Листок седьмой. «Святогорский монастырь»
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Из Михайловского Пушкин любил ходить в Святогорский монастырь, причём, как передают, всегда входил в монастырь через восточные ворота, обращенные в сторону села Михайловского (впоследствии они были названы пушкинскими). По преданию, ему в монастыре отводилась келья, стены которой он испещрял своими стихами. «Придя в Святые Горы в «Девятник», т. е. в девятую пятницу по Пасхе, когда бывает там ярмарка, — писал Л. Софийский, — Пушкин часто останавливался у святых ворот монастыря, выходящих на запад к слободе Тоболенец, и здесь он прислуживался к пению нищих, распевающих и доселе духовные стихи о Лазаре, об Архангеле Михаиле, о Страшном суде и тому подобные канты, а иногда и подпевая им и сам».
Во вступлении к опере «Борис Годунов» М. Мусоргского, главная мелодия которого записана на с. 55 учебника, учащиеся могут услышать неторопливый рассказ о событиях «седой старины», интонации русской народной песенности, проникнуться ощущением тревоги за судьбу русского народа.
Урок: «Приют, сияньем муз одетый...»
Задачи урока: знакомство с формами домашнего музицирования, осознание роли поэзии А. Пушкина в развитии музыкальной культуры России XIX века, понимание взаимосвязи слова и музыки в музыкальных жанрах песни и романса; совершенствование навыков хорового и ансамблевого исполнения музыкальных сочинений, использование навыков, полученных во внеурочной музыкально-эстетической деятельности.
Листок восьмой. Он отдан романсам. В нескольких верстах от Михайловского было имение местных помещиков Осиповых-Вульф. Владелица поместья Прасковья Александровна Осипова (по первому мужу Вульф) жила с детьми и племянниками в просторном уютном доме. Сюда часто по вечерам приезжал Александр Сергеевич Пушкин.
Приду под липовые своды,
На скат Тригорского холма...
В уютной гостиной звучали стихи, музыка, молодые голоса... Пушкин устраивался на диванчике в углу и готовился слушать музыку. Кто-то снимал со стены гитару, начиная её настраивать, кто-то садился к роялю, перебирая лежащие на нём ноты, находил что-то интересное и предлагал гитаристу: «Споём романс...»
В то время был очень популярен романс на стихи поэта И. Козлова «Ночь весенняя дышала». Эти стихи в уютном сельском имении распевали на итальянскую мелодию. На эти же стихи М. Глинка написал романс «Венецианская ночь».
«Скажи от меня Козлову, — писал А. Пушкин поэту А. Плетнёву, — что недавно посетила наш край одна прелесть, которая небесно поёт его «Венецианскую ночь» на голос гондольерского речитатива; я обещал о том известить милого, вдохновенного слепца. Жаль, что он не увидит её, но пусть вообразит себе красоту и задушевность, по крайней мере, дай Бог ему её услышать».
А «прелесть» эта была Анна Петровна Керн, которой поэт посвятил замечательное стихотворение «Я помню чудное мгновенье...».
И. Козлов, прекрасный русский поэт (он автор знаменитого «Вечернего звона»), к тому времени совсем ослеп и был прикован к постели, поэтому Пушкин и называл его «милым, вдохновенным слепцом».
На подобных вечерах звучали фортепианные ансамбли Гайдна и Моцарта, музыка «упоительного» Россини. Сочинения итальянского композитора очень нравились А. Пушкину.
Вот и закончился день, полный событий, А. Пушкина. Всё это время с нами были стихи поэта и музыка.
Рассмотрите внимательно вместе с детьми портрет А. Пушкина работы О.Кипренского. • Только ли поэт изображён на нём? • Почему А. Пушкин в своих стихах постоянно обращается к музе и лире?
Наше путешествие хочется завершить словами современного поэта Д. Самойлова:
Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу.
Итогом может стать проектная деятельность по организации внеурочного занятия, тема которого определяется совместно с детьми (см. с. 16). Учитель предлагает четвероклассникам представить себя участниками музыкального вечера, подобного тем, которые проходили в Тригорском с участием А. Пушкина. Для разработки проекта можно воспользоваться следующими ресурсами Интернета: Пушкин в Михайловском и Псков: усадьба Тригорское.
