Циклы в инструментальной музыке эпохи барокко
Получили развитие с эпохи барокко, тогда же возникли и привычные названия жанров, однако тогда они представляли иные музыкальные формы, чем во времена венских классиков.
Соната. Сначала была циклом, похожим на сюиту: из пьес, танцев, иногда и фуги, прелюдии, арии с вариациями и др.
Чаще это был ансамблевый жанр трио-соната для двух скрипок и bassocontinuo (цифрованный бас в партии клавира); иногда соната для скрипки соло, позже клавира.
С серединыXVII века существовали два вида сонаты - камерная и церковная(ит. sonata da camera и sonata da chiesa), были и их смешанные варианты. Среди знаменитых авторов:А. Корелли (по 24 камерных и церковных сонат), Дж. Торелли, Д. Фрескобальди, Д. Букстехуде, И. Кунау, Г. Бибер, Г. Перселл (22 трио-сонаты) и др.
Камерная светская трио-соната называлась иногда партитой и включала бытовые и танцевальные жанры, а часто состояла из аллеманды, куранты, сарабанды и жиги, как старинная сюита. Церковная трио-соната сочетала три, четыре и более частей, как полифонического, так и гомофонного характера. Исполнялась в воскресных церковных концертах.
Иногда сонаты связывались с духовными сюжетами, в частности известны:
“15 мистерий из жизни Марии” (цикл “Розарий”) или XVSonaten überdieMysteriendesRozenkranzesfürViolinoundBassoContinuo&PassacagliafürViolinosoloГенриха Бибера.
Г. Бибер (1644-1704) – чешский композитор и скрипач, служил капельмейстером придворной капеллы на родине Моцарта в Зальцбурге, состоял в массонской ложе “Розы и креста”, издававшей молитвенники под названием "Розари".
Г. Бибер дал своим “Библейским сонатам” подзаголовки:“Благовещение”, “Посещение Елизаветы”, “Рождество”, “Сретение”, “Отрок Иисус во Храме”, “В Гефсиманском саду”, “Бичевание Христа”, “Корнование терновым венцом”, “Несение креста”, `Распятие”, “Воскресение”, “Вознесение”, “Схождение Святого Духа”, “Успение Богоматери”, “Коронование Богоматери”. Завершающая 16-ая соната – Пассакалья для скрипки соло считается прообразом Чаконы Баха. В нотах к каждой сонате была напечатана гравюра, также имелся исоответствующий текст Библии.
Композитор применил скордатуру или временное изменение обычной настройки скрипки, что влияло на диапазон и позволяло легче исполнять аккорды и интервалы. В 11-й сонате настройка получилась в виде креста.
“Музыкальное представление некоторых библейских историй в шести сонатах на клавире” - сочинение Иоганна Кунау (1660-1702), предшественника И. С. Баха в Лепциге.
Кунау также ввел программные подзаголовки и еще использовал хоральные мелодии. Интересное название автор дал и светским сонатам:"Свежие клавирные плоды или семь сонат хорошего изобретения и манеры". Всесторонне образованный композитор, написал к циклам и развернутые предисловия музыкально-теоретического характера.
Сюита (от фр. suite - ряд, последовательность). В XVII-XVIII вв. сюиты писали для оркестра, скрипки, виолончели, лютни,клавесина. Были национальные разновидности: итальянская, французская, немецкая. В эпоху классицизма (и позже) известны оркестровые кассации, серенады, дивертисменты. В творчестве романтиков возникли циклы, в частности, из программных миниатюр, получившие название новой сюиты.
Оркестровые сюиты эпохи барокко - их иногда называли увертюрами, понимая под ними не вступление к операм и балетам, а оркестровые многочастные циклические произведения из различного количества пьес, танцев и частей. Известными примерами оркестровых сюит являются “Музыка на воде” (1717 г.)и “Му́зыка фейерве́рка. Музыка для королевского фейерверка”(1749 г.)Г. Ф. Генделя.
“Музыка на воде”(“WaterMusic”) состоит изтрех сюит (F-dur, D- dur, G-dur)и включает увертюры, аллегро, анданте, менуэты, бурре, арию, хорнпайп, хотя авторский порядок частей неизвестен. Исполняют духовые, струнные инструменты и bassocontinuo.
“Му́зыкафейерве́рка’,(“FireworksMusic. MusicfortheRoyalFireworks”)быланаписанавсвязис заключением Ахенского мира по заказу английского короля.
На генеральной репетиции было 100 музыкантов и 12 тысяч слушателей. Во время торжеств оркестр играл в специально построенном здании, около 30 метров в высоту и 117 в длину. Когда был салют из 101 пушки, здание загорелось, но обошлось без жертв. Есть разные варианты состава, в сохранившейся рукописи сюита исполняется струнным оркестром и bassocontinuo, что в настоящее время и встречается. Порядокчастей: Ouverture: Allegro, Bourrée, Lapaix (Мир): Largoallasiciliana, Laréjouissance (Радость): Allegro, MenuetI и II(d-mollи D-dur).
