I. Повторение изученного. 1. Работа с тетрадью «Я читаю», с
1. Работа с тетрадью «Я читаю», с. 8.
1) Игра «Третий лишний».
На доске слова: вы, Вы, ты.
– Что можете сказать об этих словах?
– Какое задание можно предложить?
– Найдите «третье лишнее».
( 1) Вы – написано с большой буквы, остальные слова – с маленькой. 2) Ты – другое слово, другая запись,Вы и вы – звучат одинаково. 3)Вы и ты – обращение к одному человеку, авы – ко многим.)
2) Рассмотрите картинку.
– Что здесь изображено?
– Что такое вежливость?
– В Толковом словаре записано:
Вежливость – это соблюдение правил приличия; вежливый человек – это воспитанный человек.
– Найдите на рисунке буквы К, П, С, Т.
– Какие слова могут произносить люди, изображённые на этом рисунке?
– В своей речи воспитанный человек использует часто так называемые «волшебные» слова.
– Давайте создадим Словарь вежливых слов.
Чтение слов в тетради «Я читаю».
– Когда так говорят?
– Дополните прочитанное другими вежливыми словами.
(Доброе утро! Будьте любезны! Счастливого пути! Спасибо! Пожалуйста! Будьте добры! Благодарю! Извините! И т. д.)
2. А теперь потренируемся их использовать в своей речи в разных ситуациях:
Дядя Саша огорчён.
Рассказал он вот о чём…
– Видел Настеньку-Настёнку
Я на улице сейчас.
Настя ходит в первый класс!
Но… давно уже от Насти
Я не слышу слова …
А слово-то какое –
Очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа…
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла…
Но представьте! – зря от Вити
Ждал я слова …
А слово-то какое –
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
– Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать как рыба.
Ну, сказала бы …
Слово-то какое –
Очень дорогое!
– Не забывайте «вежливые» слова. Говорите их почаще!
II. Работа над темой.
Работа с учебником (с. 46).
1. Как зовут попугая?
– Что нам в этом поможет?
Дети вписывают в схемы слова: лоза, ложа, лыжа, лужа, лупа, лапа, лама, рама.
– Что заметили? (Один звук, место его буквы отмечено жёлтым цветом, имеет значение слов.)
– Как же зовут попугая? (Рома.)
– Почему первая клеточка больше остальных?
– Какие ещё слова нужно писать с большой буквы?
– Нельзя ли проще узнать имя попугая?
(Перед попугаем нарисована рама, меняем второй звук, получается Рома.)
2. Отгадайте имя мальчика.
– Первые буквы отгаданных слов подскажут вам имя мальчика.
Дети вписывают буквы в клеточки.
– Как же зовут мальчика? (Роман.)
– Что общего между словами Рома и Роман?
– Что можно сказать о написании слова Роман? (Пишется слово с большой буквы, потому что это имя.)
– Где «опасное место»? Почему?
– В какой позиции стоит о в слове Рома? В слове Роман?
3. Чтение текста.
– Продолжите эту историю.
– Как бы её рассказала кошка? А как Рома?
– Почему попугай закричал: «Воры! Воры! Горим!».
– А что вообще могут говорить попугаи?
– Какого человека сравнивают с попугаем? Почему?
III. Итог урока.
– Что запомнилось сегодня на уроке?
– Какие задания хотелось бы ещё выполнить?
– Что нового узнали?
Урок 41. МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА.
СИЛЬНАЯ И СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ СОГЛАСНОГО ЗВУКА.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ
(Азбука, с. 47, «Я читаю.», с. 7 (верх))
Цель: формировать представление о сильной и слабой позиции согласных звуков.
Ход урока
I. Работа над темой.
1. Работа с учебником (с. 47).
Задание «Найди пары».
Учитель предлагает детям самостоятельно проанализировать рисунки, слова и найти пары.
– Что заметили? (Некоторые предметы называются одинаково: камера хранения и камера мяча, лодочка на реке и лодочки туфли, касса букв и касса в магазине, кошки животные и кошки для лазания по столбам.)
– Есть ли что-то общее между парами предметов?
– Что можно сказать об этих словах: камера, лодочки, кошки, касса?
(Это многозначные слова.)
2. Работа с тетрадью по чтению (с. 7).
Задание «Найди пары».
– Можно ли об этих словах сказать, что они многозначные? Почему?
3. Придумайте предложение со словом пру[т].
Могут быть варианты: Мальчик взял прут и отогнал гусей. Перед нами был красивый большойпру[т].
– Каковы особенности этих слов? (Они одинаково звучат, но пишутся по-разному и имеют совершенно разное значение.)
– Как догадаться, что они пишутся по-разному?
Учитель крепит к доске таблички со словами: пруд, прут.
– С такими случаями мы ещё неоднократно будем встречаться на уроках.
4. Чтение столбиков слов.
– Послушайте, как произносятся эти слова. Сравните с написанием.
– Что заметили в парах слов? (В данных парах в первых словах написаны буквы, не соответствующие конечному согласному звуку: дуб, удав, дог, город.)
– Подчеркните случаи расхождения звука и буквы. (Это «опасные места» и при чтении, и при письме.)
– Что можно сказать о вторых словах каждой пары? (После сомнительных согласных стоит гласная, тогда их произношение соответствует написанной букве.)
– Что ещё общего заметили в словах? (У слов бывает общая часть и пишется она одинаково, как бы не менялось её произношение.)
5. В классе – карточки с буквами: о, с, к, а, в, м.
– Соберите из этих букв слово.
– Какое слово получилось? (Москва.)
– Что заметили? (Слово записано с маленькой буквы, а не с большой.)
Дети исправляют ошибку.
– Что означает слово Москва?
– В России тысячи больших и маленьких городов. Но самый главный город, столица России – Москва.
Это интересно!
Город Москва получил своё название по реке, на которой располагался. Происхождение же названия Москва-река точно не известно. Одни учёные считают, что оно произошло от древнеславянского корня «моск», или «мозг», что значит «мокнуть» (а места здесь, действительно, в древности были болотистые). Другие учёные считают, что слово Москва произошло от угро-финского слова «моск», что означает «корова» (древние племена занимались скотоводством).
Москва – это древний город. Ему более 850 лет.
– Где мы живём?
– Что вы о нём знаете?
– Какие ещё города вы знаете?
– Чем отличались древние города от современных?
– Сравните пары слов: город град
Новгород Волгоград
– Что заметили?
– Чем отличаются слова город и град?
6. Знаете ли вы игру «Города»?
– Давайте поиграем.
Можно продолжить цепочку названий городов из учебника или предложить детям составить свои цепочки слов.
II. Итог урока.
– Что нового узнали?
– О чём бы вам хотелось рассказать дома? Почему?
Урок 42. СИЛЬНАЯ И СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ ГЛАСНЫХ
И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. АНАЛИЗ РИФМЫ.
СРАВНЕНИЕ ЗАГАДОК. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ
(Азбука, с. 48, «Я читаю.», с. 10)
Цель: формировать представление о сильной и слабой позиции гласных и согласных звуков.
Ход урока