Организация музыкального вечера с приглашением гостей, родителей предполагает: предварительную разработку сценария (индивидуальная работа), конкурсный отбор лучших вариантов и составление интегративного сценария и программы урока-вечера; распределение функций и ролей между отдельными учащимся класса; отбор материала с использованием различных источников, аудио- и видеофрагментов; взаимный обмен информацией при подготовке; консультации учителя; оформление класса, моделирование костюмов. После проведения урока-вечера — рефлексивный анализ проведённого занятия и взаимооценка деятельности, а также интервьюирование родителей.
ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!
Урок: «Композитор — имя ему народ»
Задачи урока: закрепление представлений школьников о роли народной песни в жизни человека, многообразии её содержания; знакомство учащихся с фольклором других народов в сопоставлении с отечественными народными песнями и наигрышами, выявление характерных интонационных и ритмических особенностей народных песен, совершенствование умений и навыков сольного, ансамблевого и коллективного исполнения вокальных образцов фольклора разных стран и народов.
Восприятие мира в народной музыкальной культуре связано с восприятием природы человеком. Песни разных народов мира о природе — повод не только к поиску особенностей выразительного их исполнения, но и к размышлениям о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Так, песни славянских народов — русская «Ты река ль, моя реченька» и белорусская «Реченька» — близки не только по своему жизненному содержанию (река как символ дороги жизни, быстротечности жизни, реченька как живое существо, которому девушка доверяет свои сокровенные мысли о предстоящем замужестве и пр.), но и по интонационному строю: обе — лирические напевные, как бы нарисованы мягкими приглушёнными тонами (минорный лад), переменный размер передаёт в обеих песнях трепетность эмоционального состояния.
Необычность лада (пентатоника) и повторяющееся «зерно-интонация» придают японской песне «Вишня» особый колорит. Раскачивающийся ритм и восторженно-призывные интонации песни «Солнце, в дом войди» и вечерняя умиротворённость, закруглённость линий, ладовая переменность песни «Светлячок» отличают друг от друга эти две грузинские народные песни. Сопровождение в узбекской песне «Аисты» передаёт курлыканье птиц. Интонации колыбельных (неаполитанской и английской) близки друг другу своей напевностью, мягкостью, но в каждой из этих песен есть своё характерное состояние души, которое находит выражение в их музыкальном языке. Остановимся на некоторых приёмах разучивания народных песен этого раздела.
В белорусской народной песне «Реченька» можно выделить нисходящую (секундовую) интонацию, которая часто повторяется в мелодии. Общее нисходящее направление движения мелодии во фразах также усиливает печальный, задумчивый характер. Пение с ориентацией на нотную запись и по слуху даёт повод отметить тонические устойчивые завершения большинства музыкальных фраз. Именно частые повторения звука «ми» (тоники) вносят в песню некоторую монотонность, безысходность.
Для того чтобы показать детям равноправие голосов в народной песне, можно разучивать с ними каждый голос отдельно, чередовать исполнение партий первого голоса со вторым, на первоначальном этапе работы над песней попытаться выстраивать лишь двухголосные каденции. Диалоговое строение песен определяет их исполнение группами хора, солистами, хором (припев).
На примере разучивания узбекской народной песни «Аисты» можно обратить внимание на мелодику повторяющихся фраз и их варьирование, изменение. Именно этот приём характерен для большинства народных песен. Эту песню лучше разучивать сначала без сопровождения, настраивая ребят в основной тональности. Когда звучание в унисон всего класса будет интонационно точным и выразительным, можно попытаться исполнить песню с сопровождением, которое в первых двух фразах поддерживает основную мелодию, а в двух последующих даёт лишь гармоническую основу.
Для того чтобы учащиеся почувствовали неповторимость музыкальных образов народных песен, рекомендуется использовать метод сходства и различия как основной приём работы над выразительностью исполнения песен и осознанием отличительных особенностей музыкальной речи. Конечно, учитель вправе выбирать те образцы песенного фольклора, которые предлагаются в хрестоматии музыкального материала, а также привлекать песни безымянных авторов, которые помещены в учебниках предыдущих классов. Напомним, что в IV классе уже шёл разговор о том, как рождается в народе песня («Как сложили песню»), как она сопровождает человека всю жизнь (картина К. Петрова-Водкина «Полдень»), как «жизнь даёт для песни образы и звуки», как благодаря историческим песням и былинам («Былина об Илье Муромце») в памяти народной остаются имена его защитников, славных воинов, как звучит песня на народных праздниках («Родной обычай старины» — песня волочебников), как бережно сохраняет народ творческое наследие своих гениев (народные песни «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер» на стихи А. Пушкина) и др. Многие народные песни, напевы, инструментальные наигрыши дошли до нас именно в обработке профессиональных композиторов.
