Основные подходы в арт-терапии
Основы арт-терапии
Составитель: Чаликова О.С.
Екатеринбург
Введение
Арт-терапия – одно из направлений современной психотерапии искусством, связанное с изобразительной деятельностью клиента. В настоящее время данное направление можно рассматривать как совокупность психологических методов воздействия, которые предполагают использование языка изобразительной экспрессии и психотерапевтических отношений и используются не только с целью лечения, но и психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации, тренинга, психодиагностики, консультирования и развития различных групп населения. Несомненным достоинством арт-терапии является мягкий, экологический подход к человеку, его проблемам или неполной самореализации. Арт-терапия акцентирует свое внимание на присущем каждому человеку потенциале здоровья и силы, не естественном проявлении мыслей и чувств в творчестве, что позволяет рассматривать знакомство с данной областью психологической практики весьма актуальным для студентов психологических специальностей.
Основополагающей идеей арт-терапии является положение о тесной взаимосвязи художественного творчества с развитием человека. Как подчеркивал еще Л.С.Выготский, искусство представляет собой важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе и является способом уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни. Искусство является силой, обеспечивающей человеческому организму баланс и равновесие, помогающей изжить «величайшие страсти, которые не нашли себе исхода в нормальной жизни». (Выготский Л.С., 1988, с. 235). Только через творческое преобразование мира возможно открытие все новых сторон действительности, их переосмысление и преобразование, что ведет к истинной социальной адаптации человека в постоянно меняющемся мире (Р.Мей).
Как отмечает Л.Д.Лебедева, исходные тезисы арт-терапии относительно целительной силы искусства очевидны и понятны, что создает иллюзию простоты, доступности в освоении и применении метода. На самом деле арт-терапия – это самостоятельная область теоретических знаний и практической работы, это сложное, многогранное и глубинное по эмоциональному воздействию явление, в котором будет сделано еще не одно научное открытие. (ЛебедеваЛ.Д., 2008). Особенностью методологии арт-терапии является интеграция теорий и методов целого комплекса наук (психология, физиология, культурология, медицина, педагогика и др.), что объясняется не только «молодостью» данной мультидисциплинарной отрасли, сколько спецификой объекта арт-терапии — психологического здоровья человека как одного из наиболее сложных явлений материального мира (Пурнис Н.Е., 2008, 1).
К достоинствам арт-терапии относят ряд ее особенностей. В первую очередь, для участия в ней не требуется особых способностей. Продукты изобразительного творчества – объективные свидетельства настроений и состояний человека, что позволяет отследить их динамику. Кроме того, арт-терапия – уникальное средство, преимущественно невербального общения, что повышает коммуникативную компетентность участников. Символическая речь позволяет более точно отобразить чувства и переживания и является средством сближения людей.
Знакомство с основами арт-терапии целесообразно осуществлять в режиме творческой мастерской, практически подтверждая тезисы, изложенные в данном руководстве. На наш взгляд, арт-терапия – это интересное и экологичное самоисследование, которое важно начинать под руководство специалиста. Впоследствии для многих участников мастерских арт-подход становится частью жизни и прикладным инструментом решения личных задач.
Раздел I .Арт-терапия как метод практической психологии.
Тема 1. Общие положения арт-терапии.
Арт-терапия – междисциплинарный подход, соединяющий в себе различные области знания (психологию, медицину, педагогику, культурологию и др.). Дословно – «арт» - визуальное искусство. То есть, арт-терапия - «Лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством».
Дать полное определение арт-терапии сложно, поскольку оно будет напрямую зависеть от принятой в той или иной стране модели арт-терапии, а также теоретической подготовки и практического опыта специалиста. По мнению А.И. Копытина, различие позиций представителей различных школ арт-терапии – вполне закономерное и естественное явление и может рассматриваться в качестве одной из предпосылок ее развития.
Изначально в арт-терапии можно выделить существование двух подходов.
1. Студийный подход, автором которого является британский художник Адриан Хилл, открывший сеть художественных мастерских при больницах при поддержке Красного Креста. Именно он ввел термин «арт-терапия», открыл исцеляющие возможности изобразительной деятельности и связал их с возможностью отвлечения пациента от болезненных переживаний. В данном контексте арт-терапия рассматривается скорее как частный случай трудовой терапии, при которой основным содержанием работы выступают различные виды художественных ремесел.
