Ритм. стихотворная и прозаическая речь
Явления ритма окружают нас всюду в жизни: ритмично бьётся наше сердце, ритмично сменяются день и ночь, времена года, ритмично идёт праздничная колонна под марш оркестра...
Ритм- это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке).
Чёткий ритм присущ стихотворной речи. Конечно, ритм есть и в прозе, но всё-таки прозаическая речь производит впечатление естественной, «как в жизни» текущей речи. Стихотворная речь — особенная. Она отличается и более чётким ритмом, и необычайной лаконичностью, краткостью. Кроме того, в стихотворной речи, как правило, есть рифма.
Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение или отрывок из него единым тоном. Обратите внимание, какой разный ритм в таких стихотворных отрывках:
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого...
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь...
Вы видите, что ритм второго отрывка более быстрый, и это соответствует его содержанию.
Стихотворная речь предполагает организованность, порядок, чему способствуют и ритм, и рифма, и другие особенности такой речи.
Свободную речь, то есть речь, свободно движущуюся от предложения к предложению, называют прозаическойречью, а речь, подчинённую определённому порядку, ритму, строю, - стихотворной.
Вопросы и задания
1. Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные сказки» и текст пушкинской «Сказки о мёртвой царевне...», покажите, в чём отличие прозаической речи от стихотворной.
2. Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне...».
ЭПИТЕТ
Прочитайте отрывок. Обратите внимание на прилагательные. Одни из них (высокая, глубокая, хрустальный, пустого ) употреблены в прямом значении, другие (буйный , тихоструйной, печальной ) — в переносном.
...«Постой, —
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста».
Переносное значение придаёт прилагательному, которое в предложении является определением, особую художественную выразительность. Перед нами уже не просто определение, а образное определение.
Такие образные определения называются эпитетами. Слово «эпитет» происходит от греческого слова со значением «приложение, приложенное».
Чтобы отличить определение от эпитета, приведём пример: тёмная ночь и хмурая ночь. Слово тёмная лишь усиливает характеристику ночи, слово хмурая включает эмоциональную оценку, напоминает нам о хмуром, сердитом человеке. Следовательно, слово тёмная — это простое определение, а хмурая — эпитет, то есть образное определение, отличающееся художественной выразительностью.
Вопросы и задания
1. Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный, пустой такие существительные, чтобы они стали художественными определениями, то есть эпитетами.
2. В сказке Пушкина найдите 3—4 примера с эпитетами. Назовите их, укажите на их особую художественную выразительность.
3. Какие эпитеты использует Пушкин для характеристики царицы и царевны? Объясните их.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ
Свободные и прелестные творения народа привлекают нас неистощимостью выдумки, буйной игрой фантазии, мудростью, глубиной жизненных оценок и яркостью стиля.
В истории культуры рано была понята их ценность: народным сказкам отвели место среди самых совершенных творений искусства слова. Однако, чтобы сказка заняла его, надо было ввести её в литературу — напечатать.
Сначала их печатали такими, как рассказывали в народе. Однако уже первые книги показали, что публикация необработанных сказок не всегда вела к удаче. Надо было вернуть сказкам совершенство, потерянное в плохом пересказе. И писатели стали обрабатывать сказки и создавать новые. В первом случае сказка оставалась в неприкосновенности, изменялись лишь частности, во втором — сказка преображалась, становилась новым явлением, похожим на народную сказку только в своей основе. Так сложилось два вида сказок: сказки народные, обработанные, отредактированные писателями, и сказки литературные, созданные по мотивам фольклора. Рассмотрим, что же за особенности у литературной сказки, созданной писателями...
Новую страницу в создании литературных сказок открыл A.C. Пушкин. Он наполнил народные сказки новыми идеями, новыми мыслями, серьёзными и важными. Так, в «Сказке о рыбаке и рыбке» главное не только то, что наказывается старуха за жадность, а то, что жить на посылках — всё равно что лишиться жизни. Свобода — самое дорогое, её нельзя отдать ни за какие блага. Поэт, певец свободы эту сокровенную мысль высказывает в сказке. Так Пушкин сохраняет смысл народных сказок — осуждение жадности, но мысль его гораздо шире — свобода дороже всего.
Никто лучше Л.Н. Толстого не понимал мысли, чувства крестьянина. Это позволило писателю не придерживаться существующего варианта народной сказки, но менять его, создавать новый, свой вариант. Его сказки так совпадают по духу с народными, что редко кто замечает, что написаны они правильным литературным языком, без примеси каких-либо местных слов и выражений. Писатель целиком усвоил народную манеру рассказа, даже наивное детское простодушие, они не содержат ничего лишнего и фальшивого.
Существует ещё много литературных, авторских сказок. Познакомьтесь с замечательными сказками А.Н. Толстого, А.П. Платонова, М.Ю. Лермонтова, П.П. Ершова,
В.Ф. Одоевского, С.Т. Аксакова, В.М. Гаршина, М. Горького, К.И. Чуковского, В.В. Бианки, С.Я. Маршака, Е.А. Пермяка...