Одним из образцов обращения к народному фольклору является новое для четвероклассников сочинение — хор «Ты воспой, жавороночек» из «Курских песен» Г. Свиридова. Композитор отобрал из сборника народных песен Курской области, записанных известной русской фольклористкой А. Рудневой, старинные песни, связанные с традициями крестьянского быта, и на их основе в 1964 г. сочинил «Курские песни» — кантату для смешанного хора и симфонического оркестра. Большинство песен кантаты основаны на древнем звукоряде, придающем музыке особое звучание. Песня «Ты воспой, жавороночек» (№ 2) — это закликание весны, ликующее прославление света, пробуждающейся жизни.
Перед прослушиванием хора «Ты воспой, жавороночек» можно предложить учащимся спеть с ориентацией на нотную запись его главную мелодию.
Сразу становятся очевидными простота и запоминаемость мелодии, постепенное движение к вершине, постоянное повторение интонаций и поэтического текста, характерный для народного песенного творчества «обрыв», недосказанность слова. Используя метод разрушения, предложите детям спеть эту мелодию по-разному: как светлую, мечтательную лирическую песню или как энергичный, жизнерадостный призыв. После этого можно послушать в записи только первоначальные такты оркестрового вступления (челеста и арфа в нём изображают звонкоголосое пение жаворонка). • Какой вариант исполнения должен появиться вслед за таким вступлением — лирическая песня или песня-призыв, песня — гимн весне? Разноплановость «слышания» и исполнения этой мелодии поможет учащимся ощутить свиридовское прочтение её в кантате.
Работа с этим произведением Г. Свиридова даёт повод вспомнить с ребятами уже знакомые им сочинения, в которых запёчатлён образ жаворонка как символа русской природы (народные веснянки, романсы «Жаворонок» М. Глинки, «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова).
Усилить образный строй урока может поэтичная сказка В. Сухомлинского «Жаворонок»:
«Лежит под снегом серый комочек земли. Пригрело всё солнышко, растаял снег, зазвенели ручейки, из комочка земли родилась маленькая птичка. Поднимается в голубое небо, летит к солнцу, поёт песню, приветствует свою мать-землю и вечный источник жизни — Солнце. Ловит тоненькие, как паутинка, серебряные лучи, играет на них, как на струнах, и сыплется на землю песня. Слушает дивную мелодию земля, слушают зелёные стебельки трав, слушают весенние цветы, слушают люди».
С Концертом № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского (1875) учащиеся уже встречались на страницах учебника для II класса. Они познакомились с музыкой первой части, узнали о Международном конкурсе исполнителей имени П.И. Чайковского, проходящем в Москве раз в четыре года, о первом его лауреате среди пианистов — американце В. Клиберне.
Раскрывая идею народно-песенных истоков в творчестве русских композиторов, можно сказать, что композитор задумывал этот фортепианный концерт как «общее достояние публики» благодаря включению в него подлинных народных мелодий. Так, в 1-й части концерта звучит напев, который П. Чайковский записал на Украине у лирников — слепых бродячих певцов, сопровождающих игрой на лире пение духовных стихов. Ещё раз следует обратиться к началу 1-й части и вспомнить призывный, запоминающийся мотив валторны, победно вздымающиеся аккорды фортепиано. В середине 2-й части концерта П. Чайковский использовал популярный в то время мотив французской песенки в ритме вальса. Исполнение украинской народной песни-заклички «Веснянка» поможет учащимся вспомнить её звучание в 3-й части Концерта № 1 П. Чайковского. Вновь можно привлечь вниание детей к тому, как композитор выделяет в этой музыке танцевальные черты, используя при этом форму вариаций — наиболее распространённую в народном вокальном и инструментальном творчестве.
