Повседневные трудовые практики. Технологии
В средние века слово labor — «труд, работа» — означало именно физический труд, и поэтому к третьему сословию, сословию трудящихся, прежде всего отнесли земледельцев-крестьян. Земля в средние века была основой всего. От урожая или неурожая зависела жизнь в течение года всего населения страны. Крестьяне — главный персонаж средневековой истории. Его труд в средние века отличался нераздельностью теории и практики. Накопленные за столетия и переданные следующим поколениям знания крестьянин корректировал, применяя их к своему климату и природным условиям, и он же воплощал их на практике. Нужно обладать чуткостью врача и зоркостью художника, чтобы без термометра, барометра и т.п. знать, чувствовать время сева и время жатвы, понимать, что лучше сеять в этом году, а что не сеять. Средневековый крестьянин — это
человек-универсал: он строит, пашет, ловит рыбу, варит соль, выращивает миндаль, шьет одежду и обувь и многое другое.
В эпоху средневековья научились менять на полях культуру, чтобы повышать урожайность, придумали хомут, который позволил пахать на лошади, а не на быках, сделали плуг, который стал глубже вспахивать землю, и т. д. В XI—-XII вв. земледельцы начали осваивать новые земли, расчищая и распахивая пустоши и леса. Постепенно крестьянин научился выращивать новые культуры: картошку, рис, помидоры, абрикосы, тутовник, апельсины и др. Он осушал болота и проводил воду в засушливые места, строил запруды и мельницы. Знание природы и тонкая наблюдательность сочетались в нем с практической сметкой и умением.
Долгое время такой же характер носил и труд ремесленника. Сапожник сам резал дерево для каблука и вытягивал кожи для голенища и сам придумывал фасон башмачков для соседки-швеи и сапог для мясника. Лишь в позднее средневековье началась специализация и разделение труда внутри мастерской, и это было начало нового подхода к труду и тому, что производится.
Вправославии не существует определенного кодекса законов или свода предписаний о труде. Этика труда в нем содержит общие принципы и ориентиры, призванные по-христиански осмыслить и облагородить человеческий труд, обратить его на служение высшим целям. Православный христианин не ставит перед собой задачу рационализации мирского поведения, он сосредоточен на внутренней, духовной жизни. Религиозным вдохновением пронизывается весь его быт от рождения до самой смерти. Любая мирская деятельность рассматривается по ее духовному и моральному содержанию. Практическая полезность хозяйственных усилий не имеет значения, если они осуществляются без ориентиров на внутренний духовный труд, не руководствуются любовью к Богу и ближнему. В православии труд носит по своей сути священный характер, это состояние усилия, деятельности, разумной организации, которое лежит в основе бытия, что создано, спасено и преображено благодаря труду. Труд в такой перспективе приобретает ценностное, священное значение, наделяется самостоятельным бытийным и спасительным смыслом.
Для образа жизни людей в средневековой Европе иным было восприятие индивидом себя и своей деятельности, которая организовывалась в соответствии с тогдашними представлениями о ценности времени (идея о том, что время нельзя терять, что следует максимально наполнить свою жизнь полезной деятельностью, то есть трудом или учебой, появилась в европейской культуре в эпоху Возрождения.) Для средневековья же характерно большее безразличие к времени, возрасту и тем достижениям, которые должен совершить человек в определенный период своей жизни. К тому же огромное влияние на культуру средневековья оказало католичество. Как известно, католическая ветвь христианства рассматривала индивида не как цельное существо, но отмечало в нем борьбу противоречивых мотивов, которые могут заставить его сегодня быть добродетельным, а завтра отступить от истинного пути (например, добросовестно трудиться, а затем предаваться безудержной лени). В католичестве не было актуализировано понятие профессионального призвания, столь важное для протестантизма (его значение будет рассмотрено ниже). От верующих не требовалось всю жизнь заниматься одним и тем же, и если они оставались внутри своей профессиональной группы, то не потому, что религия запрещала совершать горизонтальную мобильность. В средние века люди обладали большей свободой распоряжения своим временем, так как оно не подлежало учету.
Важная особенность традиционалистских хронологических представлений, отражавшаяся на отношении к труду, состояла в восприятии времени как неоднородной субстанции и отсутствии потребности в точном его измерении. Для людей той эпохи каждый день чем-то отличался от предыдущего, имел свое «лицо» и потому не мог рассматриваться как простая единица недели, месяца, года и т.д. Представления о течении времени были связаны с событиями сельскохозяйственного цикла и церковными праздниками. Ремесленные и ранние промышленные работы тоже, как правило, носили сезонный характер. Сутки делились на утренние, вечерние, дневные и ночные часы. Люди в основном ориентировались на промежутки времени, требуемые для совершения мелких операций (приготовление пищи, чтение молитвы и т.п.). В сфере работы отсутствие четкого, неизменного жизненного режима означало чрезвычайную нерегулярность. Труд крестьянина или ремесленника состоял в выполнении разрозненных заданий, которые были настолько перемешаны с отдыхом, трапезами, общением и другими бытовыми делами, что отделить одно от другого было проблематично. Место работы, как правило, не было отделено от места жизни, от дома, что еще более способствовало смешению различных видов деятельности на одном и том же участке жизненного пространства. Работа крестьян и ремесленников была очень тяжелой. Низкий уровень механизации предполагал большой объем тяжелого физического труда, который иногда включал негативное физическое стимулирование со стороны нанимателя или главы домохозяйства. Работа занимала подавляющую часть светового дня, что делало летние месяцы особенно изнурительными. Условия труда также оставляли желать лучшего. Средством релаксации для людей средневековья были праздники, ввиду чего стиль жизни того времени был назван историками праздничной культурой. Праздников было много, в основном они носили религиозный характер. Большая их часть сопровождалась перерывом в труде и прочих мирских делах. Работа, особенно сельскохозяйственная, в это время не только не поощрялась, но даже осуждалась и запрещалась местным сообществом. Нарушение запрета обозначалось термином «дурной труд» и могло вызвать негативные санкции (публичное осмеяние «трудоголика», поломка его инвентаря и т.д.) [5; с. 121-178]. Для современного человека такая реакция является просто немыслимой.
Деятельность людей в праздники – за исключением постов – состояла из религиозных обрядов, массового обжорства и пьянства, коллективных игр, танцев и пения. Игровая культура, в настоящее время сохранившаяся лишь у детей и подростков, в средние века принадлежала всем возрастным группам и воспроизводилась главным образом во время праздников. Люди не стремились к максимально эффективному и рациональному использованию времени. Они просто не думали о том, как провести времяили не потерятьего. Однако можно не сомневаться, что праздничная гульба нравилась людям гораздо больше, чем работа, и они старались продлить удовольствие, насколько это было возможно.
Анализируя трудовую культуру при Старом порядке, следует еще раз упомянуть о такой особенности, как огромное число всевозможных бродяг и нищих, не имевших привычки к работе и ведению хозяйства по причине отсутствия такового. Целые толпы таких людей шествовали по дорогам Европы, продвигаясь от одного города к другому. Следует также подчеркнуть, что отношение населения к нищим и бродягам было снисходительным; помощь таким людям считалась богоугодным делом. Подача милостыни являла собой акт двустороннего обмена: получатели помощи должны были молиться за своих дарителей и этим способствовать их благополучию и спасению. Именно по этой причине состоятельные люди иногда делали завещания в пользу нищих.
Билет.