Контрольный диктант (с грамматическим заданием)
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки; оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Определение темы и задач урока.
2. Проведение диктанта.
Диктант
Осень. Лес украсился в жёлтые, красные, золотистые цвета. Луч солнца осветил окрестность перед сторожкой. Дед Семён сегодня поднялся на заре, взял ружьё и вышел из дома. Впереди крутой подъём. Дед шёл медленно. Теперь дорога вела в широкую долину. Вдалеке виднелся редкий лесок. Слева и справа красовались молодые берёзки и осинки. Попадались подберёзовики,подосиновики, рыжики. Вот черезтропинку пробежал заяц. Лесную тишь вдруг нарушил протяжный крик. Это высоко в небе летели журавли. Они держали далёкий нелёгкий[6] путь на юг. Старикпомахал птицам рукой. До свидания, журавли! (85 слов)
3. Грамматические задания (на выбор учителя): 1) найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нём однородные члены; 2) разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания; 3) найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение; 4) найти и выписать слово, соответствующее любой схеме: ∩^ и , ∩^ð, ∩^ ые ; 5) разобрать любое из выделенных слов по составу; 6) в третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы; 7) сделать звуковое обозначение слова путь или ружьё (на выбор ученика).
4. Итог урока. Ответы на вопрос учителя: «Какие знания и умения вы применяли при написании диктанта и выполнении грамматических заданий?»
Домашнее задание
Подготовиться к словарному диктанту.
УРОК 8 (54)
Работа над ошибками, допущенными в сочинении (изложении). Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; адекватно оценивать результаты написанного сочинения или изложения, определять границы своих достижений; сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различия; работать с таблицей (упр. 176) и памяткой «Как определить склонение имён существительных»; классифицировать имена существительные по склонениям; обосновывать принадлежность имён существительных к каждому типу склонения; оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Определение темы, постановка целей урока (обсуждение результатов написанных работ по развитию речи).
2. Обсуждение результатов написанного сочинения (изложения). Работа над речевыми и орфографическими ошибками (работа может быть проведена индивидуально). Определение своих достижений.
3. Определение познавательных задач второй части урока: «По каким признакам можно различить склонение имён существительных? Для чего надо знать типы склонения имён существительных? Где нам пригодятся эти знания?», определение целей урока.
4. Воспроизведение знаний об изученных типах склонения (учебник, упр. 176), работа с памяткой «Как определить склонение имён существительных» (учебник, с. 100). Определение склонения имён существительных в данных словосочетаниях (учебник, упр. 177).
5. Работа над значением и написанием словарного слова пейзаж. (1. Вид какой-либо местности. 2. Рисунок, картина, изображающая природу, а также описание природы в литературном произведении.) Составление и запись любого из составленных предложений со словом пейзаж. (Мы любовались осенним пейзажем. Прекрасные пейзажи были созданы русскими художниками. Зимний пейзаж великолепен. И др.)
6. Выразительное чтение стихотворения, определение главной мысли, нахождение имён существительных в единственном числе, определение их начальной формы и типа склонения (учебник, упр. 178).
7. Итог урока. Ответы на вопрос и выполнение задания учителя: «На какие вопросы вы можете ответить по теме «Три склонения имён существительных»? Задайте эти вопросы».
Домашнее задание
Выполнить задания в «Рабочей тетради» (упр. 133).
4-я четверть