Этот концерт, по словам Б. Асафьева, «гениальный по симфоническому взлёту мысли и щедрости звукоидей», стал одним из самых любимых произведений как в России, так и за её пределами.
Урок: «Музыкальные инструменты России».
«Оркестр народных инструментов». «Музыкант-чародей»
Задачи урока: расширение представлений школьников о силе воздействия музыки на людей, продолжение знакомств с народными музыкальными инструментами, формирование интереса к истории их возникновения и бытования, красоте их звучания; освоение знаний об особенностях состава и тембра звучания оркестра русских народных инструментов; включение школьников в процесс инструментального и вокального музицирования (солисты, группа, ансамбль, оркестр); оценивание результатов музыкального творчества.
«Музыкальные инструменты России». Процесс создания народных музыкальных инструментов был связан с жизнью. Любой материал (глина, береста, тростник, кожа) мог зазвучать, если к нему прикасались умелые руки. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение.
Желательно, чтобы знакомство учащихся с русскими народными инструментами и оркестром народных инструментов протекало в живой форме слухового и игрового общения с музыкой.
«Оркестр народных инструментов». Русские народные инструменты объединяются по группам так же, как в симфоническом оркестре: духовые — флейта Пана (кугиклы), жалейка, волынка, рог, рожки, труба, свирель, глиняные свистульки и др.; струнные — гусли (шлемовидные, трапециевидные и крыловидные, или звончатые), гудок, лира и др.; ударные — деревянные: барабан, литавры, набат, бубен, погремушки, трещотки, ложки; металлические колокольчики (трензель), бубенцы, коса.
Странствующие скоморохи были непременными участниками праздников, гуляний, свадеб и обрядов. Скоморохи были не только музыкантами, но и народными стихотворцами, рассказчиками. Они веселили людей шутками, разыгрывали театрализованные представления. Самыми популярными выступлениями с элементами юмора и сатиры были медвежьи потехи и жанровые сценки с участием Петрушки.
Самым распространённым в среде скоморохов музыкальным инструментом была домра, а позже — балалайка. В разные времена её называли и балабойкой, и балабайкой, но до наших дней сохранилось первое название — балалайка.
Пастухи также были непревзойдёнными народными музыкантами. В российских деревнях даже существовал обычай нанимать в пастухи того, кто лучше играет на рожке, свирели или жалейке... Чаще всего пастух играл для себя, и музыка становилась связующим звеном между ним и природой. (См. задание в рабочей тетради на с. 18—19.)
На уроках музыки учитель стремится к тому, чтобы дети самостоятельно различали не только голоса и тембры звучания народных инструментов и оркестра, из них состоящего, но и их выразительные особенности, которые подчёркивают жанровую принадлежность народных напевов и наигрышей. Увлекательной формой освоения приёмов музыкального развития в обработках фольклорных образцов может служить инструментальное музицирование, включение детей в процесс исполнения народной музыки. Так, можно оркестровать с помощью несложного набора инструментов (ложки, бубны, свистульки, трещотки, колокольчики, бубенцы, барабаны и др.) хорошо известные им русские народные песни и наигрыши.
Интересен для детей и приём «игрового вхождения» в песню или пляску, т. е. её разыгрывание, инсценировка, драматизация, с включением танцевальных движений, имитации игры на музыкальных инструментах — балалайке, баяне, гуслях и пр. Так, хороводную песню «Милый мой хоровод» можно не только спеть с подголосками, каноном, но и «сплести» её в хоровод (круговой, линейный, зигзагообразный), сопровождая звучанием бубна, ложек, колокольчиков. Специальное задание на разыгрывание песни предлагается в рабочей тетради (с. 16—17).
Белорусская народная сказка «Музыкант-чародей» поможет учащимся понять, как в фольклоре прославляется великая сила музыки и её творцов — безымянных композиторов и музыкантов-исполнителей.
Урок: «Народные праздники». «Троица»
Задачи урока: знакомство с особенностями народных обычаев празднования Троицы, знаково-символическими элементами народных обрядов; совершенствование умений вокальных импровизаций на заданный текст, «разыгрывания» несложных обрядовых действий; понимание значения смысла религиозного праздника Троица; смысловое чтение, анапиз художественных особенностей иконы «Троица» Андрея Рублёва и осознание её общечеловеческой значимости.
