Характеристика духовной атмосферы первых послевоен.лет
ВОВ оказ. Влиян.на общественное созн. И отразилась на дух. Аомосфер.первых послевоен лет. Постановление о раб.2 ж. «Звезда, Ленингр. Запнулись на 2х именах Ахм. И Зощ. . Вина: Чуждость пр-ий современной литре, пошлые, безыдейные прия, всяческие унижения личности. Как расправ. С Зощенк: обвинили за рассказ «Приключения обезьяны» (во время бомбежки обезьяна сбежала из зоопарка, стояла в очередях, различные смешные картины).-расказ перепечатали в Звезду» и все плохое на него обрушили. Но главное его рассказ»Пд восходом солнца – сделал много открытий, в кот.выразил свое авт.слово. цель:раскрыть истоки фашистск.философии. (работа с чел. Сознанием, подсозн., книга имеет естевствен-научную основу.Но в книге увидели только то, что З. – не понятно,что вспоминает. Ахм: о ней гов.что она пуста и бесполезн. Ее поэз. Выр. Старые вкусы. «наносят вред воспитанию нашей молодежи». Постонавилит: прекратить издан. Журн. Посл.войны оч. Боялись свободного, вольного слова. 1946 закрепился произвол =>наступ. Пер. шельмования имен и произведен., т.к. война пошатнула веру в существование гос.порядка. произошл.раскрепощен. Живаго присужд. Нобель = судьба нобел.не смог покинуть страну. Второй мом. Шельмов.:Платонов.пишет расск.»семья Ивановых» сейчас «Возвращение» / «великое возвращен.» = Ермилов пиш.на него донос, называет его клеветническим. Теория безконфликтности. Получает официальное распространение после войны. Основана на идеологии, что в обществе нет почвы для антагонизма. Лозунги: «Нам нужна праздничная литра» и «Поколение победителей устало от войны» = Тенденция помпезной литературы.: *ложная эпичность и псевдомасшт. *возражд.производственный роман. – чел.в его рабочей функции.-ответвлен.от этого ром.роман. о колхозн.деревне.(Николев «Жатва»). Помпезная литерат – безконфл.идилия. Появлен. Соцреал обусл: нет разрыва мд сег и завтр.днем.;сюжетн. Конструкц.ничто иное кК повторение, ритуал: *выполнен.парт.задач., строение колх. Фабр.,разоблач. Врагов.Создан. архитип.образов тексты приближ. К сказке. Кон.40-50 самое позорн. Время в лит. Колебание веры в лучших умах не могло не отразиться на лит.
2.Образ.чел в псолевоен.поэз.(самойл.слуцк): техуд.,кот.пришли с войны и начали писать.(Слуцкий, Самойлов, Межеров, Лукон). Созд. Свой образ.чел.слепленный с себя, кот.выдерж.с честью испытания.Луконин:облик героя времени. Драматизм в душе из-за вынужденного ухода родных мест.Создает образ нравственногого антипода. Лейтмотивы Лук:образы перевала,сцеплен.частей мира,рабочий ритм жизни формир.чел.грузно учтойчивого, нравственного,монолитного.Дан по контрасту антипод,кот.порожд.:ложь,двойственность.Поэзия,котор.формир.ценности,чтало исповедью поколен.Самойлов:острое ощущен.совпаден.войны и молодости.челов:стоит особняком, это продиктован.его биографией.рок и молодость у него не расторжимы.В поэзии не т места бунту, разгулу стихии,природа оживлена.Созд.историч.баллады.Его гер.чувствуют как век берет чел.за ворот.Есть детск стихи,в кот.совмещен.дет и взрл миры.Слуцкий: . Слуцкого был свойственен глубокий внутренний демократизм, не противоречащий интеллигентности. Герой его поэзии не одинок, не свободен от закона, он принадлежит не себе а миру. Слуцкий - певец структур, законов и целесообразности. Главный этический пункт этой поэзии - отказ от права выбора.Чел.вставлен в соц.матрицу.Межеров:отличен музыкальной гармоничностью.отсутствие эвол.Война-символ величия и мужества.Вов-дала ощущен.слитости с миром.Герой-странник с непереносимым ярмом –свободой.Двойственность во всем.2героя:я и мой двойник.Это двоение-суть поэта.ВЫВ:общее всехпоэтов:единство чел.и времени.,чел.и целого,целостной.структ.мира.
