Е) «Доверяющее падение»
Цель: переживание доверия как в отношениях при стрессовой ситуации.
Задачи:
- работа с защитными подходами.
Упражнение выполняется в парах. Один участник встает спиной к партнеру. Его партнер стоит лицом к спине партнера и отходит на небольшое расстояние от него. Когда готов первый участник, он падает назад, а другой его ловит.
После упражнения участники обмениваются чувствами в группе.
Ж) Работа с самооценкой.
Цель: нахождение критериев оценки себя.
Задачи:
n другие в моих глазах;
n я в других глазах;
n понимание другого;
n риск самораскрытия.
Проблемы:
-Что для меня важно в знакомом человеке? А в незнакомом?
-Неадекватная самооценка.
-Жизнь «в любой самооценке» (ценна сама по себе).
-Неспособность быть самим собой среди других. Почему?
-Наркоман принимает наркотики, чтобы удовлетворить ожидания других о себе. Таким образом, он становится наркоманом для кого-то. Так для кого?
Основные понятия:
Самооценка.
Дистанция.
Риск.
Упражнения:
1. «Транспортное средство».
2. « Что общего и что различного?»
3. «Я и мое».
4. « Работа с образами границ».
5. «Чем я отличаюсь от других?»
6. «Черное и белое».
7. «Задачи с секундомером».
з) «Транспортное средство»
Цель: содействие в самораскрытии.
Инструкция: «Выберите себе транспортное средство. Лучше, если оно будет фантастическое, несуществующее... Представьте себя им... Какими возможностями вы обладаете?.. В какой среде вы обитаете?.. Кто вами управляет?..» Результатом упражнения должно стать осознание участником собственных возможностей.
и) «Что общего и что различного?»
Цель: нахождение сходства и различия между участниками.
Задачи:
n выявление критериев определения сходства- различия с другими;
n Развитие способности к свободному проявлению себя как похожего и себя как отличного;
n Выделение общего и различного как способ построения отношений.
Ход упражнения: участникам предлагается написать 5 (10) сходств и 5 (10) различий с другими участниками, например в парах. Упражнение можно усложнять, выполняя его в подгруппах с большим количеством человек. Тогда сравнение проводится в нескольких вариантах? 1-2-3; (1+2)-3; (1+3)-2; и т.д. Работа ведется с отношениями, возникающими в результате выделения общего - различного. Акцент можно сделать на работе с трудностями, возникающими в процессе сравнения. Возможны выходы на работу с риском самораскрытия.
n Почему трудно делиться «своим»?
n Что пугает в этом?
n Чем ты рискуешь, когда открываешь другим то, что им про тебя неизвестно?
n Чем ты рискуешь, когда ты себе открываешь то, что про себя не хочешь знать или не знал никогда?
Упражнения, которые способствуют решению различных психологических задач группы.
«Муха».
Цель: работа с эмоциональным фоном группы.
Задачи:
n диагностика познавательной сферы участников;
n эмоциональный «разогрев»
n построение отношений.
Ход игры: вычеркивается на доске или ватмане игровое поле 3х3 клетки. Инструкция: «Представьте себе, что в центре этого поля сидит муха, которая может двигаться по команде из поля в поле в следующих направлениях: вверх, вниз, налево, направо и никак больше. Сейчас по очереди вы даете команды, по которым муха будет переходить из клетки в клетку. Главное, чтобы муха не выходила за пределы поля.
Пройдя тренировочный круг, ведущий переводит игру на новый, невидимый (виртуальный) уровень. Все участники, представляя поле в своем воображении, продолжают игру. Будьте внимательны, так как в любой момент ведущий может спросить любого участника, где находится муха».
Игра проводится в течение 5-7 минут, чтобы она помогла достигнуть рабочего эмоционального фона, но не стала для участников неинтересной. Впоследствии можно усложнять игру, увеличивая поле или вводя условия объемного поля- куба. Кроме того, можно вводить несколько мух, каждая из которых будет «собственностью» какого-либо одного участника. Однако важно будет следить за тем, где какая муха находится и с чьей мухой она встречается. В случае встречи мух возможно какое-либо задание (например, задать друг другу какой-либо вопрос на существующую тему). В этом случае возможен выход на построение реальных отношений между участниками. Условием такой игры должно стать ограничение количества мух в одном поле.
В процессе упражнения ведущему следует отследить контактных-дистантных участников, их отношения и проявления. Возможно делегирование роли ведущего одному из участников. Это поможет ведущему скорее стать частью группы.
«Хлопки по кругу»
Цель: эмоциональная стабилизация группы, подготовка к дальнейшей работе.
Задачи:
n построение отношений;
n погружение в работу.
Ход игры: ведущий дает следующую инструкцию: «Сейчас мы будем хлопать в ладоши 1 раз, двигаясь по часовой стрелке. Как только я внезапно хлопаю в ладоши 2 раза, то движение после хлопка начинается в противоположную сторону».
По ходу игры многие участники будут допускать ошибки, на которые следует обращать внимание, например, с помощью следующих вопросов:
Почему ты ошибся?
Почему пропустил?
Кто тебе помешал?
Они могут служить хорошим средством для ускорения процессов групповой динамики.