III. Работа с тетрадью «Я читаю.» (с. 14–15)
1. Чтение текста «Коза и сова» (с. 14).
2. Чтение текста «О сове» (с. 15).
Тексты может читать учитель или читающие дети.
– Сравните два текста.
– Где выдумка? Где правда? Докажите свой выбор.
IV. Итог урока.
Урок 50. СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ЗВУКОВ.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. СООТНЕСЕНИЕ СИТУАЦИИ
И ГОВОРЯЩЕГО (Азбука, с. 56, «Я читаю.», с. 16)
Цели: показать смыслоразличительную роль звуков, словообразование.
Ход урока
I. Повторение изученного.
И г р а «Как нас зовут?».
Крепится фотография девочки на среднем ряду наборного полотна таким образом, чтобы над ней и под ней оставались ряды. На верхнем ряду выставлены предметные картинки. Вызванный ученик определяет первый звук названия предмета, изображённого на картинке, и выставляет в нижнем ряду соответствующую букву. Такая работа проводится последовательно со всеми картинками, например: гусь – Г, автобус – А, лампа – Л, иголка – И, нож – Н, ананас – А. Составленные таким образом буквы – это имя девочки на фотографии (Галина).
– Какое слово получилось?
– Что вы можете сказать о его написании?
– Какие ещё слова нужно писать с большой буквы?
II. Работа с учебником (с. 56).
1. Как зовут изображенных героев?
– Как зовут первую собачку?
– Впишите это слово в пустые клеточки.
– С помощью чего образовалось это слово?
Аналогичная работа проводится с другими словами.
– Что можно сказать о написании этих слов?
– Прочитайте слова: попугай, павлин, Пушок, пингвин.
– Что можете сказать о словах? А о предметах?
– Какое слово лишнее? Почему?
– Разделите слова на слоги и поставьте ударение.
2. Смыслоразличительная роль звуков.
– Какое задание можно предложить к словам (верх страницы)?
– Вставьте пропущенные буквы.
– Что заметили?
– Что происходит со словом, если заменить один звук (букву) другим?
III. Работа с тетрадью «Я читаю» (с. 16).
1. Чтение реплик.
– Соотнесите реплики с изображениями на картинках.
– Кому они могут принадлежать? Почему?
– Докажите свой выбор.
– Впишите номера соответствующих реплик.
– Какие средства устного общения вы использовали, когда исполняли роли?
2. Как мы говорим?
Дети читают пары слов.
– Что можно сказать об этих словах?
IV. Итог урока.
Урок 51. ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(ПРЕДЛОГИ, ФОРМЫ СЛОВ). ЧЛЕНЫ СЕМЬИ
(азбука, с. 57, «я читаю.», с. 17)
Цель: упражнять в чтении слов с изученными буквами в звуковом анализе слов.
Ход урока
I. Работа над темой.
1. На доске записаны три большие буквы – ФИО.
– Где вы встречали эти буквы?
– Кто их расшифрует?
– Итак, ваше ФИО?
Несколько учеников представляются классу.
– Как образовались фамилии?
Слово фамилия на латинском языке значит «семья». В давние времена это слово не имело того значения, которое придаём мы ему теперь. Говоря слово фамилия, мы имеем в виду особое имя: оно даётся не какому-нибудь одному человеку, а всему роду. В этом роду оно переходит от родителей к детям. Фамилия у нас добавляется к личному имени человека.
– Что означает слово отчество?
Слово отчество – исконно русское; оно возникло в XI веке как буквальный перевод с греческого patria – «происхождение по отцу».
Назовите своё отчество. Как вы его определили?
2. Работа с тетрадью «Я читаю» (с. 17).
1) Найдите родителей и детей. Объясните свой выбор.
– А может ли быть и у девочки, и у мальчика одно имя? Приведите примеры.
2) Чтение предложений.
– Определите: он или она? Запишите рядом с предложением подходящее местоимение.
– Какое предложение будет лишним? Почему?
(Саша говорит с мамой. В этом предложении непонятно, кто говорит с мамой: мальчик или девочка.)
– Можно ли по слову говорил (говорила) определить, о ком пойдёт речь в предложении? Почему?
– Сравните четвёртое и шестое предложения.
– Что заметили? (По глаголу род определить нельзя, потому что он стоит в настоящем времени.)
– Что общего во всех предложениях? (Предлог С.)
– Какую роль играют предлоги в предложениях?