Феномен творчества: сущность, этапы, регулятивы творческого процесса

Аффективный (эмоциональный) компонент. Творчество связано не только с познавательной сферой, на него активно влияет эмоциональное состояние человека. Чтобы у человека возникла потребность к творчеству, нужны особые жизненные обстоятельства, оказывающие сильное эмоциональное воздействие на психику человека. Некоторые философы, рассуждая о природе творчества, считают, что для него необходим конфликт, то есть такая ситуация, из которой человек стремится, но не может найти выход. Ситуация внутреннего, душевного конфликта не всегда сопутствует творческому процессу, но на него накладывает отпечаток присущее этому процессу противоречие. Ведь создание нового возможно только через отрицание старого, что нередко связано с непониманием и неприятием общества, трагедией творца, идущего против общепринятых традиций, устоев и т.д. Аффективный компонент поддерживает настроение субъекта, создает эмоциональный фон деятельности.

Волетивный (voluntas – воля) компонент определяет процесс формирования цели и направляет усилия субъекта на конструктивно-творческую деятельность.

Сложность изучения процесса творчества связана с тем, что он протекает не только на сознательном, но и на бессознательном уровне. На уровне сознания человека хранятся и обрабатываются разнообразные знания, получаемые им из внешнего мира. Человек может не только отслеживать, но и сознательно регулировать процесс их обработки. На этом уровне преобладает целенаправленная осознанная мыслительная деятельность. На уровне подсознания также хранится информация, но в иной, невербальной форме, в виде образов, символов, архетипов (К.Юнг). Если на уровне сознания мы достаточно четко можем дифференцировать понятия, мысли, суждения и наши эмоции, то на уровне подсознания образы мира и наше эмоциональное отношения к ним слитны, нераздельны. Процессы подсознания неосознаваемы человеком, к информации, хранящейся на этом уровне, человек не имеет «свободного» доступа. С уровня подсознания на уровень сознания информация поступает стихийно в виде образов, неосознанных желаний, побуждений, особых эмоциональных состояний. Спонтанность, стихийность этих процессов затрудняет их изучение, а они-то, нередко являются основой творческого акта, переживаемого как внезапное озарение, неожиданной пришедшее решение. Метод познания, в котором важную роль играет подсознание, называется методом инсайта или интуицией. Художники такое состояние озарения называют вдохновением.

Когнитивный и аффективный компоненты характеризуют сознание со стороны содержания. Причем, первый компонент более «молодой», второй – намного «старше». Они предопределяют творческий характер отражения .От них зависит способность конструирования познавательных моделей (образов).

Этапы творческого процесса

Творчество можно рассматривать не только как особое психическое состояние, характеризующееся повышенной интеллектуальной и эмоциональной активностью, но и как процесс, имеющий свои стадии. Несмотря на своеобразие проявлений творческого процесса в различных сферах деятельности человека (например, в науке и искусстве), все изучающие этот процесс психологи и философы отмечают общие закономерности, характерные для любого вида творчества.

В течение длительного времени, вплоть до конца XIX века творческий процесс считался явлением спонтанным, а значит и лишенным каких-либо закономерностей и, соответственно, не поддающимся изучению с позиции психологии. Действительно, если творчество – это озарение, глас Божий, прозвучавший в душе художника, то наука не в состоянии изучить это явление. Так считают и до настоящего времени ряд западных психологов, например П. Гартман. Однако уже в конце XIX века появились попытки создания научной теории творчества. Русский инженер П.К. Эгнельмейер предложил план разработки специальной науки о творчестве – эврологии (от слова «эврика»). Но до настоящего времени ни у нас, ни в западной науке не создано общепризнанной теории творчества. Большинство психологов признают, что творческий процесс в различных видах деятельности имеет сходные закономерности, и можно выделить общие для любого вида творчества этапы.

Немецкий психолог К. Дункер выделил четыре фазы творческого процесса: 1) анализ задачи; 2) пробы и ошибки при решении задачи; 3) изменение структуры исходного материала, которое делает возможным решение задачи; 4) синтез материала.

Скульптор М.Г. Манизер так описывает процесс творчества художника: « Какой-то круг мыслей и чувств занимает и волнует каждого художника в любой момент его жизненного пути. Иногда они делаются неотступными, и художник начинает мучительно искать в окружающей его действительности выражение этих мыслей и чувств. Наконец он замечает сюжет, то есть кусочек действительности, в котором первые находят свою форму, свое выражение, свое содержание. Обычно почти одновременно с сюжетом появляются в сознании и изобразительный пластический мотив будущего произведения».

Регулятивы:целеполагание,планирование,прогнозирование,контроль,коррекция,оценка,саморегуляция.

Наши рекомендации