3.Литер.портрет одного из поэтов фронт.поколен.Давид Самойлович Самойлов:Острое ощущен.совпаден.войны и молод.Его стихи созвучны стихам Твардовского. После вов он 20 лет молчал.Первые стихи в кон50-59гг.Чел: стоит особняком,тк. Жэто продиктовано и его биогр.Вместе с войной прошла и юность.Рок и мололд.нерасторжимы.Он не приемлет хаоса, в его позии нет места бунту,стихии.Природа оживлена.Говорили,что его поэзия похожа на поэзюзаболоцкогоЗ.великий поэт,ноясность доводит до предельного расчета, а мир С.нестоль завершен.Если сравн.с Слуцким, то слуцк.воспевает структуру в структуре.Мир-мир красоты. , спасительную уравновешенность, у него строй мира противостоит хаосу страсти. Важное что созд.Сам-историч.баллады.В истор.его интерес.точки бифуркации(счит.чтоистор.движется точками равновесности).Ему и интересны в истор.эти точки. Герои Самойлова чувствуют, как "век берет человека за ворот". Они стремятся уловить, чего хочет от них история.Аненский:позиция слуц.в мгновенном равенстве возможностей.он ждет какой из вариантов выбире история.Вплвов творч.(56-66ггг)проследживнастойчив.ипрекрасное-мотив детсва.Вдетск.стих.совмещен.деское и взросл.мир.+ Д.С. Самойлов вошел в поэзию без "ранних опытов" - зрелым мастеров. Поражает интерпретация им боевой юности: Как это было! Как совпало -; "Пестель, Поэт и Анна" (1965) отражает историю декабризма, на первый взгляд, всего лишь частностью - разговором Пушкина с Пестелем. Однако непринужденная беседа близких по воззрениям людей поражает заключенным в ней содержанием. Пушкин и Пестель подвергают обсуждению весь состав бытия. Диалог отчетливо контрапунктивен: если Пестель рисует картину мира согласно своему чертежу, то Пушкин, решительно оспаривая права "чертежника", исходит из понимания мира как данности. В суждениях Пестеля смысл превалирует над самой жизнью. Для Пушкина открыто спонтанное превосходство самой жизни над ее смыслом. Жизнь для Пушкина гораздо более драматична, чем для Пестеля. Он говорит о том, что не достигает слуха собеседника - о более глубоких, неискоренимых социальным переустроением причинах зла, ибо они таятся в самом основании человеческой природы.
Но тупость рабства сокрушает гений!
На гения отыщется злодей,-
Ответил Пушкин.
Самойлов опирается на пушкинскую поэтику: с одной стороны, свободную, раскованную композицию - стихотворение построено как "болтовня", с другой - на как бы подсказанный Пушкиным сюжетный "ход". Самойловское стихотворение организовано не двумя голосами, а тремя -Пестеля, Поэта и Анны. Их равноправие подчеркнуто названием. В звуках голоса Анны и окружающих ее картинах повседневной кишиневской жизни удивительная полнота. Она делает умный разговор мужчин удивляющей малостью, частностью, по отношению к огромности, ослепительности живого подвижного бытия.
На воздухе упругом
Качались ветки, полные листвой.
4.Характерист.основн.тенденц.в прозе плвов 10летия: ВОВ оказала огромное влияние на общественное сознание. В годы войны расцвела героико-романтическая линия, которую впоследствии продолжил Эммануил Казакевич в «Звезде», а затем и в повести «Двое в степи», обогатив ее философским пафосом. Астральные образы (Звезда, Земля), сакральные образы (Конь белый, конь черный), мистические элементы создали такую атмосферу, в которой жизнь солдата представлялась в мистическом аспекте.Романтич.тенденц.обладала склон.к идеализац. И это было узаконено в послевоен.реализме.След.тендц:психологич.натурализм: течен.кот.зародилась во время войны у поэтов фронт.поколен.Отталкив.от возвышенной условной романтическ.поэтики, от парадного изо войны. На место идеологическим стереотипам(политич.зрелость,вера в тов.сталина) приходят другие, более очеловеченные ценности(пошел бы я сним в разведку,вытащ.бы он меня с поля боя). Однако эти тенденции не получили своего развития из за идеологического надзора над искусством. В этой ситуации всячески поощрялась Тенденция помпезной литературы. Лозунги: «Нам нужна праздничная литра» и «Поколение победителей устало от войны». Псевдомасштабность, ложная эпичность. Вновь возрождается производственный роман, где человек рассмотрен в свете его рабочих функций. Рождается панорамный роман – жанр со множеством политических событий.Обе тенденц.несли в себе сильн.эстетич.заряд.