«Народные праздники». Завершает фольклорный раздел обращение к празднику Троицы и его прочтению в рассказе С. Романовского и в иконописных образах «Троицы» Андрея Рублёва.
На уроке, который познакомит учащихся с обычаями празднования Троицы на Руси, могут быть разучены и разыграны троицкие песни: «Ты, берёзка», «Посею я лён», «Как у бабушки козёл»; спета и исполнена хороводом песня «Во поле берёза стояла», сочинена и пропета в импровизационной цепочке (один ученик поёт первую строчку, другой — следующую и т. д.) песня «Берёзонька кудрявая», а также те песни, которые бытуют в той местности, где живут учащиеся.
Активное участие в исполнении народных песен и инструментальных наигрышей должно формировать у школьников понимание двух отличительных особенностей фольклора: во-первых, импровизационность — свобода воспроизведения мелодий, ритмов, поиск выразительности звучания голосов, сочетание сольного, группового, коллективного («всем хором») исполнения; во-вторых, вариационность, разнообразные приёмы развития музыкальной мысли, которые часто находят своё выражение в форме вариаций.
«Троица». Предложите учащимся после прочтения рассказа С. Романовского «Троица» выделить в нём ключевые слова и выражения, в которых объясняется общечеловеческая значимость иконы «Троица» Андрея Рублёва.
В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ
Уроки: «Музыкальные инструменты».
«Вариации на тему рококо»
Задачи уроков: продолжение знакомства детей с музыкальными инструментами (виолончель), со знаменитыми музыкантами-исполнителями, музыкальными жанрами (ноктюрн) и формами (вариации); накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки отечественных композиторов; сравнительным анализом музыки и живописных полотен.
Разворот «Музыкальные инструменты»посвящен уже знакомому учащимся музыкальному инструменту — скрипке и новому — виолончели. Глядя на картину «Деревенские музыканты» старинного мастера А. ван Остаде, можно услышать тёплое, мягкое, задушевное звучание виолончели. Этот инструмент наряду с двумя скрипками и альтов входит в состав струнного квартета.
Знакомя учащихся с одним из самых знаменитых произведений А. Бородина — «Ноктюрном» из Квартета № 2 можно предложить им проследить за тем, как главная мелодия пьесы, повторяясь, звучит в исполнении разных струнных инструментов, в том числе виолончели — инструмента с самым низким, бархатистым, звучным тембром.
Предлагаем вопросы к учащимся, которые могут углубить понимание ими образного строя «Ноктюрна» — произведения, которое композитор посвятил своей жене и другу, прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне Бородиной.
• Какое состояние души передаёт «Ноктюрн»? • Какие чувства вызывает эта музыка у нас — слушателей? • Какими средствами музыкальной выразительности композитор подчёркивает жанр ноктюрна? • В каком выразительном соотношении находятся мелодия и аккомпанемент? • Что усиливает пейзажность ноктюрна? • Можно ли сравнить мелодию с выразительной речью? • В чём сходство и различия словесного высказывания и данной музыкальной темы? • Это рассказ о чём-то, внутренний монолог, воспоминание, задушевная беседа или что-то другое?
Послушайте мелодию, которая прозвучит на фортепиано без украшений (мелизмов). • Что в ней изменилось? • Какие черты исчезли? • Какой колорит — русский или восточный — придают мелодии эти короткие звуки, как бы оплетающие чудным узором основную мелодию? Вслушайтесь в звучание аккомпанемента. • Какие его особенности оттеняют песенный характер «Ноктюрна»?
• Как вы думаете, почему композитор неоднократно повторяет основную мелодию, передавая её разным струнным инструментам?
• Какой принцип развития в «Ноктюрне» играет важную роль: повтор, контраст или вариационность?
Сравните музыку «Ноктюрна» А. Бородина со стихотворными строчками А.Фета, рисующими ночной пейзаж.
• Что общего в этих художественных произведениях?
Какая ночь! Алмазная роса
Живым огнём с огнями неба в споре,
Как океан, разверзлись небеса,
И спит земля — и теплится, как море...