По В. Аникину
Вопросы и задания
1. Сказки каких авторов, в том числе и из списка учёного
В. Аникина, вы читали?
2. Какие особенности литературной сказки, в отличие от фольклорной, отмечает В. Аникин?
РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (Отрывок)
У лукоморья дуб зелёный; '
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
Иллюстрация к поэме «Руслан и Людмила».
Художник К.В. Изенберг. 1890 г.
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...
1817-1822
Это стихотворное введение в поэму «Руслан и Людмила» написано по мотивам русских народных сказок, слышанных поэтом от няни в Михайловском.
Вопросы и задания
1. Найдите в тексте отрывка слова, говорящие о том, что именно русские сказки вдохновили автора на создание поэмы «Руслан и Людмила».
2. Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке?
3. Найдите во введении в поэму сочетания слов, которые часто встречаются в произведениях устного народного творчества.
4. Определите значение слов дол, дядька, тужит.
5. A.C. Пушкин использует в поэме старославянские по происхождению слова, например: златая, брег, чреда, злато, которые соответствуют русским словам золотая, берег, череда, золото. Объясните значение родственных слов. Найдите в них общий корень. Укажите чередование гласных и согласных звуков:
а) злато, позолота, позлащённый, золотить, золотой;
б) брег, побережье, берег, прибрежный.
6. Используя словарь синонимов, продолжите синонимические ряды:
а) ...кот учёный всё ходит..:, идёт направо; леший бродит ; ступа с Бабою Ягой идёт, бредёт сама собой;
б) ...песнь заводит', сказку говорит-, сказку эту поведаю теперь я свету.
7. Выпишите из текста эпитеты и определите, с какой целью использовал их автор. Обратите внимание на тот факт, что поэт выбирает, как правило, один самый яркий эпитет, что подчёркивает близость его поэмы произведениям устного народного творчества.
8. Какие сказочные персонажи изображены на иллюстрации К.В. Изенберга? Назовите сказки, где действуют эти герои.
РИФМА
В стихотворении или в песне очень часто близки по звучанию окончания последних слов в строках, расположенных следом или через строчку.
В переводе с греческого слово «рифмос» означает «стройность», «соразмерность».
Рифма- созвучные окончания стихотворных строк.
Вопросы и задания
1. Найдите рифмы во вступлении к «Руслану и Людмиле» A.C. Пушкина.
2. Внимательно прочитайте отрывок из знакомого вам стихотворения «Зимний вечер». Найдите рифмующиеся строки.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит...
Для вас , любознательные
Вместе с родителями Александр часто бывал у живших по соседству друзей, таких же страстных книголюбов, какими были его отец и дядя. Один из них, Д.П. Бутурлин, был просвещённейшим деятелем своего времени, его библиотека состояла из двадцати пяти тысяч томов и вызывала восхищение даже иностранцев.
Очень известен был и другой книголюб той поры,
А.И. Мусин-Пушкин. В его библиотеке хранилась найденная в Спасо-Ярославском монастыре старинная рукопись «Слова о полку Игореве». Оба книголюба охотно разрешали желающим пользоваться их библиотеками.
Бывая с родителями у Бутурлиных, Пушкин забирался в их огромную библиотеку. Часто встречал там И. Дмитриева, В. Жуковского и других писателей.
Гувернёр детей Бутурлиных, доктор словесных наук, француз-эмигрант Жиле, как-то предсказал:
— Чудное дитя! Как он рано всё начал понимать! Дай Бог, чтобы этот ребёнок жил и жил: вы увидите, что из него будет...
Перед отъездом в лицей сестра подарила Пушкину два тома избранных басен Лафонтена. Книги были изданы на французском языке, в кожаных переплётах. Он забыл этот подарок. На книге кто-то написал: «Лафонтена не нужно хвалить, его нужно перечитывать и снова перечитывать...» В один из приездов Оля привезла брату забытый им подарок... Книги были его друзьями, помощниками всю жизнь.
По книге А. Гессена «Жизнь поэта»
Литературная игра
1. Выберите для начала одну пару рифм. Добавляйте к ним другие рифмующиеся слова. Выигрывает тот, кто последним назовёт рифмующееся слово.
2. Придумайте рифмы на определённую тему. Например, о природе. Выигрывает тот, кто назовёт больше рифмующихся слов к первому, данному товарищем.
3. Попробуйте восстановить строки по данным рифменным парам:
<...> могуч <...> стала
<...> туч <...> пропала
<...> море <...> (по) ней <...>
просторе. <...> Елисей.
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...
Почтовый тракт. Неизвестный художник. Начало XIX в.
Ни огня, ни чёрной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.
Скучно, грустно... Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
1826