О записи и расшифровке знаменной нотации
Записанные древней знаковой письменностью (кондакарной и знаменной) мелодии, известны по рукописям с конца XIвека. В истории знаменной нотации 3 периода - ранний (11-14 вв.), средний (15-нач.17вв.) и поздний (с сер. 17 в.). Нотация первых двух периодов не расшифрована.
Рукописи включали Тайнопись("тайнозамкненность") и попевки имели зашифрованный смысл, афиты, распеваемые на 2-3 слога (в Фите "поводной" 17 звуков, в "утешительной" 67), просто обозначали с помощью буквы греческого алфавита "фита".
С появлением нотной записи в середине XVIIв. возникли сначала двознаменники (рукописи с двойной системой обозначений), а к началу XVIII вв. полностью утвердилась линейная нотация и были вскоре утрачены знания расшифровки древних песнопений.
Система певческих книг, вобравшая и упорядочившая весь музыкальный материал по видам песнопений, окончательный вид приобрела к середине XVI в. В собрание богослужебных книг вошли: Ирмологий, Праздники, Трезвоны, Октай (или Октоих), Триодь Постная, Триодь Цветная и Обиход.
Издание Синодальной типографии 1772 г.стало основой для гармонизаций Знаменного распева русскими композиторами-классиками.
Стилевые направления в древнерусском певческом искусстве
XV в. – кроме старинного знаменного, появились новые оригинальные распевы:путевой, демественный и большой знаменный. “Тяготели к мелизматическому типу, отличались от знаменного распева большей протяженностью и развернутостью мелодий”.
Демественный распев. Одноголосный распев, впервыеупоминанается в 1441г. Однако демественным пением называют и вид многоголосия (изучен недостаточно). Был распространен в 16-17 вв., сначала записывался знаменной, со 2-й половины 16 в. собственной более сложной нотацией. Это торжественный стиль со слоговыми распевами, не подчинён системе осмогласия, имеет свои попевки и своеобразный ритм.
Из описания исполнения: «...певцы поют литоргию на оба лика[т.е. хора] в строки, а подиаки амбонное все поют демественное».
“Сейчас нам даже трудно представить весь масштаб и грандиозность этого чина, объединяющего одноголосные и многоголосные системы в единую форму, сакрализующую и одухотворяющую все жизненное время древнерусского человека. Но даже то, что становится нам доступно сейчас, поражает уровнем организации и разработанности. Древнерусская певческая система — это поистине отражение Божественного небесного Порядка, воссозданного на Земле духовным подвигом русского человека”.
Путевой распев наиболее тесно связан со знаменным распевом. Путевая попевка - усложненный интонационно-ритмический вариант знаменной, за счет увеличения количества нот, усложнения ритма. Сначала записывался знаменной нотацией, затем собственной. Опирался на свою систему осмогласия.
Партесный хоровой концерт - хоровое многоголосное искусство, пришедшее в Россию во второй половине XVIIи просуществовавшее до середины XVIIIвека. Концерт пришел из Украины, куда традиции хорового концерта были завезены из Польши, которая исторически оказалась связанна с Италией (венецианская школа). В России развитие духовного концерта оказалось связано с эпохой барокко, а затем классицизма.
Партесные концерты писали на духовные тексты и исполняли во время литургии и в концертах. Хоры могли быть для разного количества голосов, при 8 и 12 голосах получалось 2 или 3 хора. Есть концерты для 24 и 48 голосов.
Фактура. Главная мелодия - в теноре, в ранних произведениях ее сопровождали альт и нижний голос. Позже концерт вобрал черты западной полифонии (в финалах встречаются фуги), европейской гармонии и гомофонии, на него оказал влияние оперный стиль, песенные и танцевальные жанры. Формы - могло быть разное количество частей, более свободная структура, рондообразная, трехчастная.
Стоит отметить, что ранние концерт не записывали в виде партитуры, а писали по партиям в отдельных тетрадях. Ошибки переписчиков и приблизительный характер записи некоторых моментов произведений требуют исследовательской и редакторской работы.
Композиторы (более 50): В. Титов (государев певчий дъяк, 1650-1710), Н. Дилецкий (автор “Мусикийской граматики”), Н. Бавыкин, Н. Калашников, Березовский (1745-1777), Бортнянский (1751-1825), Ведель (1770-1808), Кашин, Давыдов, Дегтярев, Л. Гурилев и др. Галуппи, Сарти (иностранцы, жившие в России).