«Вариации на тему рококо». Разворот посвящен сомнению П.Чайковского, написанному для виолончели с оркестром. Пусть учащиеся вспомнят картину К. Сомова «Концерт» (см. учебник для III класса). По аналогии с этой картиной о «Вариациях...» П. Чайковского можно сказать, что они столь же изящно передают различные галантные сцены. Однако если говорить о музыкальной речи композитора, то даже в основе этого произведения, написанного в стиле рококо, лежит русская мелодия. Простая тема вариаций сочетает в себе типичную русскую напевность с моцартовской ясностью и чистотой рисунка.
В учебнике предлагается спеть мелодию русской народной песни «Уж как по мосту-мосточку», которую учащиеся уже разучивали, и тему вариаций. Одни и те же ноты, один и тот же интонационный остов, но изменилась акцентировка, штрихи, появились лёгкий затакт, многочисленные опевания звуков — и задорная плясовая мелодия оказалась как бы переинтонированной, обрела иной смысл, грациозность и изящество.
Пусть учащиеся вслушаются в развитие темы. Чем отличается одна вариация от другой, о чём они нам поведали? Композитор создаёт подобие законченных по характеру пьес. Особенно выделяется задушевная, элегическая шестая вариация, в которой ясно ощущается близость к интонациям лирической песни-романса XIX в. Благородство, простота и изящество и вместе с тем виртуозное начало сделали «Вариации...» одним из популярнейших произведений, написанных для виолончели.
Уроки: «Старый замок». «Счастье в сирени живёт»
Задачи уроков: осознание особенностей стиля русских композиторов в процессе знакомства с инструментальной и вокальной музыкой М. Мусоргского и С.Рахманинова, сопоставление музыкального языка произведений; обоснование музыкальных впечатлений в развёрнутых Речевых высказываниях, осознанное использование действий анализа, сопоставления; осознание понятий «сюита» и «романс».
«Старый замок». С пьесой «Старый замок» дети возвращаются к уже знакомой им фортепианной сюите «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Композитор выписывает для исполнителя такие обозначения характера в начале пьесы: «не скоро», «очень певуче», «скорбно». К названию пьесы есть примечание: «Старый замок» — средневековый замок, перед которым трубадур поёт песню». Итак, эта музыка переносит слушателей на сотни лет назад. • О чём поёт свою песню бродячий певец — трубадур? • Как музыкальный язык пьесы раскрывает нам её образный строй? Чтобы лучше понять это, нужно спеть с учащимися главную мелодию этой музыкальной зарисовки в виде вокализа, вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу проследить за изменениями, происходящими в средней части, задуматься над последними звуками «Старого замка». В рабочей тетради детям для пения предлагается мелодия фрагмента «Старого замка» со словами и задание нарисовать иллюстрацию к пьесе (с. 20—21).
В связи с этим можно напомнить учащимся, где они уже встречались со средневековым поэтом и певцом — трубадуром. Затем спеть с классом и сравнить между собой «Песню франкского рыцаря», предложенную в хрестоматии для IV класса, и песню современного Трубадура из музыкальной фантазии Ген. Гладкова «Бременские музыканты».
Сопровождение к «Старому замку» можно сравнить с сопровождением к «Ноктюрну» А. Бородина. • Что в них общего? • Какой уже знакомый жанр вокальной музыки напоминает вам ритм вступления этих сочинений?
Пусть ребята по аналогии вспомнят историю возникновения романса — песни с инструментальным сопровождением на романском (испанском) языке и продолжат знакомство с жанром романса на примере творчества С. Рахманинова.
«Счастье в сирени живёт». Романс «Сирень» С. Рахманинова (на стихи Е. Бекетовой) написан композитором в 1902 г., в тот период, когда он и Наталья Александровна Сатина решили обвенчаться. Не в этом ли факте жизни композитора кроются утончённость лирических высказываний и «живописность» музыки, говорящие о невероятно точных психологических наблюдениях природы, душевных состояниях людей?
Учащиеся увидят портрет С. Рахманинова кисти уже знакомого им художника К. Сомова. Интересно о замысле картины рассказывал своей сестре сам художник: «Тема фона дана была мне вольной, и я её выработал с Сергеем Васильевичем. Я ему предложил изобразить его на фоне весны, так как одна из его любимых композиций — «Весна». Пейзаж с цветущими фруктовыми деревьями, прошедшая гроза (конечно, две радуги, уж без этого мне нельзя), молодая берёза, прудик, освещенный солнцем, ярко-зелёная трава».
