III. Закрепление изученного
Работа с учебником (с. 32).
1. Упражнение в чтении предложений.
– На какие группы можно разделить эти предложения? (С точкой в конце предложения и с вопросительным знаком.)
– Как нужно читать предложения с этими знаками препинания?
Учитель называет предложения. Если предложение должно быть
с точкой на конце, то учащиеся I ряда прыгают. Если вопросительное предложение – учащиеся II ряда приседают. Если с восклицательным знаком – учащиеся III ряда хлопают в ладоши.
2. Сравните названия предметов. Составьте недостающие схемы слов и вы узнаете, как зовут девочку.
– Найдите слово в слове: вол – волк, мак – гамак, рог – пирог. В последнем варианте надо вначале составить схему слова корзина и после этого определить, что имя девочки – Зина.
Если дети составят схему слова корзинка, то имя Зинка не подойдёт к предложенной схеме. Выводы делают дети.
– Какие звуки обозначают вписанные буквы?
– Закрасьте место мягких согласных.
3. Разгадать ребусы детям можно предложить самостоятельно:«Кто быстрее?».
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие знаки препинания могут стоять в конце предложений?
– Как люди могут передавать информацию?
Можно предложить детям дома поработать на с. 22– «Я читаю?».
Урок 26. ФЕСТИВАЛЬ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ.
ЖИВОТНЫЕ В СКАЗКАХ, ЖИВОТНЫЕ ЗООПАРКА
(Азбука, с. 33, «Я читаю?», с. 24)
Цель: познакомить обучающихся со сказками о животных.
Ход урока
I. Повторение пройденного.
1. О чём говорили на прошлом уроке?
– Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
– Когда ставится вопросительный знак?
– Где чаще всего звучат вопросы? (В школе. Их задаёт учитель ученикам. На рынке: «Сколько стоит?», по телевизору в разных передачах: «Что? Где? Когда?» и др. В загадках.)
– Как называют детей, которые любят задавать вопросы? («Почемучки».)
– Хорошо ли быть «почемучкой»? Почему?
Детям предлагается послушать стихотворение.
– На какие вопросы хочет найти ответ ученик?
Почему кругом загадки,
Почему?
В поле, в роще и на грядке –
Почему?
Не метёт полы половник,
Почему?
Не шипит в лесу шиповник,
Почему?
Почему весна бывает,
Почему?
Всех прохожих раздевает,
Почему?
Почему лохмата тучка,
А не лает, словно Жучка,
Почему я Почемучка,
Почему?
Дети вспоминают вопросы, пытаются на них ответить.
2. Где можно найти ответы на интересующие вопросы?
Показ учителем книги «Почемучка», энциклопедий и др.
II. Работа над темой.
1. Работа с учебником (с. 33).
– Рассмотрите рисунки.
– Какие вопросы к ним вы хотели бы задать?
– Что здесь не так?
– Соедините «тропинками» парные рисунки.
– Найдите «спрятанные» буквы.
– Героев каких сказок вы здесь видите?
– Чем отличаются сказки от других произведений? (Животные могут разговаривать.)
– Назовите другие сказки, в которых главные герои – животные.
2. Учитель может предложить угадать: из каких сказок эти строки?
1) Русская народная сказка «Теремок».
– Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
– Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
2) Сказка «Красная Шапочка» Ш. Перро.
– Бабушка, почему у Вас такие большие руки?
– Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя моё.
– Бабушка, почему у Вас такие большие уши?
– Чтобы лучше слышать, дитя моё.
– Бабушка, почему у Вас такие большие глаза?
– Чтобы лучше видеть, дитя моё.
– Бабушка, почему у Вас такие большие зубы?
– А это чтоб скорее съесть тебя, дитя моё!
3) «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
– Чего тебе надобно, старче?
Ей с поклоном старик отвечает:
– Смилуйся, государыня рыбка…
4) Сказка «Три медведя» (обработка Л. Н. Толстого).
– Кто ел из моей чашки?– заревел Михаил Иванович – большой медведь.
– Кто ел из моей чашки? – зарычала Настасья Петровна.
– А кто ел из моей чашки и всё съел? – запищал тонким голосом Мишутка.
Можно предложить детям разыграть сценки из сказок или рассказать одну из любимых сказок о животных.
3. Кому из героев сказок принадлежат эти слова?
1) «Ребята! Давайте жить дружно!» (Кот Леопольд, обращаясь к мышам.)
2) «Не слушай лисы, не выглядывай в окошко, мы ещё дальше в лес уйдём, не услышим твоего голоса». (Кот из сказки «Петушок – золотой гребешок».)
3) «Не волнуйся, щенок!
Я очень хорошо спрятал котлету!
Я её съел!»
(«Котёнок по имени Гав», обращаясь к щенку. Из сказки Г. Остера.)
