Повелитель Центральной Европы
Империя обладает способностью получать особые ПО, сохраняя политический контроль над тремя ключевыми областями в Центральной Европе. Во время Фазы победы проверьте, находятся ли Прага [Prague], Вена [Vienna] и Буда [Buda] под контролем Империи и свободны ли от беспорядков. Если это условие выполнено, возьмите маркер бонуса в ПО «Повелитель Центральной Европы» [Master of Central Europe] и прибавьте 1 ПО к текущему счёту Империи.
Тайное религиозное предпочтение
Императоры Священной Римской империи этого периода (Максимилиан II и Рудольф II) сочувствовали протестантской вере в гораздо высшей степени, чем большинство других правителей-Габсбургов XVI века. Многие считали, что эти правители были тайными протестантами, которые предпочитали реформированную веру католицизму. В «Королеве-девственнице» игроки за Империю в секрете выбирают религиозное предпочтение, которое может позволить им засчитать дополнительные победные очки.
Процедура:во время весеннего развёртывания первого хода сценария (после того, как прошли переговоры) Империя тайно записывает (на бумаге) своё религиозное предпочтение: протестантское [Protestant], католическое [Catholic] или сбалансированное [Balanced]. Этот выбор остаётся тайным до тех пор, пока игрок за Империю не вынужден объявить его, чтобы либо (a) получить достаточно ПО для победы в игре, либо (b) прибавить ПО к своему счёту, чтобы воспрепятствовать победе из-за доминирования другой державы. Объявление подобного рода производится во время Фазы определения победы. Количество полученных особых ПО показано в соответствующей колонке Империи раздела «Особые ПО держав» [Special VP by Power] Дисплея ПО.
Перенос столицы
Когда играется обязательное событие «Рудольф II» [Rudolf II] и Рудольф становится правителем, игрок за Империю должен перенести его столицу из Вены в Прагу. Перенесите маркер столицы Империи [Holy Roman Capital] в область Праги, чтобы показать перенос. Прага будет столицей Империи до конца игры.
Смерть Рудольфа II
Если Рудольф II убит, эффекты следующие:
• у Империи нет карточного бонуса, а админ. рейтинг равен 1.
Протестант
Гугеноты и голландцы
Игровые фишки Протестанта (маркеры контроля, командующие армиями и военные фишки) делятся на гугенотские (светло-серые) компоненты, которые главным образом используются во Франции, и голландские компоненты (оранжевые), которые преимущественно используются в Нидерландах.
Шестиугольные маркеры контроля:хотя рекомендуется, чтобы голландские маркеры контроля использовались, чтобы маркировать области в Нидерландах, а гугенотские маркеры контроля использовались, чтобы маркировать области во Франции, эти маркеры фактически полностью взаимозаменяемы и могут использоваться по желанию, чтобы показывать контроль над не-ключевыми областями где угодно на игровом поле.
Квадратные маркеры контроля:с другой стороны, использование Протестантом квадратных маркеров контроля должно следовать точным правилам:
• Амстердам [Amsterdam], Антверпен [Antwerp] и Брюссель [Brussels]:используйте только голландские квадратные маркеры контроля из верхнего ряда карточки Протестанта, чтобы отмечать контроль над этими тремя областями. Контроль над каждой из этих ключевых областей стоит 3 ПО. Контроль над этими ключевыми областями не помогает Протестанту одержать военную победу.
• Все остальные ключевые области:используйте гугенотские квадратные маркеры контроля из нижнего ряда карточки Протестанта, чтобы отмечать контроль над любой другой ключевой областью помимо трёх, указанных выше. Контроль над каждой из этих ключевых областей стоит 2 ПО. Контроль над 5 ключевыми областями за пределами Нидерландов приносит Протестанту военную победу.
Протестант получает больше карточек в начале хода, если у него есть определённое соотношение ключевых областей внутри и за пределами Нидерландов, отображаемое двумя рядами маркеров контроля на его карточке державы:
• 0 ключевых областей в том и другом ряду:4 карточки
• по крайней мере 1 ключевая область в каждом ряду:5 карточек
• по крайней мере 2 ключевые области в каждом ряду:6 карточек
• по крайней мере 3 ключевые области в каждом ряду:7 карточек
Командующие армиями:гугенотские командиры вступают в игру в контролируемой Протестантом укреплённой родной области во Франции или во время весеннего развёртывания, или во время акции восстания во Франции. Голландские командиры вступают в игру в контролируемой Протестантом укреплённой родной области в Нидерландах или во время весеннего развёртывания, или во время акции восстания в Нидерландах. Размещённые командующие армиями Протестанта могут возглавлять попеременно гугенотские и голландские части (даже смешанную группировку частей с обеих территорий). Во время процедуры возвращения домой сухопутных частей каждый ход Протестант может решить удалить командующих армиями с карты и поместить их на карточку Протестанта. Эти командующие армиями получают право снова войти в игру во время весеннего развёртывания или будущего восстания.
Разделённый набор войск:набор войск Протестанта разделён на гугенотские и голландские части. Эти наборы фишек отличаются: гугенотские сухопутные и морские части должны быть созданы в гугенотских (белых) родных областях; голландские сухопутные и морские части должны быть созданы в голландских (оранжевых) родных областях. Голландские и гугенотские части могут группироваться вместе в составе единого соединения в целях движения и боя и могут зимовать в любой контролируемой Протестантом укреплённой области. Однако существуют различия между двумя типами частей при совершении зимних передвижений к столице (см. ниже).
Столицы
У Протестанта может быть две столицы в игре: одна для гугенотских частей во Франции и одна для голландских частей в Нидерландах. Однако для этих столиц не существует фиксированных местоположений. Вместо этого Протестант может объявить столицу для каждой из этих территорий во время восстания на этой территории (18.5, процедура восстания, шаг 5). Эта область теперь служит в качестве столицы для командующих армиями и частей этой территории во время фаз весеннего развёртывания и зимы и в том случае, если части перемещаются (12.5). Она не может использоваться в качестве столицы для частей с другой территории (т.е. гугенотские части не могут использовать голландскую столицу или наоборот) или для частей второстепенных держав-союзников Протестанта (таких, как части из Шотландии). Столица остаётся в этой области, если область не будет взята другой великой державой. Тогда поместите маркер столицы на Дорожку ходов; она может снова войти в игру во время восстания в предстоящий ход. (исключение: гугенотская столица может также переехать вследствие игры события «Париж стоит мессы» [Paris is Worth a Mass]). Для зимовки, части Гугенота должны рассматривать голландскую столицу как укреплённую область под контролем другой (союзной) державы. Таким образом они не могут зимовать в этой области вообще; если они встретили зиму в такой столице, они должны быть перемещены в ближайшую свою укреплённую область (которой могла бы быть другая голландская область с менее чем 4 частями). Это же правило было бы применено для голландских частей в отношении столицы Гугенота (и частей второстепенной союзной державы по отношению к обоим столицам).