5.Композиц.и стилев.своеобраз.повести Некрас.:Баклавнов выразил суть в окопах: все в ней правда,все как было, мы узнали в ней себя.Жанр:записки офицера.Книга пронизан.скрытой полемикой,с несколько неточным изо войны.Писатель опир.на толстовскую традиц.(записк.офицера из северных рассказов),также кН.можно понять как описан.войны миром:»нас может спасти чудо»Финал:разговор солдат ночью:скрытая теплота патриотизма-эстафетность от Толстого., Третий мом,кот.позвол.гов. о воне:описание войны миром:описание войны миром.:воспоминан.о матери,девушке,о доме, городе.-перд нами путешеств.по родн.киеву,но под пером Некр,это превращ.в путеш.по прошл.жизни.+поэтика фотограф.,что мог взять с собой солд.на войну?Важен.образ книги,т.к. его герои,солдаты,чаще всего интеллект.мальчики.Натуралистич.описан.войны,густота подробностей-ключ к пониманию поэтики-детализация. «есть детали…».У него 2 уровня детал:*деталь подробность.детали –символы,,котор.несут больш.смысл связ.с чел культурой.(вифл.звезда).В связи с деталью можно гов.опоэтики смерти.-изобр.оч натурал.»минуту назад..».Поэтика детали пересек.с глубоч.психологизмом.»бой за баки, «Ночн.бой».Ещё 1 пробл.,кот подн Некр: война,как сит.переоченк.ценностей. «В-кк лакмус.бумажка».Герои дел.на 2 гру:*герой,*антогон(Абросим.,Калужск.,Астафьев)—на этом фоне переоц.ценност. и на этом фоне рассм.2 персон.персон.ряд.
6.Идейно-худ.новизна повестей Казакевича:явл.продолжателем героико-романтической тенд.кот.расцвела в годы войны.»Звезда»в данном случае знаковое произведение».В «З»представл.героико-романт.видение войны.Сюж.показан архитипическ.спором чел.со сертью.С1 ст-война, с др-романтич.обобщенность.*прием контраста- для показа внутрен.драматизма(двоемирие):убить или не у. немца.( Этот немец выписан и идет в свою часть — его никто не будет искать. Немец дал ценные показания. И,несмотря на то что он оказался рабочим, его пришлось убить. ) *герои с 1 ст.жалостливы,с др.непреклонны.-весь текст прониз.контраст.Персон.ряд,ткж романтизируется, идиализир.Травкин,Мамочкн,катя,по контрасту-Феоктистов.*Важна символика-астральная,фольклорно-сказочная.Астральн:звезда,земля планеты. Фольк-скз:зелень,призраки, лешие. (случайно глянув на опушку, остолбенел: по тропе совершенно бесшумно шли семь теней в зеленых балахонах.)Подвиг разведчик дан реально.В пов.гармоничн.сочет реал и нереальн.
7.место дневн. Записей у Пришвина,жанровое своеобр.»глаза земли»: Дневниковые записи М. Пришвина как основа его итоговой книги "Глаза земли". – синтез многих размышлен. П.Назван.из природы,-имеет философск.глубину.Именно дневники позволили обнаружить тяготение творчества художника во многие коренные вопросы человеческого бытия. Готовя предисловие к книге "Глаза земли" Пришвин пишет: "...через дневники, говоря как будто бы о себе, оставить завещание о душе своей для будущих поколений." Дневниковые записи тщательно отбирались и обрабатывались, выстраиваясь в ряды своеобразных философско-лирических миниатюр. Обработка записей шла по двум направлениям: - убиралось все частное, очень личное;- совершалось сотворение образных рядов.Дневниковое происхожден.определ.жанр книги как собрание малых художественных форм: сценка или диалог, списанный с натуры, портрет, картина природы или медитация, свободное размышление, философско-поэтическое эссе и т.д. Относительно жанровой формы "Глаз земли" в литературе о Пришвине существуют разные мнения: (Т.Ю. Хмельницкая - стихотворения в прозе; С.Г. Семенова -афористическая проза). Сам же Пришвин отметит: "Я не первый создатель этой формы, но я приспособил ее к своей личности.Для него это сам.близк.форма.С формой дневник.связ и автобиографизм книги.Соотношение творчества с биографией носит в "Глазах земли" не
столько прогрессивно-поступательный, сколько возвратно-центростремительный характер ("Мой путь"). Пришвин будет постоянно возвращаться к нескольким событиям своей жизни: 1. Он будет помнить свое детское бегство в Азию, навеянное талантливым преподаванием географии елецким тогда учителем В.В. Розановым. 2. Он будет вспоминать утрату возлюбленной Варвары Петровны Измалковой, которую назовет Парижской невестой или Версальской девой. 3. Еще более настойчиво память будет возвращать его ко второму уходу: поездке в 1906 году на Север, в "край непуганых птиц", где он намеревался записывать былины, а привезет свою первую книгу, изумившую и обрадовавшую многих современников. В ее пространстве совершится первый круг возвращения художника "в себя самого", ибо там в Олонецкой губернии он найдет то единство, которое знал в детстве с матерью, няней, конюхом Павлом. Потому - олонецкую губернию второй родиной. 4. Автор "Глаз земли" бросит итоговый взгляд на события революции. Эти годы дались ему так тяжело, что поставили его на грань самоубийства. 5. Завершающей данную парадигму памяти станет вторая поездка на Север - в 1933 году, совершающаяся по следам первой. Но Пришвин не находит прежнего "края непуганых птиц": на месте прежней "государевой дороги" идет строительство Беломоро-Балтийского канала.
