Представителями являются: Брайан Олдис «Невозможная улыбка», Баррингтон Бейли «Подземные путешественники»
Космическая опера, космоопера - один из поджанров приключенческой научной фантастики, который обычно определяется по формальным признакам: действие происходит в космическом пространстве и/или на других планетах (в Солнечной системе или за её пределами) в условном (обычно экзотическом) антураже и, как правило, включает в себя конфликт между оппонентами, применяющими могущественные (иногда полностью вымышленные) технологии; персонажи подчёркнуто героичны, а масштабы их деяний ограничены лишь фантазией авторов.
Фэнтези (в жанре фантастика)– жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, сказочных существ (драконы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. Произведения фэнтези близки к древнему эпосу, часто напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в средневековую эпоху в вымышленном мире, и герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.
Представители: Джон Р. Р. Толкин, Урсула Ле Гуин, Роберт Джордан, Маргарет Уэйс и другие.
Основные поджанры: героическое фэнтези («меч и магия»), эпическое фэнтези, историческое фэнтези, юмористическое фэнтези, научное фэнтези, мифологическое фэнтези.
Фэнтези основано на использовании мифологии. По мифологической основе часто различают: скандинавское фэнтези (Елизавета Дворецкая Корабль во фьорде), кельтское фэнтези (произведения про Святой Грааль), славянское фэнтези, русское фэнтези. Есть отдельные примеры фэнтези, основанных на восточной мифологии, на японской, на африканской («По мыслящим королевствам» Алана Фостера, «На странных берегах» Тима Пауэрса, «Дети Ананси» Нила Геймана), на индейской (Андре Нортон), на мифологии австралийских аборигенов (Патрисия Райтсон), на мифологии Океании (Майкл Скотт Роэн), на эскимосской мифологии (Ларри Нивен Стивен Барнс Проект Барсум) и другие. Также существуют фэнтези, использующие персонажей из разных мифологий («Американские боги» Нила Геймана), авторские мифологии (серия о Средиземье Джона Р. Р. Толкина, Кэтрин Курц Дерини, Урсула ле Гуин Земноморье) и фэнтези с технологической мифологией («Нам здесь жить» Цикл «Бездна голодных глаз», Генри Лайон Олди).
Научное фэнтези – гибридное направление, созданное на стыке научной фантастики и фэнтези, для которого характерно сочетание научно-фантастических элементов со сказочно-мифологической традицией. Произведения данное гибридного направления, играя по правилам научной фантастики, относятся всё же к жанру фэнтези. Из фэнтези заимствуется волшебный мир и магия, а из научной фантастики — строгое псевдонаучное объяснение этих явлений.
Технофэнтези – это специфический жанр фантастики, поджанр фэнтези, описывающий миры, где научные и технологические достижения соседствуют с проявлениями волшебства, или где наука/магия трансформируются друг в друга.
Эпическое фэнтези – в произведениях, написанных в стиле эпического фэнтези, обычно описывается продолжительная борьба героев с врагом, стоящим на стороне зла и обладающим сверхъестественными силами. События таких произведений затрагивают весь описываемый фантастический мир, где происходят масштабные войны, а в задачу героев входит спасение мира или, как минимум, значительной его части. Для поджанра характерны многотомные эпопеи с описаниями битв и походов. Центральной нитью сюжета обычно является «квест» (миссия) главного героя и его друзей, который может продолжаться на протяжении многих томов.
Представители: Джон Толкин.
Темное фэнтези – является поджанром, находящимся на стыке между готикой и фэнтези. Главное отличие от готики в том, что действие происходит в фантастическом мире, напоминающем Средневековье.
Историческое фэнтези – этот поджанр тесно связан с альтернативной историей. Действие обычно происходит в прошлом, на фоне известных исторических мест, событий или эпох, но с добавлением таких элементов фэнтези, как магия или мифологические существа.
Городское фэнтези – поджанр фэнтези, основанное на использовании городской мифологии. Иногда под городским фэнтези понимают любое фэнтези, действие которого происходит в современном антураже.
Героическое фэнтези – стиль «меча и магии» считается самым старым и несколько менее «глубоким», нежели ряд других. По существу это модернизированная форма средневекового рыцарского романа. Героическое фэнтези описывает приключения отдельных героев, физически сильных и опытных воинов, решающих свои задачи при помощи силы и ловкости. Эти герои, как правило, не изображаются носителями добра и благородства - среди них могут быть пираты, воры, наёмники и просто бродяги. В отличие от эпического поджанра, проблемы героя обычно локальны и касаются лично героя и его друзей, либо отдельной местности, поэтому в героическом фэнтези распространена форма повести и короткого рассказа.
Ужасы (хоррор) — жанр, в котором сверхъестественные существа и явления вводятся в «наш» земной мир с целью «напугать» читателя.
Представители: Г. Ф. Лавкрафт, Клайв Баркер, Дин Кунц, Стивен Кинг.
Литература ужасов – жанр литературы, имеющий целью вызвать у читателя чувство страха. Часто, но не всегда в литературе ужасов повествуется о сверхъестественном в прямом смысле слова; имеется ограниченный набор тематизированных персонажей, заимствованных, как правило, из низовой мифологии разных народов: вампиры, зомби, оборотни, призраки, демоны и др.
Эротическая фантастика в том или ином роде содержит в себе эротику.
Имеет несколько подтипов:
1) Обычная фантастика с элементами эротики (например эротичные героини и т. д.),
2) «Фантастическая эротика» — то есть элементы сексуального характера, не существующие в реальности,
3) Эротические миры.
Юмористическая фантастика – разновидность фантастической литературы (включая фэнтези), использующая юмористическую форму.
Представители: Сергей Панарин.
Условная фантастика-жанр фантастики, в котором необычные события или существа могут принадлежать к реальности, но по тем или иным причинам относятся к фантастике.
Представители: Александр Грин, Айзек Азимов.
Фатастический детектив– использование сюжетных элементов детективной литературы (расследование преступления, деятельность сыщика) в произведениях научной фантастики,фэнтези и хоррора. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, в полностью вымышленном мире.
Представители: Глен Кук, Хольм ван Зайчик, Станислав Лем.