Сирень, весна как бы символы творчества С. Рахманинова. Можно вспомнить о том, что победитель Первого конкурса пианистов им. П.И. Чайковского Ван Клиберн вместе с дирижёром К. Кондрашиным, специально приехав на могилу композитора, посадили там куст белой сирени. Учителю поможет создать особую взволнованную атмосферу урока при знакомстве с музыкой С. Рахманинова первая часть повести Ю. Нагибина «Рахманинов», которая называется «Белая сирень».
Спойте с учащимися первую и третью строки мелодии романса, ориентируясь на нотную запись в учебнике, и вам станет очевидно, что вся мелодия романса вырастает из двух трёхзвучных интонаций.
Музыка романса, наполненная трепетом и восторгом, ликованием чувств, проникновенным человеческим теплом и светом, льётся спокойно и непринуждённо, одна фраза перетекает в другую, озвучивая поэтический текст.
Особого внимания требует при прослушивании этого романса сопровождение. В нём — завораживающее своей неизменностью лёгкое колыхание ветерка, летнего воздуха, душистых веток сирени. Выясните, уловили ли дети в сопровождении начальную интонацию романса. Послушайте нижний, басовый голос сопровождения. Он как бы вторит высокому, светлому сопрано, исполняющему романс. Что это — монолог или диалог? Попытайтесь вместе с учащимися найти вершину-кульминацию романса, которая отмечена широким ходом мелодии, острыми звучностями аккомпанемента, ярким звучанием голоса («Моё бедное счастье...»). • Как завершается романс? • Какие уже известные интонации, ритмы повторяет композитор в конце и зачем?
Для того чтобы связать в сознании детей воедино образы вокальной и инструментальной музыки С. Рахманинова, пронизанные русской песенностью, можно сравнить романс «Сирень» с «Вокализом», с мелодией из 1-й части Концерта № 3 для фортепиано с оркестром. В музыке С. Рахманинова, по выражению Б.Асафьева, «мелодии-дали». Пусть учащиеся вспомнят имена исполнителей знакомых им сочинений С. Рахманинова.
Во-первых, сам композитор — прекрасный пианист, и Концерт № 3 звучал в исполнении автора; во-вторых, А. Нежданова, которой был посвящен «Вокализ». • А кто исполняет романс «Сирень»?
Урок: «Не молкнет сердце чуткое Шопена...».
«Танцы, танцы, танцы...»
Задачи урока: осознание значения творчества Ф. Шопена для формирования национальной музыкальной культуры его родины — Польши; продолжение знакомства с музыкальными произведениями разных жанров и форм (фортепианные пьесы — полонез, мазурки, вальсы); накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки западноевропейских композиторов на примере творчества Ф. Шопена; умение выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора; расширение возможностей речевых высказываний о содержании музыки.
«Не молкнет сердце чуткое Шопена...». Судьба замечательного польского композитора XIX в. Фридерика Шопена (1810—1849) во многом схожа с судьбой С. Рахманинова. Оба покинули свою Родину, оба умерли и похоронены на чужбине. Однако их роднит ещё и удивительное чувство любви к своей Отчизне. Несмотря на все испытания, они пронесли это святое чувство через всю жизнь и воплотили его в своих многочисленных произведениях.
«Вслушиваясь в музыку Шопена, нельзя не почувствовать её родства с польской народной музыкой. Это, прежде всего, относится к чудесным шопеновским мелодиям... Одни — мягкие и плавные, заставляющие вспомнить человеческое пение; другие — декламационные: кажется, что слышишь человеческую речь — то взволнованную, патетическую, то ласковую и нежную; наконец, третьи — подвижные, часто прихотливые, капризные; их можно назвать интонациями инструментальными. Даже обогащение певучих мелодий изящными мелодическими узорами, столь характерное для Шопена, очень типично и для польского народного искусства — для песен и для тех инструментальных наигрышей, которыми деревенский скрипач сопровождает танцы на сельской гулянке...»1.
На уроках музыки предполагается познакомить школьников с самыми популярными фортепианными произведениями Ф. Шопена.