8. образн.и лейтмотивн.структ.«г.з»: Круги памяти= переплавились в образную и лейтмотивную структуру книги "Глаза земли". Центральным в ней будет образ дома и мотив возвращения домой через сотворение истинного дома. ("Глубокая почва"). Истинный дом - это дом, возвращающий героя в детство, в лучшее место, к здоровой жизни, к глубокой почве. Это также возвращение в мир детской души, прочно встроенной в мироздание: "И вся небесная обстановка моего дома как мебель собственной души моей" ("Новоселье"). И одновременно это возвращение к истокам своего писательства, к обретению темы: где кончается природа и начинается человек. Но все же главным обретением истинного дома явилось возвращение когда-то навсегда утраченной возлюбленной ("Жень-шень", "Искусство как поведение", Пьер и Люс", "Из биографии"). Мысль о любви выстраивается у Пришвина в обратной перспективе: чем более отдаляется В.П. Измалкова реально-биографически, тем ярче проступает она в его сознании. Обретение друга выливается у Пришвина в сотворение предельно очеловеченной вселенной. Недаром дом в Дунино вырастает в окружении образов Сада, Реки, Леса, Весны как в ошющенности осердеченного, родственного мироздания, как окончательного возвращения в себя.В прир.нашел совй яз.и выражен.чел души(«Мой реализм»).
9. прцпы.творческого поведения в «Г.з»:Основной принцип П.книги-параллелизм-уподобление прир.жизни чел душе.(«Бессмертие»).П.отчетливо понимал сущность основного природного закона, основанного на взаимном пожирании природных существ друг другом.Однако назначение человека, по Пришвину, состоит в разрушении принципа "вековечной давильни". Совершить это нужно через отмену царящей в природе "серийности" и утвердить на ее место принцип личности, качественной уникальности.Утвержд.,что все листья в на дерев.разн,и еслки в лесу ткж разные.Мы в природн.явлен.должны увидеть личностное.Больше увлек.родством сприр.Узнавай личности в кажд.существе(«незабудки»).При этом Пришвин показывает, что борьба за "лицо" – это принцип самой природы и материи и показатель восходящего характера их эволюции. Именно эта борьба и становится началом разрыва "кащеевой цепи", движением к бессмертию ("Царь природы", "Моя астрономия")
Из общефилософских убеждений вырастает и тема искусства как поведения. Искусство у Пришвина "неисчерпаемая духовная лаборатория будущего реального дела творчества, преображения материи. Необходимо питать человека стремлением не только к голому господству над природой, но и одухотворенному сотворчеству с ней. Отсюда и понимание писателем искусства как поведения: "Всякое настоящее творчество определяется поведением, это значит гармоническим сочетанием сознания и жизненного действия" ("Творческое поведение").
10.«ПоЖ»К Паустовский:взаимод мемуарн-исповед и хроник-историч.: Итоговым произведением Паустовского является "Повесть о жизни". Она состоит из шести книг: "Далекие годы" (1947), "Беспокойная юность" (1955), "Начало неведомого века" (1956), "Время больших ожидании" (1957), "Бросок на юг" (1960), "Книга скитаний" (1963). Она построена по новеллистическому принципу. Каждая из новелл представляет собой более или менее законченное самостоятельное целое. Повествование развертывается как цепь воспоминаний, идущих не сплошным потоком, а состоящих из отдельных звеньев. Писатель идет не от событий, а от своей памяти.Структура "Повести..." определена спецификой художнического видения: Паустовскому тесно в строгих сюжетных рамках, эпическое начало у него естественно уживается с лирическим. Т. Хмельницкая отмечает: "Перед нами любопытное сочетание двух жанров, казалось бы несовместимых, - мемуаров, дающих широкую картину эпохи, и лирического стихотворения в прозе. Паустовский старательно и вдумчиво работает над словом, приближая его к поэтическому языку" (Нева, 1956, № 8). И особенно это относится к пейзажным описаниям. Именно "пейзаж является краеугольным камнем его эстетики" (Т.П. Трефшюва). Три первых книги "Повести..." составляют законченное целое. Элементы мемуарные подчинены в них истории развития и становления характера, который художественно прояснен. Но несмотря на то, что последующие три книги -"Время больших ожиданий", "Бросок на юг", "Книга скитаний" - примыкают к предыдущим и хронологически продолжают их, в них резко меняется природа автобиографического рассказа. Это связано с тем, что автобиографический герой перестает быть объектом самостоятельного художественного исследования. Лирический герой и стоящий за ним умудренный автор в этих книгах как бы сливаются в одно лицо. Теперь художник видит свою задачу в том, чтобы вспомнить то, что за давностью лет стало стираться в памяти. Именно так поданы 20-е годы.