4) «Неправильно ты бутерброд ешь!
Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится».
(Кот Матроскин, обращаясь к дяде Фёдору.)
5) «Ходят слухи, что вы умеет превращаться в какого угодно зверя, например, во льва и слона». (Кот в сапогах, обращаясь к Людоеду. Из сказки Ш. Перро.)
6) «Шесть штук самых жирных карасей и мелкой рыбы сырой на закуску!» (Заказ Кота Базилио в харчевне «Трёх пескарей». Из сказки А. Н. Толстого.)
На уроке также можно использовать материалы из третьей тетради по чтению «Я читаю!» (с. 37, 38, 39, 42).
III. Итог урока.
– Вам понравился наш урок?
– Что больше всего запомнилось?
Урок 27. ЗВУК[Й΄],БУКВа Й й. ЧТЕНИЕ СЛОВ.
ЗВУКОВОЙ И ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ
Цели: познакомить со звуком [й’] и буквой его обозначающей; упражнять в чтении слов.
Ход урока
I. Работа над темой.
1. На доске представлена картинка с изображением майки.
– Назовите предмет, изображённый на картинке. (Это майка.)
– Замените в этом слове первый звук, чтобы получилось другое слово – порода собак. (Слова майка, лайка и последующие печатаются на доске.)
– Снова замените первый звук в этом слове, чтобы получилось название детали, предназначенной для скрепления чего-либо. Деталь имеет отверстие и винтовую нарезку. Что это за слово? (Гайка.)
– Что общего в этих словах?
– Назовите новый для вас звук, имеющийся в словах майка, лайка, гайка.
– Сформулируйте тему и цель нашего урока.
(«Звук [й'] и буква, которая его обозначает. Познакомиться с этим звуком и буквой, которая его обозначает; учиться отличать звук [й’] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв, учиться читать слоги, слова с этой буквой.)
2. Сегодня к нам на урок пришёл ещё один сказочный герой.
В его имени есть новый звук. Он много читает и поэтому много знает.
– Какой герой у нас в гостях, из какой сказки он к нам пришёл?
(Это герой сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».)
– Произнесите слово Знайка, выделяя в нём новый звук.
– Произнесите звук [й’] ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении; как образуется этот звук; как он произносится: твёрдо или мягко. Сделайте необходимые выводы.
(При произнесении звука [й’] воздух встречает препятствие. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон. Значит, он звонкий. Звук [й'] произносится мягко. Значит, он мягкий.)
– Знайка не только любит читать. Он привык очень бережно обращаться с книгами. Вам он предлагает составить правила обращения с книгами и соблюдать их. Постарайтесь, чтобы в каждом составленном вами предложении было хотя бы одно слово со звуком [й'].
(Открывай книгу чистыми руками.
Не загибай страницы.
Пользуйся закладкой.
Читай, не делая пропусков.
Вовремя меняй книги в библиотеке. И т. д.)
– Молодцы, ребята! Хорошие правила составили. Не забывайте их выполнять.
– А теперь давайте узнаем несколько Знайкиных тайн. Что Знайка больше любит: кисель или йогурт? Почему? (Йогурт.)
– Из каких фруктов Знайка больше любит варенье: из айвы или яблок? (Из айвы.)
– Какой месяц в году для Знайки самый лучший? (Май.)
– На физкультминутке мы с вами узнаем, о чём недавно прочитал Знайка в книгах. Если в названном мной слове есть звук [й'], вы несколько раз киваете головой. Если звука [й’] в слове нет, качаете головой вправо–влево.
О войне, о путешествиях, о тайне, о пустыне, о спорте, о йоге, о медведе, о зайце, об айсберге, о водопаде.
3. Я буду перелистывать книгу, на каждой странице которой изображена та или иная буква. Если вы знакомились раньше с ними на уроках, то называете их. Если встретится незнакомая буква, хлопаете в ладоши.
Дети хлопают в ладоши при виде буквы й.
– Вот вы и поприветствовали новую букву. А как она называется?
– Это буква «и краткое».
– На какую букву похожа буква й?
Это интересно!
Буква й официально была введена в азбуку, как и буква э, в 1735 году, хотя её начали употреблять гораздо раньше.
Почему эта буква называется «и краткое»? Потому что составлена она была из буквы и, над которой писали значок, называемый «крътка» «и с краткой». А потом, не понимая, что это за кратка, люди стали говорить «и краткое».
Показ учителем печатной и письменной буквы Йй. Дети печатают эту букву в тетради.
И надела поясок,
Н надела поясок.
Буква Н надела ровно,
Буква И – наискосок.
Ты ей шляпку подари –
Станет краткой буква И.
А. Шибаев
Букву й зовут «и кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
В. Степанов