Знаменит был своими оркестровыми сюитами и Г. Ф. Телеман (1681-1767). Он также является автором “Музыки на воде”. Свои сюиты (более 100) композитор обозначал как увертюры (фр.ouverture) и сочинял их на протяжении 60 лет.
Танцевальная старинная сюита - выросла из сопоставления медленного танца-шествия и прыжкового танца (чаще 3-дольного). В 16 веке - это была павана и гальярда. В паване танцоры гордо поворачивают головы и кланяются, мужчины с плащами и шпагой. В гальярде, весёлом и быстром танце, смешные названия движений (“журавлиный шаг”).
В светском быту сложилась последовательность танцев (вариант Жеана Табуро):
Первый цикл.Basses danses(танцы по низу) — плавные, степенные, важные:
1. Реверансы (в сюите - паваны и аллеманды).
2. Хоровод (гальярды и куранты).
3. Прогулка - promenade (сарабанда).
4. le tordion (tordre — крутить, вертеть) или tourdion трехдольный (жига).
Второй цикл. Шутливые или прыгающие танцы (высокие), “простонародные”:
1. Круговая пляска (les Branles), танец с фигурами (котильон, полонез, в Бретани -паспье, в Оверне — бурре, в Провансе — гавот).
2. Бурре - овернский танец дровосеков.
3. Фарандола (прованский танец, все в ряд, держась за руки),
4. la Volte (ит. volta — тур, круговой поворот), прованский танец.
5. les Branles (повторение).
Позже эти танцы вставляли между частями первого цикла - intermezzi (entre-mets - развлечения или то, что подают между главными блюдами на обеде). Их исполняли сначала специально приглашенные танцоры, со временем – лица высшего общества.
Классический тип старинной сюиты – состоял из обязательных и дополнительных танцев. Объединялись одной тональностью.
Обязательные танцы:
1. Allemande (немецкий) - с начала XVI века и до конца XVIII века. Немного тяжеловесный серьезный четырехдольный танец в спокойном движении.
2. Courante (французский) - оживленный трехдольный танец.
3. Sarabande (испанский)– медленный трехдольный танец, скорбно-сосредоточенного характера.
4. Gigue (английский)- быстрый трехдольный танец (часто триольность и фугированное изложение).
Дополнительные танцы - между сарабандой и жигой: менуэт, гавот, бурре, паспье, лур, полонез и "дубли" (как вариации). В начале - соната, симфония, токката, прелюдия, увертюра; в середине - ария, рондо, каприччо, пассакалия и др.
Инструментальный концерт. Барочный концерт – важнейший жанр музыки того времени, их писали многие композиторы и для разных инструментов.
В качестве примера можно привести творчество А. Вивальди – автора 465 концертов для разных составов. 344 - для одного и 70 для двух или трех инструментов.
Среди сольных концертов –220 скрипичных, естьтакже для виолончели, флейты, фагота, виолы д'амур, гобоя, мандолины. Композитор использовал трехчастный цикл и программность. Так ор. 8 “Опыт гармонии и изобретения” (1725 г.) включает “Четыре времени года’, “Бурю на море’, “Наслаждение”, “Подозрение”,ор. 10 (1729) - концерты “Ночь”, “Протей, или Мир навыворот”, “Тревогу”.
“Времена года”- это 4 концерта с программой в виде сонетов. Их форма – трехчастная: быстрая Iчасть, медленная лирическая II часть, и финальнаяIII часть.
Сoncertogrosso – произведение для камерного оркестра,тип, сложившийся в творчестве Корелли, исторически просуществовал недолго, потом возникла ранняя симфония (хотя в музыке XXесть примеры необарокко и обращения к этому старинному жанру, например, музыка А. Шнитке), но в первой половине XVIII века – это был самый развитый инструментальный жанр. Он основывался на чередовании концертино (солистов) и тутти (всего оркестра). Наиболее знаменитыми являются: 12 Сoncertogrosso, op. 6 Корелли, 12 Сoncertogrosso, op.3 Вивальди, 12 Сoncertogrosso, op. 6 Генделя, “Браденбургские концерты” Баха.
Сoncertogrosso Генделя были написаны очень быстро, за месяц. Состоят из разного количества частей: 5, 6, 4. Они могут быть медленные и быстрые, контрастные по характеру, используется иногда ария, танцы (полонез, менуэт, мюзетт, сицилиана, хорнпайп, жига, аллеманда), сочетаются гомофония и полифония, включая, фугу.
Сoncertogrosso № 6 g-mollвключаеттакиечасти: Largoaffettuoso – A tempo giusto – Musette. Largetto – Allegro – Allegro. Atempogiusto – фуга. Musette – рондообразнаяформа. Allegro – вивальдиевская форма быстрых частей из трех сольных и 4 туттийных разделов.