12.Прцпы построения З.Р.Паустовский:Домин.жанр-теоретич.трактат об искусстве.П.показ.тайну искусства.З.Р.-уникальна тем,что все в ней дано кК отрефлексиров.вещи.Она состоит из 3хчастей.1-романт.новеллы,кот.м.б. кК самост.худож.произведен.»Драгоц.пыль»написана по строго романт.канону.2ч-собственно теор.трактат.дается авторск.соображен.,что естьвоображен.,вымысел,ЛГ,вдохновен.,что вообще есть писат.работа.В этой части П.впускает на в свою творч.лабораторию,показыв.ккк родился его лирич.рассказ «снег»и др. Уникальна 3 ч.-большая серия литерат.портретов.(Грин,Олеша,Гюго,Горький и др)самый лучш.об Андерсоне.Св-ва хужожн.даны в разном ракурсе.Как объеден.3 части?:Эта связь исход.из структ.1ч.В ней объясняется суть иск-ва,но не теоретич..а живой судьбой,живыми уподоблениями.(пр.Драгоцен.пыль-в основе ром.истор.солдата Шомета и дочери Сюзане…-перевести дев.на др.материк;Романтич.прцп-цитатность:цитаты о розе;2прцп поэмности-исповедь идущая к повести о жизни Шомета.Глуб.суть:превращение мусорщика в др.человека,чел.способного служить людям,кК художник служит иск-ву.Роза возникает в новел.кк некая святыня.У стар.женщ.роза нах у иконы,все немогут пон.почему онаее не продаст.Последн.встреча Шом.с Сюз.-мир преображается,Это основа для преображен.мира.=Ш.реш.сдел розу.З.р. Шомета –это прообраз творч.деятельн.как из этих тонк.пылинок рожд.целая литерат.Как Шом.собир.пылинки,подобно тому писатель по крупицам собир.явлен.жизни.
13.Прцп соотношен.природного и историч.бытия в лирике Заболоцк.1940(Храмгэс,Втайге,Творцы: Заболоцкий утверждает мысль о том, что человек является не только преобразователем природы, но и творцом истории. И убедительно демонстрирует ее в таких стихотворениях, как «Храмгэс», «Урал», «Город в степи», «В тайге», «Творцы дорог».Задача дать образ человека – современника и творца истории – диктовала и особенности его изображения. Это был человек массовый, не имеющей лица и характера. Героями этих стихов становились: «грузинские юноши, дети страны», выступающие в роли «зодчих мира», «полный сил народ», шахтеры «в своих широких шляпах из брезента», «сталевар», «молодой лесоруб», наконец, обобщающее «мы» из «Творцов дорог».Эти люди вмешиваются в природу не только затем, чтобы наделить ее разумом, но и затем, чтобы биологическое развитие продолжить как уже собственно историческое. В стихотворении «Храмгэс» возникает картина встречи исторического прошлого с творимой историей, которая понята как вечная и неизменная природа. здесь создан не один, а два образа истории: «история как прошлое» и «история как будущее». Прежде история и природа сосуществовали в едином эпическом течении времени, не вытесняя друг друга: «Здесь в бассейнах священная плещет форель, // Здесь стада из разбитого пьют саркофага». Теперь история стремится подчинить себе природу, заставляя ее участвовать в созидании будущего.Автор стихотворения стремится утвердить мысль о преобразовании природы в историю. Поэтому для него важнее образ «истории как будущего», так как именно тогда, по мнению Заболоцкого, будет, наконец, реализована возможность идеальных взаимоотношений человека и природы. Само историческое развитие предполагает эту конечную цель. Природа является единственным достоверным свидетелем прошедших исторических событий, оставляющих свой отпечаток в конкретном природном окружении. Это была проблема исторической памяти. Природа, не обладающая разумом, не может стать полнокровной участницей человеческой истории. Но вместе с тем, она – носительница той силы и власти, которыми перестал владеть разумный человек, отделившись от природы. Она обладает преимуществом перед человеком именно своей бессознательностью, иррациональной и спонтанной силой жизни.
