Роднаяприродав произведениях писателейXX века

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов.«Песня Соловья»;

В.И. Белов.«Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).

Теория литературы:лирическая проза; метафора, сравнение, олицетворение, эпитет (развитие представлений), повесть.

Универсальные учебные действия:лексическая работа; исследовательская работа с текстом; создание цитатного плана; сообщение; письменное рассуждение об особенностях лирической прозы.

Внутрипредметные и межпредметные связи:литература( Ф.И.Тютчев «Видение»; лирика природы в русской литературе); изобразительное искусство ( пейзажи русских художников XX века).

Краеведение:стихи и лирическая проза писателей родного края о природе.

Творческая работа:творческий исследовательский проект «Красота земли» (создание компьютерной презентации к устному журналу ); сообщение о поэтах и прозаиках родного края – авторах произведений о природе.

Возможные виды внеурочной деятельности:час поэзии; устный журнал.

Внедрение:составление и тиражирование сборника «Красота земли».

Из зарубежнойлитературы

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновен­ные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отры­вок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчи­вость, смекалка), характеристика жанра.

Теория литературы:притча, приключенческий роман, ро­ман воспитания, роман-путешествие, сюжетные линии.

Универсальные учебные действия:различные виды пересказа, в том числе художественный пересказ; характеристика персонажей;

Подготовка сообщения; комментарий к книжной выставке; изложение с элементами сочинения.

Внутрипредметные и межпредметные связи:литература ( Ж.Верн «Таинственный остров»; Р.Киплинг «Маугли»); изобразительное искусство (работа с иллюстрациями; рисунки учащихся).

Творческая работа:организация книжной выставки.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, добро, благодарность.

Теория литературы:авторская сказка (развитие представ­лений), авторский замысел, контраст.

Универсальные учебные действия:лексическая работа;различные виды пересказов, сообщение; составление комментария к книжной выставке и иллюстрациям; заполнение рефлексивной таблицы.

Внутрипредметные и межпредметные связи:литература (сказки Х.К.Андерсена, И.С.Тургенев «О соловьях»; Р.Г.Гамзатов «Песня соловья»); изобразительное искусство (иллюстрации В.Педерсена, Л. Флюриха, М.П.Клодта, Н.Гольца, К.А.Джексона и др.; рисунки учащихся); кино ( написание сценария мультфильма); театр ( инсценирование сказки).

Метапредметные ценности:формирование представлений об истинной и ложной красоте; о всепобеждающей силе искусства, добра, красоты.

Творческая работа: письменный отзыв об эпизоде.

Возможные виды внеурочной деятельности:постановка спектакля по мотивам сказки Х.К.Андерсена на школьной сцене.

М.ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобио­графические мотивы в творчестве. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы:юмор(развитие представ­лений), приключенческая литература; композиция, сюжет, деталь.

Универсальные учебные действия:лексическая работа;работа с учебником; выразительное чтение по ролям; различные виды чтения и пересказа, письмен­ный отзыв о герое.

Внутрипредметные и межпредметные связи:литература ( Р.Гуд в литературе); изобразительное искусство ( иллюстрации Г.П.Фитингофа; рисунки учащихся).

Метапредметные ценности:формирование у школьников способности к самоанализу, умения относиться к себе с юмором.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоцио­нальный мир доисторического человека.

Теория литературы:художественные средства (развитие представлений); деталь; приключенческая, историческая, фантастическая литература.

Универсальные учебные действия:составление цитатного плана; работа с учебником; письменная и устная ха­рактеристика героя; работа с иллюстрациями.

Внутрипредметные и межпредметные связи:изобразительное искусство ( иллюстрации Л.П.Дурасова).

Метапредметные ценности:формирование гумантстических представлений о мире и человеке.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Ска­зание о Кише» . Период раннего взросления, обстоя­тельства жизни; добро и зло, благородство, уважение взрос­лых.

Теория литературы:рассказ, герой (развитие представлений).

Универсальные учебные действия:выразительное чтение; составление комментариев;различные виды пересказа, устный и письменный портрет героя, подготовка сообщения.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература ( И.Стоун «Моряк в седле»); изобразительное искусство ( репродукции картин Р.Кента «Охотники на тюленей. Северная Гренландия», «Замерзший фьорд», «Собаки в фьорде»)

Метапредметные ценности:формирование веры в справедливость, в высокие нравственные законы, в дружбу, любовь.

Творческая работа:устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Универсальные учебные действия: выразительное чтение; сообщение; художественный пересказ; подбор вопросов для викторины.

Внутрипредметные и межпредметные связи: литература ( произведения А.Линдгрен); изобразительное искуство 9подбор иллюстраций к рассказу, в том числе в Интернете); кино ( мультипликационные фильмы по мотивам произведений Линдгрен).

Метапредметные ценности:формирование умений выделять главное в прослушанном сообщении; актуализация знаний учащихся в ходе проведения викторины.

Творческая работа:литературная викторина; подготовка книжной выставки для урока.

Наши рекомендации