Малый цикл. Прелюдия и фуга. Такой вид цикла обычно рассматривается на примере прелюдий и фуг ХТК Баха.А. Г. Рубинштейн говорил: “Олицетворять его[Баха] в фуге совершенно правильно, так как этот род сочинения имел в нем самого великого представителя…Он в этой форме умел выражать всевозможные настроения; не далее, как в “WohltemperiertesClavier” вы находите фугирелигиозного, героического, меланхолического, величественного, жалобного, юмористического, пасторального, драматического характера; в одном только они схожи – в красоте. И к тому – прелюдии, прелесть, совершенство, разнообразие которых просто изумительны”[39].
“Клавирная фуга Баха - величайшее многообразие в величайшем художественном самоограничении. Главное при восприятии фуг Баха – их обширное, широко развернутоеединство, еще подчеркнутое через контраст с прелюдией. Внутренняя контрастность есть в фуге и может достигать высокого уровня единовременного контраста. Тема фуги дает лишь его“зерно”.
Прелюдии есть разные, их суть - в иной природе и эстетическом понимании образа. В фуге - постоянное возвращение к теме, в прелюдии – ряд свободных витков, отходящих от центра, это как бы центробежная форма. Фуга – центр тяжести в цикле. Тип контраста – дополняющий, два полифонических жанра”(Т. Н. Ливанова).
В музыковедении есть библейская трактовка, связанная с расшифровкой музыкальной символики и разбором цитированнных композитором хоральных мелодий (Б. Яворский). Есть также теория, что ХТК - это “сюита из фуг” (А. Майкапар), сверхцикл из малых циклов(Ю. Петров), где прелюдии и фуги обоих томов связаны, и их можно объединить в четырехчастные циклы, в соответствии с тональностью.
О символике.Зарубежные исследователи считают, что Бах “не был оригинален, он использовал то, что использовало несколько поколений композиторов до него” (Пирро). В эпоху барокко сущность большого художника – “в даре легко открывать аналогии между вещами, а также в хорошей цепкой памяти”. Вероятное отношение Баха к себе: “не техника или какие-то формальные навыки, которым можно научиться. … свой почти неисчерпаемый, никогда не ослабевающий дар создавать символы. Приобрести его невозможно. Это есть способность схватывать сущность вещей, чувствовать их скрытые и таинственные связи и все выражать соответствующими символами. Достичь этого можно только благодаря “просвещению”, открытию сокровенных источников – что всегда сопровождается чувством благославления. По-видимому,Бах всегда принимал это как дар свыше: Jesyjuva! SoliDeoGloria” (А. Шеринг)[40].
Рассматривая любое художественное явление в контексте времени, можно глубже понять его особенности. В частности, что окружает человека в его повседневной жизни, влияет на его мироощущение? Вот два примера. В Германии с середины XVII века получили распространение в быту вокальные сборники с духовной музыкой. В домашнем исполнении зазвучалии старинные лютеровские хоралы, и современные духовные песни и арии. Швейцер указывает, в 1736 году к одному изданию “Бах не только отредактировал цифрованный бас, но сочинил и мелодии к песням, которые их еще не имели”.[41]
Второй пример касается зрительного ряда. Как отличны современные наглядные средства от того, что можно было увидеть в общественных местах в ту эпоху, например,“существовала традиция размещать на боковых балюстрадах актовых залов университетов и городских магистратов циклы картин обобщенно-религиозного содержания. При этом ораторы, выступая с кафедр, имели обыкновение подчеркивать свои мысли, указывая присутствующим на картину, подходящую к теме их торжественных речей”.[42]
Помимо евангельской, есть и другие теории, относительно ХТК, в частности, что это “сюита из фуг” (А. Майкапар), сверхцикл из малых циклов(Ю. Петров), где прелюдии и фуги обоих томов связаны, и их можно объединить в четырехчастные циклы, в соответствии с тональностью (идея контрдиспозиции – связь одноименных циклов, главная и противополагаемая мысли во втором цикле меняются местами).Можно ли представить ХТК как сверхцикл, сюиту, состоящую из малых циклов? В воспоминаниях о занятиях Баха с учениками есть такой рассказ: “На первом же уроке он (Бах) дал ему свои инвенции. После того, как тот, к удовлетворению Баха, их разучил, пришел черед сюитам, а затем и ХТК, который Бах трижды целиком проиграл ему с таким мастерством, какое для других недостижимо”[43]
В. Берков: “Слушая цикл полностью, приходилось не раз убеждаться, что в этих прелюдиях и фугах последовательно и внутренне-связно развертывается мир различных душевных состояний и мыслей, в совокупности составляющих многогранное целое…К собранию прелюдий и фуг II тома также можно подойти как к своеобразному, но более сложному по содержанию и форме циклу. Многие черты I тома повторены, обогащены, усложнены во II томе”[44].
А. Майкапар: “…чередование прелюдии и фуги подобно чередованию слабой и сильной долей такта – в высшей степени логично. ХТК – это просто сюита их фуг, как бывают сюиты из танцев…единство тонального пути (хроматизм)”. Финал – трехголосная жига на тему пословицы (нем.- “Все хорошо, что хорошо кончается”.[45]