«Слепой»все необыно,все требует ответов.поэт уоподобл.себя слепцу.Он кК слепец отрек.отвсего многообрз.мира,многообраз.,кот.позвол.сохран.связь с миромВ этом стих.впервые образ.чел с конкретн.психолог.характерист.Не тольк.псих.характер, но и элем быта.Характрерист.слерого мала,но то,что дано оч.яркое.Проявлен.личной судьбы,Возобнв.стар.тема:соотнош.творч.начала со стихийным.Образ слепца=темнота самой природы. «Противост марса»:ЛС отверг.духовн.полный разума и воли,если он лишен сердца и любви. «Ходоки»дает на простом витке сдвиги.З.утвержд.черту,присущ.народу «способн.мысл…»,смещение на лексич.уровне:добро-доброта.Холодн.сосуд гармонии ищет огонь .огонь-основа красоты и твва,идет прекрасная обойма стиха.
14.Философ.личности у поздн.Забол. («жена»,»Некрасив.девочка,Это было давно и др.): Философское содержание не покидает его стихотворений; наоборот, оно становится глубже и как бы "приземленное": художник все более сосредотачивает внимание на живом, земном человеке, с его бедами и радостями, - личности, способной чувствовать, мыслить, страдать. Иначе художник взглянул и на проблему смысла бытия, взаимодействия жизни и смерти. Цель жизни, по Заболоцкому, в том, чтобы однажды, перестав существовать физически, продолжить жить на Земле в оставленной о себе памяти, в накопленном опыте, в духовном наследии.В произведениях позднего периода наряду с проблемой духовности человека Н. А. Заболоцкий поставил проблему человеческой красоты. Этой теме посвящены стихотворения "Некрасивая девочка" -1 ступень обычн.бытов.зарисовка.но дев.ещё без.осозн.того,что ее можно ждать,сейч.она охвач.счастьем бытия.2ступ:т.з.поэта,попытка выстроить вертикаль мироздания.,вера в твердость сердца.последняя ступ:философск:что есть красотаСтих бз.ответа."О красоте человеческих лиц" (55), "Портрет" (53). В лицах людей он обнаруживает проявление их характеров. Лицо прекрасно для поэта в случае, если принадлежит духовно богатой личности.
Обостренный интерес к "живой душе", знание того, как душевный склад и судьба отражаются во внешности людей, помогли Н. Заболоцкому создать сюжетные зарисовки, философско-психологические размышления дидактического характера: "Жена" (48), "Неудачник" (53), "Старая актриса" (56), "Смерть врача" (57) и другие. Они представляют собой портреты с итоговым заключением - плодом вдумчивых наблюдений поэта. В стихотворении «Жена» авторбращается к писателю – герою стихотворения – со словами:Но коль ты хлопочешь на деле.Герой стихотворения стремится осуществить идеал нравственнойсправедливости жизни: «хлопочешь на деле // О благе, о счастье людей». Однако, желая нести ответственность за счастье всех людей, лирический герой оказывается несправедливым по отношению к самым близким. Заболоцкий задумывается о соответствии конкретного нравственного сознания отвлеченно-теоретическому нравственному идеалу, которые, в принципе, должны совпасть. Поставленная же им задача построения этики как закона индивидуального развития личности и предполагала совмещение отвлеченного идеала с нравственным содержанием каждой конкретной личности. Заболоцкий полагал, что путем нравственного усовершенствования каждого отдельного человека, возможен процесс «гуманизации» исторического процесса в целом.«Это было давно»кК акт прощан.Трансформ.встречи.происходит благое потрясен.
Стихи 40-60-между одух чел и породивш.его неодух.прир.З.насыщ.стихи углубл.психологизмом.-тонкое проникн.в состоян.души=ФИлос элегии «Облет.последн.маки»На основе трагич.параллелизма.состоян.прир:»природа в мраке..»Главн:уподоблен.картин.природы.Показан мрак в душе.Душа-1 красавица,ее нельзя отпускать.Нельзя ей погибн.жизнь свод.к тому,чтобы не дать погибн.душе. «Прощан.с друзьями»-речь о мире смерти.но нет ощущен.отчужден.Изобр.цел.страна смерти,в кот.ушли все друзья. Смерть д.З-бесформенность,неопределенность.Смерть-страна бз определенности бытия. Мир мертвецов и мр прир в удивительном взаимосочетаем..путешеств.в реальн.,кот.ещё не описана.
