I. Повторение изученного. 1. Работа с тетрадью «Я читаю.», с
1. Работа с тетрадью «Я читаю.», с. 4.
– Что вы видите в верхней части страницы? (Буквы, обозначающие согласные звуки.)
– Прочитайте записанные буквы и назовите звуки, которые они обозначают.
– Где вы встречали эти буквы, в какой последовательности?
(В алфавите.)
– Составьте слова из этих букв.
– Что заметили? (Только из согласных нельзя составить слова.)
– Почему?
– Могут ли эти буквы быть словами?
– Как называются такие маленькие слова? (Предлоги.)
– Какую роль играют предлоги в предложениях?
2. Рассмотрите картинку.
– Составьте по картинке предложения со словами.
Слова на, в, над, у, из, из-за, до можно разместить в классе. Ученик берёт одно из этих слов и называет с ним предложение.
– На что указывают предлоги?
II. Работа с учебником (с. 41).
1. Прочитайте предложения.
Дети по очереди читают предложения.
– О чём эти предложения?
– Что заметили? (В одних предложениях выражена реальная мысль, а в других – чепуха.)
– Почему?
Можно предложить одной группе детей подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки, а другой – буквы, обозначающие согласные.
2. Вспомните, как расположены буквы в алфавите.
– Если вы правильно соедините буквы в алфавитном порядке, у вас получится рисунок.
Дети соединяют буквы в алфавитном порядке.
– Что у вас получилось?
3. Прочитайте предложения.
– Что заметили? (Чепуха.)
– Какое предложение должно быть напечатано?
– Исправьте опечатки.
Первое и второе предложение можно разобрать коллективно, а остальные – предложить для самостоятельного исправления опечаток.
Учитель проходит и проверяет правильность исправления, по необходимости оказывает помощь.
4. Вы любите интересные истории?
– Сегодня мы начнём знакомиться с одной историей.
– Как вы думаете, о ком пойдёт речь? (О щуке и рыбе (вобле).)
– Как вы догадались?
Учитель предлагает прочитать детям начало истории.
– Как вы думаете, что будет дальше?
– Об этом мы узнаем на последующих уроках.
III. Итог урока.
– Что вам запомнилось сегодня на уроке?
– Какие предлоги вы запомнили?
– Какую роль играют предлоги в предложениях?
Урок 36. ФЕСТИВАЛЬ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ.
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ (Азбука, с. 42–43)
Цель: дать представление о культуре общения в различных ситуациях.
Ход урока
I. Работа над темой.
1. Вы любите праздники? Почему?
– По каким случаям бывают праздники?
– Как к ним готовятся?
– На какие праздники дарят подарки?
– Какие могут быть подарки?
– Как их надо дарить?
2. Работа с учебником (с. 42).
1) Инсценирование ситуаций, как нужно дарить подарки.
– Представьте, что вы на дне рождения.
Какие песни вы будете петь, какие танцы исполнять, какие стихи читать, какие будете загадывать загадки, в какие игры играть?
Можно с детьми спеть, почитать стихи, загадать загадки и т. д.
– Знаете ли вы дни рождения своих близких? Узнайте, запишите дату в свою записную книжечку и не забывайте поздравлять: по телефону, поздравительной открыткой, подарком, сделанным своими руками.
Обратить внимание детей на правильность произношения слов: ты мне позвонúшь сегодня? Завтра тебе позвонят друзья. Приглашаю на мой день рождения и т. д.
2) Что такое бал?
– Кого приглашали на бал?
– Что могло произойти на балу?
– Откуда вы об этом знаете? (Из сказок.)
– Приведите примеры.
Чтение предложений в учебнике.
– О ком идёт речь в предложениях?
– Кто побывал на балу?
3) Герои каких сказок здесь изображены?
– Кто из этих героев побывал на балу?
– Кому из них вы сочувствуете, а кому не сочувствуете?
– Почему?
3. Каким должен быть дом, в котором проходят балы? Почему?
Можно предложить детям нарисовать дом, зал, где проходят балы.
4. Работа в учебнике (с. 43).
– Рассмотрите рисунки.
– Что можете сказать?
– Кто мог здесь жить? Почему? Объясните свой выбор.
– Что вы можете сказать об этих сказочных героях?
– Из каких сказок эти герои: Иван-царевич, Иван-дурак, Царевна-лягушка, Василиса Премудрая, Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Карабас-Барабас?
5. Из какой сказки эта фраза? Как её произносит каждый из героев?
– Кто ложился в мою постель и смял её?
Дети читают это предложение от лица трёх медведей.
II. Итог урока.
– Что понравилось на уроке?
– Что запомнилось?
Урок 37. ЗВУКИ [Г], [Г’] И БУКВА Гг.
РАЗЛИЧИЕ СЛОВО – СЛОГ. ЕДИНСТВЕННОЕ,
МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ
(Азбука, с. 44)
Цель:познакомить со звуками [г], [г’] и буквами, которые их обозначают; учить отличать слог от слова.
Ход урока
I. Работа над темой.
1. На доске представлено изображение сказочного героя – маленького человечка с большой бородой, который обычно живёт под землёй.
– Что можете сказать об изображении?(Это гном.)
– Этого гнома зовут Гиви.
– Произнесите слова: гном, Гиви.
– Что в них общего? (В этих словах по четыре звука, все согласные звуки – звонкие.)
– Произнесите согласные звуки в этих словах.
– С какими из них вы уже знакомы?
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Почему?
– Назовите тему и цель нашего урока.
(Познакомиться со звуками [г], [г’] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв, учиться читать слоги, слова новой группы.)
2. Произнесите слово гном, выделяя в нём первый звук.
– Произнесите ещё раз этот звук. Проанализируйте всё, что необходимо для характеристики звука.
(При произнесении звука [г] воздух в горлышке встречает преграду. Значит, он согласный. При произнесении звука слышится голос и шум. Значит, он звонкий. Он произносится твёрдо. Значит, он твёрдый.)
– Произнесите слово Гиви, выделяя в нём первый звук.
– Произнесите этот звук ещё раз. Составьте его характеристику, обосновывая свои мысли.
(Звук [г’] согласный, так как при его произнесении воздух встречает преграду. Этот звук звонкий, так как при его произнесении слышится голос и шум. Звук [г’] мягкий, так как он произносится мягко.)
3. Найдите в классе букву, которая обозначает звуки [г], [г’].
– На что похожа эта буква?
Перед нами буква Г
Стоит, подобно кочерге.
С. Маршак
И, подобно кочерге,
Горбит спинку буква Г.
А. Шибаев
– Напечатайте эту букву в тетрадях.
4. Работа с учебником (с. 44).
– Рассмотрите рисунки и назовите слова, которые начинаются со звука [г] (называет одна группа), со звука [г’] (называет другая группа).
– Гном Гиви очень любит гулять по лесу. Он бродит тихонько от кустика к кустику, от кочки к кочке. Иногда он вздрагивает. Видно, кого-то боится. Давайте на физкультминутке походим по лесу вместе с Гиви и посмотрим, какие предметы ему нравятся, а какие вызывают чувство страха.
– А что ему нравится?
– Если в названиях предметов, мимо которых проходит Гиви, есть звук [г] или [г’], вы гуляете около своих парт. Если этих звуков нет – прячетесь за стул.
Иволга, снегирь, медведь, галка, волк, трясогузка, лиса, голубика, рысь, кабан.