2. Арт-психотерапевтический подход был предложен американским психоаналитиком Маргарет Наумбург, которая активно использовала рисуночные техники в качестве инструмента исследования бессознательного. Согласно данной концепции, каждый человек способен к проецированию своих внутренних конфликтов и переживаний в визуальные формы. Выражая содержание собственного внутреннего мира через рисунок, клиент постепенно двигается к его осознанию. Особую роль в данном процессе играют психотерапевтические отношения.
Современные атр-терапевтические школы занимают, скорее, промежуточное положение между двумя указанными позициями. Анализ истории возникновения арт-терапии, проведенный Л.Д.Лебедевой (Л.Д.Лебедева, 2008), позволяет отметить следующее. Первоначально термином «арт-терапия» обозначались различные методы использования всех видов искусства и творческой деятельности с терапевтическими целями: терапия отвлекающими впечатлениями, трудовая терапия (овладение художественными ремеслами лицами, подлежащими реабилитации). Так появилось социальное направление арт-терапии, которое развивалось профессионалами в области прикладного искусства, не имевшими медицинской и психологической подготовки.
Подход М.Наумбург преобразовался в медицинское направление арт-терапии, которое построено на тесном психотерапевтическом контакте, который опосредован продуктами визуального (в первую очередь, изобразительного) творчества клиента. В настоящее время арт-терапия используется в качестве сопутствующего метода лечения довольно широкого спектра соматических и психических заболеваний (Арт-терапия – новые горизонты, 2006), а также как метод реабилитации после перенесенных травм, операций и пр.(К.Малкиоди, 2004).
В настоящее время активно развивается педагогическое направление арт-терапии (не арт-педагогика), основным фокусом внимания которой является формирование здоровой личности, ее воспитания и социализации (Л.Д.Лебедева, 2008).
Арт-терапия в сопровождении профессиональной деятельности – также одно из достаточно молодых и перспективных направлений арт-терапевтической работы в неклинической практике. Основной задачей в данном случае выступает содействие более полной самореализации личности профессионала (Н.Е.Пурнис, 2008).
В России, несмотря на богатые традиции использования изобразительного творчества в терапевтических, развивающих и гармонизирующих целях, однозначный русскоязычный термин, отражающий это явление, не сформировался. По мнению Л.Д.Лебедевой, пока наблюдается «калькирование внутренней формы и заимствование внешней формы термина» (Л.Д.Лебедева, 2008).
Копытин А.И. определяет арт-терапию как совокупность здоровьесберегающих методов, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений (А.И.Копытин, 2001, 2002). По Н.Е.Пурнис, арт-терапия – метод художественной терапии, основанный на слиянии творчества и психотерапевтической (или консультационной) практики, направленный на коррекцию эмоциональной, мотивационной, коммуникативной, регулятивной сфер и способствующий развитию личности (Н.Е.Пурнис, 2008 с.20). По мнению Л.Д. Лебедевой, определение арт-терапии должно включать различные аспекты понимания данного феномена: арт-терапия, с одной стороны, представляет собой динамическую систему взаимодействия между клиентом, продуктом его творческой деятельности и терапевтом; с другой стороны, это – терапевтическая процедура на основе изобразительного творчества клиента; и наконец – это здравоохранительная инновационная технология.
Современная арт-терапия более всего близка первобытному, доисторическому искусству, где приоритетны спонтанное самовыражение, искренность, сам процесс творчества и игнорируется эстетическая сторона произведения. Изобразительная продукция выступает, прежде всего, в качестве инструмента внутриличностной и межличностной коммуникации.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению К.Г.Юнга, искусство, особенно легенды и мифы, и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным Я.
Психотерапевтические цели арт-терапии
1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение.
2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от «цензуры» сознания.
3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.
4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
Рассмотрим роль арт-терапии в иерархии направлений терапии на основе искусства и творческой деятельности (Л.Д.Лебедева, 2008).
Арт-терапия относится к такой более широкой области психотерапии (таксономическая единица – тип) как терапия искусством. Терапия искусством связывает все научные и прикладные направления, имеющие общее основание: использование в «лечебных» целях различных форм художественной деятельности субъекта, продуктов его творчества и шедевров мирового искусства.
Терапия творчеством (креативная терапия) – более узкая категория (таксономическая единица – класс). Объединяет группу направлений, основанных на различных видах творческой деятельности участников.