Последн.цикл:»Последняя любовь»:начин.со стихюЧертополох.Цикл на основе биограф.он отделен от всего напис.ранее.=появление любви=цикл спряг.с Денисьевски цикл.Тют. «Чертоп»:изнач.ощущал З.любовь как трагич.сорняк обораачив.в ярчайш.цветок.Сорня для поэта модель вселенной.Образ мироздания наглядно-зримый и предельно компактн.Это и яростн.хаос и в тоже время –чудо этим прониз.все стихи.Это преображен.предметного. образа в символ.Опрокидывает наблюден. Нд предм.миром в чел душу.с пом.психол.параллел.,носопоставлен.приобрет экзестенц.масшабы связ.с последн.годом жизни.*Телефонный мотив-мотив боли. «Можевел.куст»центр.стих цикла.Психол.параллелизм,но не как таковой.Псих.парал трансформ в автометафору.ЛС нет-поглощен образом можев.куста.Эта автометаф стан символом,духовной сущностью героя.Стих дает сит.сна.Поразительно слились и сотрота горя и скрытое воспоминан.о счастлив.любви.
16.«РЛ» Леонова кК философск роман:ж содерж и ж форма:Роман Лео.РЛ,удостоенный Ленинск премии в1957-наиб.полное выражение нравственных и эстет.идеал.писателя.Рассказывая о двух направлен.в лесн.науке,о 2 типах ученых,авт.подним.сложн.нравствен.пробл.Значит.место в ром-тема прир.,кот.раскрыв.кк тема борьбы за счастл.будущ.В то время премию могли дать ! соцреал.роману,поэтому Леон.написал.соблюд.каноны соцреал.Иначе на него начались бы нападки,он использ.прием,кот распростр.в самом соцреал.методе.:сделал рупором плохих идей Грац.Грац.играет роль вредителя :на идеалах,провоц.народ на такие дела,кот.могут привести к беде.(массов.вырубк.лесса)Для чит.совершен.понятно,кто так.Грац.,но персонажам не янос=Л.прибег.к почти детективн.сюж.(+когда поля пытается разобр.с тем,чья позиц.верная)Осн.интрига:сумеют ли персон.опозн.врага.-зерно соцреал.канона.Но почему РЛ не правомерн.соцреал?=Л оч.оригин.использ.стереотипн.интригу,он ее разворач.путем эстет.оценок на 180 градусов,т.е. тот,кого подозрев.во вражденбн,оказыв.главным сторон.авторск.идей.,а кто рядился,оказыв.вражеским солдатом.У Л.много черт соцреал.,но есть моменты меняющие произвед.1 пласт-сюж.философск.спора.РЛ-роман идей, но идейный спор приобрет огромн.масшт.не свойствен.лит соцреал.Спорт о судьб.рл перерест.в напряжен.дискус о созидательн.возможн.о чел и его месте в прир.Этот насыщен.филос.пласт соотнесен со сказочны.,кот взыв.к эмоциональн способама убежден.,кот оперир.мифологич.архитипами.Этот пласт важнейш составл.в структ.соцреал.метаж.в соцреал.Как прав.в ром.соцреал сказочн.пласт спрятан,Л же вынес наружу.В РЛ, кК свойственно жанру филос.ром,есть пролог,в нем заданы полюсы филос спора.,намечен.осн.сюжетн.лин,введены герои.В нем ткж присутсв.не один,а неск.мотивов сказки.кот свыяз.с эмоц.состоян.поли вихр.(попала в Москву-как заблудилась в в олшебн.огромн.сказке.)Но сказка не уходит со страниц после пролога.Она напомин.себе коментар.безличного повествователя.(цит),сказочными образами-лейтмот:золотинка,былинка,живая и мертвая вода и пр.Присутствием чудесн.образов-символ.:родничок,вечн.Калина и все стилевой окрашенностью центр.симв.образа-рус.леса.Сказочн.начало.позвол.увид.надеж.Л на молод.поколен.Важн.особен.построен.худ.мира в РЛ.состоит в переплет.сказочн.с рациональным,логическим.Бытийный пласт материализован в сказочном обличии.А рацион.пласт в фолклорн.ключе,кот.приобретает в изложении персонажей то черты эпич.сказан.,то сказочн.утопии и т.д.
