Части речи: глагол, имя числительное
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; определять изученные признаки частей речи (глагола, имени числительного), образовывать формы глагола; правильно произносить имена числительные; наблюдать за правописанием некоторых числительных; оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Словарно-орфографический диктант с обоснованием правильности написания имён существительных и окончаний имён прилагательных: лесная мышь, ранняя осень, верный товарищ, скорая помощь, горячее молоко.
3. Постановка познавательной задачи урока: «По каким грамматическим признакам можно различить части речи (глагол, имя числительное)?», определение целей урока.
4. Упражнение в распознавании глаголов в тексте, определении значений глаголов и их грамматических признаков (учебник, упр. 121). Выполнение заданий. Воспроизведение знаний о глаголе как части речи: «Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется?»
5. Выполнение устных заданий (учебник, упр. 122). Ответы на вопрос и выполнение задания: «Что дано в скобках — приставки, предлоги, частица? Объясните их написание со словами». Выполнение других заданий: определение глаголов в неопределённой форме; определение, какие формы времени можно образовать от выделенных глаголов (ползать, плавать); воспроизведение правила правописания частицы не с глаголами.
6. Упражнение в правильном произношении имён числительных (учебник, рубрика «Произносите слова правильно», с. 72). Ответы на вопрос: «Как образовались имена числительные: одиннадцать, двенадцать, шестнадцать, двадцать?» (Числительноеодиннадцать возникло в результате сращения и последующего фонетического изменения словосочетанияодин на десяте,т. е. «один сверх (свыше) десяти». Этим объясняется написание двойногон. Также образовались и названия чисел отдвенадцати додевятнадцати.)
7. Определение правила правописания числительных (учебник, упр. 123). (Числительные от пяти до одиннадцати, от одиннадцати до двадцати и числительное тридцать пишутся с мягким знаком на конце, числительное одиннадцать имеет двойное н.)
8. Комментированная запись имён числительных с опорой на запись словарных слов в учебнике (с. 72): двенадцать, шестнадцать, восемь, четыре, двадцать, одиннадцать.
9. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Какие морфологические признаки можно определить у глагола? Как пишется не с глаголами? Что узнали об образовании и написании имён числительных?»
Домашнее задание
Выполнить задания в учебнике (упр. 122, письменное задание) и «Рабочей тетради» (упр. 110—112).
УРОК 4 (37)
Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Наблюдать за признаками наречия как части речи; наблюдать за ролью наречия в речи; осмысливать определение наречия; оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Чтение темы урока «Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия», познавательной задачи урока: «Что такое наречие?», определение целей урока.
3. Ознакомление с наречием как частью речи.
Чтение стихотворных строк (учебник, упр. 124). Определение: «Какое это предложение?» (Сложное, в нём две грамматические основы.) Объяснение знаков препинания в предложении.
Выполнение устных заданий (учебник, упр. 124) и запись выделенных словосочетаний с указанием связи слов в словосочетании.
Выделение признаков наречия как части речи: 1) обозначает признак действия; 2) отвечает на вопрос как?; 3) связано с глаголом, является второстепенным членом. Введение термина наречие. Чтение сведений о наречии в рубрике «Обратите внимание!» (учебник, с. 73).
Чтение и выполнение заданий (учебник, упр. 125). Сопоставление слов звонкий и звонко. Подведение учащихся (с помощью вопросов учебника) к выводу: одним из существенных признаков наречия является его неизменяемость. Чтение сведений о наречии в рубрике «Обратите внимание!» (учебник, с. 73). Разбор наречия звонко по составу (звонко образовано от слова звонкий при помощи суффикса -о, а слово звонкий образовано от слова звонить при помощи суффикса -к-).
Упражнение в определении роли наречий в речи (учебник, упр. 126). Выполнение заданий. Определение значения наречий в предложении: 1) обозначение места действия (впереди, кругом, налево, направо, вниз); 2) обозначение времени действия (вечером); 3) образ действия (медленно, слабо, жалобно, ярко, благополучно). Обобщение: «Какую роль выполняют наречия в предложениях?» Выполнение письменного задания по образцу.
Чтение определения наречия (учебник, с. 74), его анализ и синтез по вопросам: «Что такое наречие? Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает? Наречие — это изменяемая или неизменяемая часть речи?»
4. Работа над значением, произношением и написанием слов: впереди (значение «на некотором расстоянии перед кем-л., чем-л.»), медленно (значение «неторопливо, с небольшой скоростью»). Подбор к данным словам антонимов (впереди — сзади, впереди — позади, медленно — быстро). Запись первого предложения из упр. 126: Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса.
5. Итог урока. Ответы на вопрос учителя: «Что узнали о наречии как части речи?»
Домашнее задание
Выполнить задания в учебнике (упр. 128, подготовка к письму по памяти) и «Рабочей тетради» (упр. 113, 114).
УРОК 8 (41)