Критерии типологии цивилизаций. Традиционный и техногенный типы цивилизации

Могут различаться по типу хоз деят-ти: земледельческие и индустриальные или приморские и континентальные. В зависимости от контакте с другими – открытые и закрытые. М.б. интроверты (творч. энергия обращена вовнутрь) экстравертные (стремяться расширить свои пределы). 1 из главных дихотомий=Восток-Запад, Россия-догоняющая цивил-я.Тоффлер критерий временной и религиозный, выделяет цивил-ые циклы: с/х, индустриальная, постиндустриальная. Специфика культурного развития при этом находится за рамками этой типологизации. К-ра не цивил-ии, не м.б. примитивных к-р, но могут быть примитивные цивил-ии. Народы вовлекаются часто насильственно в цивилизационные процессыСтепнин. Есть 2 типа цивилизационного развития: традиционное (вост), техногенное (зап-евр), эти типы цивил-ий выросли из господствующих в них универсалей к-рыВосток-Запад, сравн цивил-ий:Особое представление о природе. В западно-ев­ропейской культуре Мир, Природа всегда рассматривались как поле для приложения сил человека. Восточная к-ра – на невмешательство в природу.Человек рассматривается как активное существо, призванное преобразовать мир. Восточная – мир надо не преобра­зовывать, а адаптироваться к нему, не навязывать свою волю, а угадывать ритмы изменения мира.Особое понимание человеческой деятельности: с позиций западно­европейской к-ры деятельность человека направлена вовне, на преобразование предметов, а не на самого человека. В восточной культуре доминирует стремление к самосовершенствованию чело­века, что проявлялось и в технических изобретениях.Акцент на технико-экономическую оптимальность развития техники и тех­нологии вне их человеческого, социокультурного измерения. Сама идея о том, что определяющим фактором, общественного развития является материальное производство, не могла возникнуть в рамках восточной к-ры.Быстрое в геометрической прогрессии изменение предметного мира, влияющего на образ жизни, динамику социальных связей, меняющих соотношение традиционности и новационности в куль­турном и цивилизационном развитии; доминирование научной рациональности; ориентацию на автономию личности, ее прав, свободы; особое понимание власти, силы, их характера и природы.К-ра всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым. Чем древнее к-ра, тем она значительнее и прекраснее. Этого нельзя сказать про циви­лизацию. Цивилизация дорожит своим недавним происхожде­нием. Она гордится изобретением сегодняшнего. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она возникла сегодня или вчера.

Традиционные общества характеризуются замедленными темпами социальных изменений. Конечно, в них также возникают инновации как в сфере производства, так и в сфере регуляции социальных отношений, но прогресс идет очень медленно по сравнению со сроками жизни индивидов и даже поколений. В традиционных обществах может смениться несколько поколений людей, заставая одни и те же структуры общественной жизни, воспроизводя их и передавая следующему поколению. Виды деятельности, их средства и цели могут столетиями существовать в качестве устойчивых стереотипов. Соответственно, в культуре этих обществ приоритет отдается традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления. Инновационная деятельность отнюдь не воспринимается здесь как высшая ценность, напротив, она имеет ограничения и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций. Древняя Индия и Древний Китай, Египет, государства мусульманского Востока эпохи Средневековья и так далее — все это традиционные общества. Этот тип социальной организации сохранился и до наших дней: многие государства «третьего мира» сохраняют черты традиционного общества, хотя их столкновение с современной западной (техногенной) цивилизацией рано или поздно приводит к радикальным трансформациям традиционной культуры и образа жизни.

Что же касается техногенной цивилизации, которую часто обозначают расплывчатым понятием «западная цивилизация», имея в виду регион ее возникновения, то это особый тип социального развития и особый тип цивилизации, определяющие признаки которой в известной степени противоположны характеристикам традиционных обществ. Когда техногенная цивилизация сформировалась в относительно зрелом виде, то темп социальных изменений стал возрастать с огромной скоростью. Можно сказать, что экстенсивное развитие истории здесь заменяется интенсивным; пространственное существование — временным. Резервы роста черпаются уже не за счет расширении культурных зон, а за счет перестройки самих оснований прежних способов жизнедеятельности и формирования принципиально новых возможностей. Самое главное и действительно эпохальное, всемирно-историческое изменение, связанное с переходом от традиционного общества к техногенной цивилизации, состоит в возникновении новой системы ценностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность, вообще новое. В известном смысле символом техногенного общества может считаться Книга рекордов Гиннесса, в отличие, скажем, от семи чудес света. Книга Гиннесса наглядно свидетельствует, что каждый индивид может стать единственным в своем роде, достичь чего-то необычного, и она же как бы призывает к этому; семь чудес света, напротив, призваны были подчеркнуть завершенность мира и показать, что все грандиозное, действительно необычное уже свершилось.

Техногенная цивилизация началась задолго до компьютеров и даже задолго до паровой машины.

Ее преддверием можно назвать развитие античной культуры, прежде всего культуры полисной, которая подарила человечеству два великих открытия — демократию и теоретическую науку, образцом которой была евклидова геометрия. Эти два открытия — в сфере регуляции социальных связей и в способе познания мира — стали важными предпосылками для будущего, принципиально нового типа цивилизационного прогресса.


Наши рекомендации