17.Осн.конфл.в ром.РЛЛеонова.Образы Вихр.и Грац:Узловое место в филос.споре романа принадлеж.диалогич.сцеплен 2х лекц.(Иван Матвеевич Вихр и Алекс.Яковл.Грац).Лекц грац:завязка в сюж.филос.спора.Грац.развив.пд Поле идее,кот были идеолог. С 30-по 50:1.Тезис онеизбежн.войны в современ.эпоху,2обострение классов.борьбы при продвижен.к социализму.Грац.довел до тупика идеологические доктрины тоталит.режима,доказал,что это может привести к ужесточен.полит.репрессий.Лекция Вихр.полемическ.направлена против концепц.высказан.Грацианск.Пессимист.предсказан.деградации человек.и неминуемого самоуничтожен.Вихр.противопост.»тернистый путь развития матер от амебы до разумн.человека.,уважение к прошлому народа.В противовес лекц Грац.Вихр свой очерк «краткий очерк ороли дерева в рус.жизни»превращ.в эпич.сказание об истории Руси.:гов.ославянск.племенах,о движен.орд,и руск.лесу отводится роль эпическ.образа.-воплощен вечного закона природы,средоточие нравстенности охрана чел.жизни и от гибели.Лес-носитель бытийного смыла.Вихров видит назначение рода людского через Руск лес(цит).Прогрессировать нужно не через насилия нд природой, а(цит).Чз косвен.столкновен.лекций заязыв.многослойн.филос.спор.Дискус.о прцпах лесопользован.,это первый,внешн.слой конфл.Здесь ? в том, как примирить хозяйствен.потребности общва и возможности прир.Но этот вопрос переходит и в соц-филос.пробл.здесь ?:имеет ли чел.право навязыв.природе свои правила.-это глоб проблема 20 века-проблема революционного своеволия.т.о.Л.ставит под сомнение целесообразность революц принцыпов обновлен.жизни.Здесь же затрагив и нравственный смысл:Для В.лес-чудо:дед калина,а Грац.замахн.на родничок-это сцена несет символич.смысл.(цит).Спор о лесопользовании-внешняя канва конфликта,внутренняя же-противоположность духовной деятельности кажд.из гер.:В.объясняется влюбви,своей буд.жене читая лекц о РЛ,а Грац:подюорка материалов для монограф.о самоуб.Филос.спор-эпохальное значен.т.к. от его разрешен.зависит судьба Рос.и человечества.
18.Образ гл.гер в романе Б.Пастерн.»Д.Ж.»:Христос - идеал личности, с ним как с вечным архетипом Пастернак соотносит деяния своих героев и прежде всего Юрия Живаго. Параллелизм Сюжета судьбы Живаго и библейской истории Христа - структурная ось романа.Но нужно гов.не просто о параллелизме образов, а о парал.всей истор,жизни ДЖ,с библ истор.ИХ и сюжетом Нов.зав.Но это и не алегор,т.к. параллелизм размыт,но достигается за счет ряда сигналов:1.хронологич.маркировка сюж.: В романе очень близкая ко времени написания российская дейтвительность (1900 по 1929г, в эпилоге 1943)со своими социальными, и историческими реалиями — революциями, войнами, колективизацией, гулагом - события ведутся по православн.календарю. Начало — Юра 10летний мальчик рыдающий на могиле матери — канун покрова. Лето 1903г — Юра в деревне — Была Казанская, разгар жатвы. Годы гражданской войны — зима на исходе, страстная, еонец великого поста. И т.Д. (Пастернак это объяснил как написание романа в размере мировом). Исследователи отмечают Обилие церкослав.лексики,,книжно-арх.речев.форм.В речи персон.часто идет отсылка к Священному писанию. В романе имеются вещие сны,мистич.предначертан.,предзнаменования.Особенно видно родство судьбы и жизни ЮЖ со священными книгами.
Судьба ЮЖ задана изнач.С первых сцен(похороны матери) намечается мотив трагичной предопределенности.(Ц)в этих перебрасываниях репликами с двусмысл.оттенком проявляется родственности судьбы ЮЖ и ИХ:облегчать страдания,дарить любовь,нести крест земных мук. Ихраспят, а ЮЖ умирает от разрыва сердца, как мотив страданий людских, переполнивших сердце )Задан и сам характер ЮЖ. Примечательно что облик героя отмечен только одной деталью — курносое лицо, зато характеристики душевных качеств даются обильно. Автор так же отмечает способность юры облекать в слово свою мысль: юра хорошо думал и очень хорошо писал. Автор отмечает что Юра созревал как личность через освоение вековой культуры — все 12 лет школы юра занимался древностью и законом Божьим, преданиями и поэтами, науками о прошлом и т.д. Он чувствовал себя на одной ноге со вселенною. Оттого его и считают проповедником. Анна Ивановна перед смертью просит его о проповеди. Он читает ей лекцию про воскресение.
можно наметить аналогии с персонажами, что сопровождали Христа.:Лара-Магдалина, Евграф Живаго -Левий Матвей(с этой тз Хрящ.не согл) Однако мессианское в Юрии Живаго произрастает из земного. Герой погружен в обыденность, заботу о семье, о здоровье ребенка, о крыше над головой.Эти обыденности для него не обуза а что то очень цнное в душевном смысле. Все его поступки есть деятельное осуществление любви к близким и дорогим людям.П.награжд.своего гер.велик.чуткостью к миру.Надел.его способн.вовлек в свлово свою мысль.Он не боялся ничего ни жизни,ни смерти,чувств.себя,стоящим на одной ноге совселен.