Экспрессивная терапия может быть рассмотрена в качестве еще одной промежуточной таксономической категории (подкласс), выступающей в качестве системообразующей по отношению к арт-терапии. Экспрессивная терапия – комплекс разнообразных форм творческого самовыражения с применением движения, рисования, живописи, скульптуры, музыки, письма, вокализации и импровизации - в условиях, обеспечивающих поддержку и принятие человека и продуктов его творчества. Целью экспрессивной терапии является самоисследование посредством любой художественной формы.
Экспрессивная терапия включает в себя ряд самостоятельных направлений (семейств), каждое из которых использует отдельный вид искусства в качестве центрального лечебного фактора: терапия творческим самовыражением; музыкальная терапия; игровая терапия; драматерапия; сказкотерапия; библиотерапия; танцевальная терапия; телесно-двигательная терапия; арт-терапия.
Виды арт-терапии: Изотерапия (рисуночная) – наиболее распространенный, классический, вариант арт-терапии, предполагающий создание визуальных образов в технике рисунка. Необходимо отметить, что рисунки в арт-терапевтическом ключе рассматриваются шире по сравнению с проективным подходом.
Визуальная терапия – терапия, основанная на различных формах визуализации, не только с помощью рисунков. Визуальные образы могут создаваться с помощью скульптуры, инсталляции, фотографии, коллажа. С появлением и освоением новых форм визуального искусства арсенал арт-терапевта постоянно пополняется различными технологиями работы: от перформанса до мультимедийных визуальных технологий.
Медитативное рисование – вариант изотерапии, при котором рисование осуществляется в измененном состоянии сознания (медитации), в которое клиент погружается с помощью релаксационных и дыхательных упражнений (А.Будза, 2002). Несмотря на то, что некоторые техники представляют собой современные аналоги ритуальных приемов, используемых различными традициями Востока и Запада (например шаманизма, буддизма, христианства, суфизма и т. д.), их применение не направлено на изменение мировоззрения клиента в соответствии с той или иной доктриной, с которой первоначально была связана та или иная медитативная техника.
Как подчеркивает А.И. Копытин, иногда, с учетом запроса клиента, привлечение религиозных или метафизических представлений, ассоциирующихся с такими техниками, бывает оправданным, поскольку предоставляет ему дополнительные возможности для осмысления своего опыта. Однако арт-терапевт не должен навязывать клиенту того или иного мировоззрения и должен уважать его выбор, верования и культурный опыт (А.И.Копытин., Б. Корт, 2007).
Мультимедийная (интегративная) арт-терапия – дополнительно использует приемы и техники, принадлежащие другим направлениям экспрессивной терапии. Наибольшую эффективность демонстрируют интегративное сочетание комплекса телесных экспрессивных терапий (Арт-терапия в эпоху постмодерна, 2002), драматерапии, нарративной терапии (А.И.Копытин, Б.Корт, 2007).
Сочетание различных форм терапии творчеством позволяет в наибольшей степени мобилизовать творческий потенциал клиента или группы, найти такие способы самовыражения, которые приемлемы каждому, а также задействовать дополнительные факторы психотерапевтических изменений. Включение многообразия форм творческой работы и материалов в арт-терапевтическую практику обогащает ее возможности: с одной стороны, способствует достижению конгруэнтности вербальной и невербальной экспрессии, с другой стороны, развивает способность к восприятию многомерности опыта и его «проживанию» (П.Уайтекер).
Формы арт-терапии.
Индивидуальная. В качестве самостоятельного лечебно-коррекционного метода арт-терапия прежде всего подходит клиентам с негрубой психической паталогией в форме неврозов или личностных расстройств. Более серьезные нарушения могут являться препятствием для формирования психотерапевтических отношений, что не исключает использование арт-терапии в качестве одного из элементов комплексной лечебной или реабилитационной программы.
Особую ценность индивидуальная арт-терапия приобретает в работе с клиентами, имеющими проблемы в вербализации своих чувств и мыслей как в силу наличия речевых или коммуникативных нарушений, так и в силу сложности переживаний и наличия внутренних барьеров для их выражения. Необходимо отметить, что наличие у клиента художественных способностей и навыков изобразительной работы особого значения не имеет
Групповая арт-терапия наиболее часто используемая форма арт-терапии. Выделяют следующие разновидности групп: студийная открытая группа (подход А.Хилла, нет определенного состава); аналитическая закрытая группа (глубокая проработка индивидуальных проблем каждого); тематически ориентированная группа (например, методическая).
