Э. По «Падение дома Ашеров». Романтическая трактовка темы преступления и наказания
Литература «Бури и натиска» и «мещанская драма» Шиллера «Коварство и любовь»
1. Творчество Шиллера и литература «Бури и натиска».
2. Конфликт в пьесе и его развитие.
3. Система образов в пьесе.
4. Образы Фердинанда и Луизы.
5. Просветительская проблематика драмы.
6. «Коварство и любовь» как «мещанская драма».
Литература
1. Берковский Н.Я. Театр Шиллера. / Берковский Н.Я. Статьи о литературе. – М.-Л., 1962.
2. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. – Л., 1973.
3. Ланштейн П. Жизнь Шиллера. - М., 1984.
4. Лейтес Н.С. От «Фауста» до наших дней. – М., 1987.
5. Либинзон З.Е. Фридрих Шиллер. – М.. 1990.
6. Шиллер Ф.П. Фридрих Шиллер. Жизнь и творчество. – М. 1955.
План практического занятия № 2 на тему:
Роман И.В.Гете «Страдания молодого Вертера»
1. История создания романа. Судьба романа в России.
2. Вертер как сентиментальный герой.
3. Пути раскрытия духовного мира Вертера.
4. Конфликт и система образов.
5. Истоки трагедии Вертера.
6. «Страдания молодого Вертера» как социально-психологический роман.
Литература
1. Аникст А.А. творческий путь Гете. – М., 1986.
2. Дмитриева Е.Е. Комментарии / Гете. Стихотворения. Страдания юного Вертера. Фауст. – М., 1998.
3. Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. – Л., 1982.
4. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. - Л., 1972.
5. Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество. – М., 1987.
6. Тураев С.В. И.В.Гете. – М., 1957.
План практического занятия №3 на тему:
Сказка Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес»
1. Жизнь и творчество Э.Т.А.Гофмана.
2. Место сказки «Крошка Цахес» в творчестве Гофмана.
3. Проблематика сказки:
a) Сущность гофмановского романтического двоемирия:
· мир «музыкантов» и его образное воплощение;
· мир «немузыкантов» и его образное воплощение.
b) Образ Цахеса как иллюстрация романтического гротеска.
c) Образ Бальтазара: принципы создания романтического образа и связанная с ним проблематика.
d) Роль запаха, звука, цвета в раскрытии сущности каждого мира.
4. Романтическая ирония в сказке и ее философский смысл.
5. Фрагментарность и диссонанс как принципы организации повествования.
6. Жанровое своеобразие повести-сказки.
Литература:
1) Гофман Э. Т. А. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер.
2) В мире Э. Т. А. Гофмана. Вып. 1. Калининград, 1994.
3) Дудова Л. В. Гофман // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. М., 1997. Ч. 1. С. 215-221.
4) Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996.
5) Карельский А. В. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. М., 1990. С. 51—60.
6) Лейтес Н. С. От Фауста до наших дней. М., 1987. Гл. 2.
7) Миримский И. В. Гофман // История немецкой литературы: В 5 т. М., 1966. Т. 3. Гл. XV.
8) Федоров Ф. П. Эстетические взгляды Гофмана. Рига, 1970.
9) Э.Т.А. Гофман. Жизнь и творчество. Письма, высказывание, документы / Сост. К. Гюнцель. – М., 1987.
10) Берковский Н.Я. Романтизм в Германии.
1. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. – М., 1978
2. Пейтес Н.С. От «Фауста» до наших дней. – М., 1987.
3. Миримский И.В. Статьи о классиках. – М., 1966.
4. Шлапоберская С. Сказки и жизнь Э.Т.А. Гофмана. – М., 1983.
Практическое занятие № 4 на тему:
Романтический портрет и способы его создания в романе В. Гюго «Собор Парижской богоматери»(пер. Н. Коган)
1. Выпишите из энциклопедий и словарей определение понятий «портрет в литературе».
