, пройти через все завершающие представления познания, постоянно пересматривать все, начиная с основ. Отсюда повороты в прорыве к новому знанию и вместе с тем сохранение фактически достигнутого в качестве составной части новых замыслов». Иными словами, поскольку содержание познания в принципе безгранично и не завершено, смысл науки составляет беспредельное продвижение, а ее самосознание определяется идеей прогресса. При этом научное познание, стремясь к бытию, которого оно никогда не достигнет, это обстоятельство отчетливо осознает.
3. Стремление к выявлению всесторонних связей, несмотря на то, что наука в принципе обращена к единичному. Современная наука не только универсальна, но стремится к такому единению наук, которое, в конечном итоге, никогда не достижимо.
В основе взаимосвязи наук лежит форма познания. Все они обладают определенным методом, мыслят категориями, обязательны в своих частных выводах, но вместе с тем ограничены известными предпосылками и границами предмета. Связь между науками устанавливается благодаря их соотношению, их взаимной поддержке посредством своих выводов и методов. Они становятся друг для друга вспомогательными науками. Одна наука становится материалом для другой. Их общая основа - субъективный импульс к универсальному знанию. Университеты воплощают в себе практику всеохватывающего знания.
4. Постановка радикальных вопросов в рамках конкретного познания. В данном случае имеется в виду человеческое мышление, выходящее за пределы видимого мира, нацеленное на более оптимальное понимание природы этого мира; оно смело ставит любые проблемы. Ясперс считает, что способность все время освобождаться от замкнутости и тотализации знания позволяет обращаться к самым парадоксальным попыткам строить новые гипотезы. В качестве основного примера он приводит современную физику (здесь он, скорее всего, имел в виду достижения в области ядерной физики - СТ.), где «неслыханная» свобода опытов достигла своей вершины. «В современной науке, - говорит Ясперс, - каждый вопрос ставится под вопрос. Вновь и вновь рассматриваются не замеченные сначала предпосылки. И в ходе познания проверяются самые смелые предположения».
5. Универсальность в разработке категорий и методов. Данная универсальность, по мнению Ясперса, является следствием тотализации современной науки, когда исследуются абсолютно все предметы, из-за чего возникает необходимость расширения категориальной сферы, а отсюда - отсутствие законченного учения о категориях. Таким образом, проблемой становится соответствие категорий и методов, а не преимущество каких-либо категорий и методов: «Там, где речь идет о реальности, с достоверностью выводятся данные опыта. Если же необходима спекуляция, то она уверенно совершается с полным пониманием ее значения. Решающее требование - избежать смешения опытного и спекулятивного знания».
6. Научная позиция или, иными словами, научный подход. Ясперс в данном случае говорит о наличии современного научного подхода либо о необходимости его выработки. Научная позиция включает в себя совокупность приемов и методов, характерных для того или иного научного направления. Философ утверждает, что «с того момента как наука стала действительностью, истинность высказываний человека обусловлена их научностью. Тот, кто выработал в сфере своего исследования научный подход к изучаемому предмету, всегда способен понять то, что является подлинной наукой». Несомненно, выбор или же выработка научной позиции - дело сугубо индивидуальное; несмотря на это, Ясперс утверждает, что научную позицию того, кто сам непосредственно не причастен к науке, нельзя считать надежной.