Основные подходы в арт-терапии
На сегодняшний день в арт-терапии можно выделить множество подходов — психодинамический, трансперсональный, феноменологический, гуманистический, и активно развивающиеся инновационные направления.
Психодинамический подход опирается на идеи З. Фрейда и К. Юнга считавших, что продукт художественной деятельности является выражением неосознаваемых психических процессов. З. Фрейд рассматривал изобразительное творчество скорее как область проявления психологических проблем автора. Для К.-Г. Юнга изобразительное творчество — чрезвычайно важный инструмент для реализации самоисцеляющих возможностей психики. Символический язык изобразительного искусства является наиболее адекватным для выражения содержания личного и коллективного бессознательного, гораздо более точный и емкий, чем слова. Представителями психодинамического направления в арт-терапии считаются М. Наумбург, Э. Крамер и их последователи.
Трансперсональный подход (С. Грофф, Д. Кэмпбелл, Ш. МакНифф, К.-Г. Юнг и др.) оказал влияние на расширение диапазона особых или измененных состояний сознания, связанных с мистическим, религиозным, перинатальным или иными специфическими переживаниями, с последующим созданием художественных образов, отражающих эти переживания. В тех случаях, где необходимо пробудить спонтанность применяются техники активного воображения или интенсивной, направленной визуализации в сочетании с музыкой, глубокой релаксацией и с последующей изобразительной деятельностью, используются некоторые варианты песочной терапии. Основное положение этой школы выражается в следующем понятии: в каждом человеке существует некое духовное начало («духовное Я»), как ресурс развития, восстановления психической целостности.
Гуманистическая психология способствовала превращению арт-терапии в психопрофилактический инструмент, в средство развития человеческого потенциала, изменения качества сознания. С влиянием этого подхода связывают распространение представлений о креативности как внутрипсихическом ресурсе личности (А. Г. Маслоу, К.-Г. Юнг, А. Эренцвейг). Гуманистический подход в арт-терапии предлагает различные формы работы, приближающие человека к его идеалу актуализации, которым является «полноценно функционирующий, целостный творческий человек» [48].
Cущность феноменологического подхода в арт-терапии заключается в том, что создатель художественной работы вовлечен в центр творческого процесса и становится главным наблюдателем собственной изобразительной продукции. Рассматривая порожденные им феномены, клиент познает себя, испытывает чувства и самостоятельно порождает субъективные смыслы, связывая их со своим внутренним опытом, и эти смыслы не навязываются арт-терапевтом. В парадигме данного подхода максимально поощряется спонтанная активность человека и свобода самовыражения.
К инновационным направлениям современной арт-терапии А.И.Копытин относит:
1.Мультикультуральное направление. Уделяет особое внимание к социальному и культурному опыту клиента, в том числе его этнической, расовой, классовой и профессиональной принадлежности (Л. Турнер-Шиклер, Н. Хеуш, Ф. Элдридж, Д. Юрт).
2.Феминистский подход или гендерно-ориентированное направление. Акцент делается на особенностях влияния культурных норм на гендерные роли (в первую очередь, женские), а также на отношения между полами и сексуальное поведение человека (В. Мартин, М. Фабр-Лавин, С. Хоган и др.).
3.Интергативное направление. Предполагает активное использование в арт-терапевтическом процессе различные формы творческого самовыражения: музыку, драматизацию, танец, а также мультимодальные формы арт-терапевтической практики, предполагающие одновременное или последовательное применение визуальной, сенсомоторной, драматически-ролевой и музыкальной экспрессии (П. Уайтекер, Г. Хульбут и др.).
4.Экологическое направление. Связано с использованием экоэстетических представлений с целью создания целостной среды для клиента, объединяющей природу, культуру и технику.
5.Социально-конструкционистское или нарративное направление. Предполагает использование различных моделей анализа поведения и интерпретации изобразительной продукции с учетом системы отношений клиента (М. Барби, Э. Келиш, И. Рили). Как отмечает И. Рили, при использовании социально-конструкционистского подхода арт-терапевт представляет различные материалы и средства для художественной работы, а клиент самостоятельно определяет значение художественного продукта. В последующем, при обсуждении художественного образа, они оба занимают исследовательскую позицию.