2. Найдите портретные описания Квазимодо, Эсмеральды, Клода Фролло, Феба де Шатопера (кн. 1, гл. 5; кн. 2, гл. 3,4; кн. 4, гл. 3,5; кн. 7, гл. 1,2; кн. 8, гл. 2,6; кн.9, гл. 1). Определите контраст в их содержании и внешних признаках.
3. Специфика и функции сравнений в изображении воздействия красоты Эсмеральды на окружающих (кн. 2, гл. 6; кн. 7, гл.1)
4. Найдите эпизоды прямых столкновений героев (кн. 4, гл. 4; кн. 7, гл. 7;
кн. 8, гл. 4,6; кн. 9, гл. 1,3; кн. 11, гл. 1). Способы создания эффекта контраста.
Портрет через восприятие другого персонажа (кн. 2, гл. 3,7; кн. 7, гл. 4, 8; кн. 8, гл. 1,4,6). Функция опосредованного портрета.
Литература
1. Д.Д. Обломиевский. Французский романтизм. – М., 1947.
2. М.С. Трескунов. Виктор Гюго. – Л., 1969.
3. Е.М. Евнина. Виктор Гюго. – М., 1976.
План практического занятия № 5 на тему:
Поэма Дж. Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»
1. Жизнь и творчество Дж.Г.Байрона.
2. История создания поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда».
3. Характеристика особенностей жанра и художественной структуры произведения:
a) «Паломничество Чайльд-Гарольда» как лиро-эпическая романтическая поэма. Взаимоотношение лирических и эпических пластов в поэме.
b) Паломничество, путешествие как организующее начало в свободной романтической композиции поэмы.
4. Проблема романтического героя в поэме:
a) «Байронический герой», его черты, отражение в его образе типического умонастроения эпохи.
b) Проблема центрального героя поэмы, эволюция соотношений между Чайльд-Гарольдом и образом автора от I к IV песни.
5. Идейный смысл поэмы. Проблема свободы в творчестве Байрона и воплощение её в поэме.
6. Образ природы и романтический пейзаж в поэме, его функции.
7. «Байронизм», «байронический герой» в творчестве русских поэтов.
Литература
1) Байрон Дж. Г. Паломничество Чайльд-Гарольда.
2) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Богословского В. Н. и др. – М., 1991.
3) Михальская Н. П., Аникин Г. В. История английской литературы. – М., 1998.
4) Дубашинский И. А. Поэма Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». – Рига, 1975.
5) Елистратова А. А. Байрон. – М., 1956.
6) Дьяконова Н. Английский романтизм: проблемы эстетики. – М., 1978.
7) Неупокоева И. Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. – М., 1971.
8) Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.
Практическое занятие № 6 на тему:
Э. По «Падение дома Ашеров». Романтическая трактовка темы преступления и наказания
1. Анализ описания дома Ашеров: внешний вид, внутренне благоустройство, пейзаж.
2. История рода Ашеров.
3. Родерик Ашер – последний из рода Ашеров:
· портретная характеристика. Приёмы портретирования;
· внутренний мир героя, духовные и творческие интересы.
4. Преступление и наказание Ашера:
· детали, указывающие на преднамеренность убийства Медилейн;
· поведение героя до и после убийства;
· нравственные терзания и гибель героя. Средства сознания эмоционального напряжения последней сцены;
· трактовка образа Ашера в разных учебниках и исследованиях.
5. Мотивы преступления Ашера. Варианты трактовок, причины отсутствия абсолютно достоверной.
6. Функция рассказчика в новелле, степень его причастности к преступлению.
Литература
1. Ковалёв Ю.Б. Э.А. По. Новеллист и поэт. – Л., 1984.
2. История американской литературы: В 2 ч. / Под редакцией. Н.И. Самохвалова. – М., 1971. – Ч. 1.
Германии, будущего и повествователя. Переводы Гейне на русский язык. Гейне в русской литературе.
Практическое занятие № 7 на тему: