Магия как подход художественного творчества
Мы уже говорили, что существует манипулятивный подход художественного творчества, как процесс создания иллюзий и манипуляций, В этом случае художественное творчество рассматривают как процесс, без которого человек не может существовать - это возвышающие нас самообман и иллюзии. Человек любит жить в иллюзиях, любит заблуждаться, любит уходить от реальности.
Впервые рисунки на скалах появились не потому, что человек захотел нарисовать и обрадовать своим творчеством других. Они возникли как необходимость в силу того, что язык еще не был развит. Люди как-то выражались и отражали окружающий мир. И поэтому, говорить о том, что художественное творчество было в те далёкие времена не приходится. Была магия. Наши древние предки совершали магические обряды. Была магия. Сознание и знания человека в то время еще не были развиты. Поэтому наши предки совершали такие действия, благодаря которым они хотели повлиять на окружающий мир. Люди были уверены, что совершая магические действия, можно влиять на погоду, на природу, на врага, на животного, и т.д. И в этих действиях был глубокий смысл. Главной целью магии было создание определенных эмоций. Главной целью обряда подготовки к охоте, являлась мобилизация всех эмоциональных переживаний на охоту или на войну. Эти обряды (танцы и др.) к искусству отнести трудно. Таким образом, магия - это самая древняя форма манипуляции сознанием, которая дошла до нас. Магия - это определенные действия, благодаря которым происходит воздействие на поведение, мышление и переживаение. Это такое действие, при котором часто отсутствует явный или физический контакт с тем объектом, на который направлена эта магия. Например, магия направлена на врага, то рисуется враг и выполняются различные действия в отношении рисунка. Где же там искусство? Искусство появилось тогда, когда этот процесс, действие или это выражение заканчивались катарсисом, инсайтом, озарением, просветлением, каким-то итогом, от которого становилось легче человеку. По видимому, с того момента, когда человечество научилось выражать нечто и от этого человеку становилось легче в душевном плане, с этого момента, магия становится художественным творчеством. В частности, с этого момента танец превращается в нечто иное, от которого происходят внутренние духовные процессы и переживания.
И все-таки мы углубимся, и попробуем глубже понять истоки магии. На начальном этапе у человека имеет место потребность в магии. У нас у всех есть магия внутри. Она начинается с детства. Наше сознание всегда рисует мир примитивно и проще, а в действительности мир намного сложнее. И тогда, когда в детстве наша мама дула нам на пальчик и делала какие-то пассы, нам становилось легче, и не оттого, что на пальчик дуют, а оттого, что на нас обратили внимание. Когда вы идете по коридору и задеваете угол и вам становится больно, то вы даёте сдачу и пинаете по этой стене. С этого начинается магия. Вы, сами того не замечая, выдумываете себе, что этот угол живой и вам нанес боль, и ваше сознание “пинает” по нему. Таким образом, наше сознание настолько близоруко и рисует для нас такие примитивные линии, что мы верим в них и совершаем магические действия. Некоторые из вас верят в различные ритуалы, в различного рода приметы.
Пример. Гагарин, перед тем, как лететь в космос, “сходил” на колесо автобуса. И все космонавты “ходят” теперь на колесо. Это стало магическим действом перед полётом в комос.
Таким образом, в основе магии лежит некая внутренняя способность человека строить себе иллюзии. Это феномен самоманипулирования.
Для того, чтобы манипулировать, вызывать определенную реакцию, определенное состояние, необходимы мишени, на которые надо воздействовать. Отсюда часто возникает: а является ли искусством нечто, где есть манипуляции? Ведь считается, что истинное искусство непредсказуемо, там нет технологии.
Мы уже говорили, что существуют такие виды искусства, где мало что зависит от художника. Например, кино – это многокомпонентное и синтетическое искусство, вбирающее в себя многие профессии, и поэтому там есть технологии.
Искусство, пожалуй там где имеет место синтез всех процессов художественного творчества, причёт такой где есть место и манипуляции, и магии – все это соединяется, все это играет. Это и есть живое искусство. Я, например, знаю такие виды искусства, таких творцов, которые не учитывая этого, углубляются в реальное отражение мира, не применяя элементов манипулирования, и зритель особенного восторга не испытывает от произведений такого творца. У зрителя свои законы восприятия. Зритель скажет, а нам “чихать”, что вы тут выразили от души. Вы должны владеть технологией. Вы должны быть манипулятором своих будущих читателей, слушателей. Мало того, что вы выражаете себя искренно, вы должны найти место технологии и манипуляции, чтобы донести эту свою искренность.
Кто-то из художников может сказать, дескать, не буду я под подстраиваться под зрителя, пусть они под меня подстраиваются. Великих творцов не могут достойно оценивать современники, потому что они еще «не доросли» до них. Поэтому, по видимому, для того, чтобы появился гениальный творец, необходим еще и гениальный потребитель его творчества. Гений гения только может понять. Но такое бывает редко. В большинстве случаев великие гении универсальны и понятны всем и маленькому и взрослому, образованному и необразованному.
Таким образом, манипуляция художественного творчества - это, по сути, магия, в которой есть четкие задачи, и художник их решает.
Для того, чтобы манипулировать, художнику необходимо знать психические структуры на которые необходимо воздействовать Фрейд показал, что в большинстве своем все эти структуры воспитываются и создаются обществом. Это смысловая сфера, целевая, самооценка, мировоззрение, убеждение, интересы, склонности, установки и т. д. Всего этого в человеке от рождения нет. Всё это воспитывается и прививается. Потом благодаря воздействию на эти структуры начинаются негативные (политика и др.) и позитивные манипуляции (искусство и др.) Так устроено наше общество. По Фрейду практически не существует мишеней манипулятивного воздействия, которые сами по себе существуют. А вот по Юнгу они есть: мы рождаемся и приходим в этот мир с определенными подсознательными и универсальными структурами - архетипами. Это коллективные подсознательные структуры. То есть, у нас есть подсознание не только индивидуальное, но и коллективное. Это подсознание одинаковое для всех.
В целом же, многие искусства основаны на таких мишенях воздействия, которые прививаются порой искусственно. Любой сценарий, любое литературное произведение манипулирует сознанием. Где есть произведение, там есть этап завязки, интриги, кульминации и развязки. А интрига на чем основана часто? На том, что зритель сразу же бывает ориентирован на то, что будет в конце произведения. Так например, в драматургии вначале обычно завязывается конфликт. Для того, чтобы была живая драматургия, чтобы зритель не скучал, необходимо в сценарии столкновение двух аффектов: добра и зла, и. т.д., чтобы в конце произошло разрешение этого конфликта. Это и есть искусственно прививаемые мишени воздействия. Искусственными они названы потому, что рождаются непосредственно в произведении. (В музыке практически не существуют искусственно прививаемых мишеней). Благодаря искусственному созданию мишеней манипулятивного воздействия художник как бы заставляет нас переживать. Но есть кинофильмы, где нет главного конфликта, но есть микроконфликты.
Пример. Фильм Данелии «Мимино». Фильм состоит из различных маленьких этюдов бродячего грузина. В нём, с одной стороны как бы нет единого стержня, но в то же время он есть – сам главный герой. Каждый этюд этого фильма Данелии - отдельное произведение. Отдельный кинофрагмент сам по себе живой и самодостаточный. Это стиль Данелии.
Поэтому есть искусство как дыхание, как нечто, что интересно без главного конфликта. Там просто разворачивается жизнь со своими микроконфликтами и преодолениями.
В музыкальном художественном творчестве всё несколько иначе. В мелодии, которую мы слушаем есть конфликт? Выготский показал, что есть. Так ли это? Может быть в музыка существует просто как дыхание, как некое излучение? И мы наслаждаемся не от того, что ощущаем конфликт двух эмоций и задержку его разрешения (как по Выготскому)? Дескать, когда же этот конфликт разрешится, будем предвкушать это! Нам просто хорошо от мелодии. И в этом смысле это и есть истинное искусство. Но является ли тогда истинным искусством такое произведение, которое основано на противоборстве двух чувств? Да, является. У Достоевского на противоречиях созданы все его произведения. Это искусство. Таким образом, наличие противоречие является необходимым (но не достаточным) условием рождения искусства. Кто-то может сказать: «О, это примитивно. Сталкивать два аффекта, вызывать переживания. Разве это искусство? Паразитировать на наших аффектах». И они по своему будут правы. (Есть такие примитивные кинобоевики). Это не искусство. Но есть фильмы, где есть примитивный конфликт, но они являются искусством. Таким образом, искусство там, где имеет место органичное соединение и конфликта и дыхания жизни (архетипов и др. ) Художник может написать реально от души, но зритель скажет ему, что всё ваше произведение не подействовало на меня.
Таким образом, мы должны разделять грань между прививаемыми мишенями воздействия и теми, которые у нас уже есть от природы, как задатки, как архетипы. Художники, которые учитывают это имеют больший успех.
ЛЕКЦИЯ 14