В полонезе ля мажор Ф. Шопена необходимо привлечь внимание учащихся к героическим, приподнято-торжественным, призывным интонациям. Его мелодия звучит как пламенная речь оратора, аккордовый склад, упругий ритм наполняют эту музыку решимостью и волей, мажорные краски придают ощущение праздничности. Фортепиано, по замыслу композитора, в этом произведении сродни звучанию целого оркестра.
«В... полонезах Шопена, — писал Ф. Лист, — слышится как бы твёрдая, тяжёлая поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего самого наглого и несправедливого в судьбе человека».
Понять выразительную роль ритма полонеза поможет метод переинтонирования, к которому учитель может прибегнуть при анализе интонационно-образного содержания этого произведения Ф. Шопена. Можно привлечь внимание детей к нотной записи в учебнике и обратить их внимание на пунктирный ритм. Если теперь исполнить начальные фразы полонеза без пунктирного ритма и триолей, то сразу теряется активность и волевая целеустремленность музыки. Можно отметить также и то, как мелодия полонеза постепенно завоёвывает свою вершину, с каждой новой фразой стремится достичь кульминации.
Для осмысления школьниками характера полонеза можно предложить им пластическое интонирование этого танца — продирижировать музыкой как дирижёр оркестра, открывающего праздник, или исполнить этот танец парами, как на настоящем балу. Для этого необходимо показать шаг полонеза, отработать с детьми соответствующую осанку. Это лучше сделать после уроков, однако возможно и на уроке.
«Танцы, танцы, танцы...». Продолжая знакомство школьников с фортепианным творчеством Ф. Шопена, обратимся к Вальсу си минор и трём мазуркам.
Этот вальс, написанный композитором в 1929 г., как и многие другие пьесы, сочинённые в танцевальных жанрах (полонезы, мазурки, краковяки), предназначен, по выражению композитора, «не для танца». В нём — светлый поэтический образ, лирическое настроение, обаяние, мечтательность. • Что в этом вальсе неизменно? Плавная пульсация поступи вальса, трёхдольность, сопровождение.
Услышат ли учащиеся в вальсе две разные мелодии? Первоначальная — причудливо вьётся, останавливаясь на выдержанном звуке, как бы замирая. В кружеве её узоров — переменчивость, разнообразие орнаментов, взлёты и падения, нарастание звучности и затихание. Во второй мелодии, теме средней части, больше взволнованности, вальсообразности, она как бы закручивается, неизменно повторяя один и тот же ритмический рисунок. Её заключительный пассаж незаметно перерастает в повторение первой темы. Пусть дети сами попытаются услышать трёхчастную форму вальса и определят, каков контраст между крайними частями и серединой вальса: контраст-противопоставление или контраст-сопоставление, дополнение.
Основой сопоставления трёх мазурок Ф. Шопена — № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор) и № 1 (си-бемоль мажор) будет также метод сходства и различия. Можно предложить учащимся вслушаться только в начальные интонации этих мазурок, внимательно всмотреться в их нотную запись и дать свой вариант ответа на вопрос: • Какие по настроению музыкальные образы могут вырасти из этих интонаций? При этом надо учесть все те обозначения в нотном тексте (темп, динамика, фразировка, наличие украшений, особенности ритма и пр.), которые могут помочь найти ответ.
Так как главным свойством любой музыки является мелодия, сравним мелодии трёх мазурок. В первой — Мазурке № 47 — напевность соседствует с причудливым ритмом, украшения (форшлаги, трели) придают мелодике изящество, грациозность. Неповторимая красота первой темы мазурки связана и с её ритмическим рисунком. Если учитель сыграет мелодию ровными длительностями, без пунктирного ритма, без украшений (мелизмов), то она изменит свой поэтический смысл, станет обыденнее, проще.
Контрастом к Мазурке № 47 (ля минор) может послужить Мазурка № 48 (фа мажор). В ней настойчиво повторяется на разной высоте двухтактовый мотив. Он сродни незатейливым танцевальным наигрышам, простым и легко запоминающимся.
Особенно выразительную роль играет пунктирный ритм, акценты на третьей доле такта. Они придают музыке энергию, активность, которая усиливается ярким блеском мажорного колорита. Динамические контрасты (f—p) вносят элемент неожиданности в повторение основной темы мазурки.