Разработка педагогического проекта. Тема «Мамин платок» . 3 класс
Младший школьный возраст 7-11 лет.
Ведущая деятельность – учение.
Новообразования: развитие внутреннего плана действия, рефлексия, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, произвольность.
Цель урока: познакомить детей с платочной мануфактурой Павлово- посадские платки.
Задачи: развить чувства целостности и ритмичности композиции в расположении основных элементов, прививать любовь к родине, научить технике набивки, развивать внимание, развивать умение видеть прекрасное в искусстве.
Материалы: кусочки ластика или картофеля, кусок ткани, листы бумаги, карандаш, гуашь, кисть, банка для воды, резак.
Зрительный ряд: фотографии платков павлово-посадских мастеров, схемы построения простых платочных композиций, работы других учеников.
План урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение нового материала.
3. Обсуждение порядка самостоятельной работы.
4. Самостоятельная работа. Ведется самостоятельно по намеченному плану. 5. Подведение итогов урока.
Ход урока
1.Учитель приветствует детей, успокаивает, привлекает внимание, настраивает на работу. Объясняет тему урока.
2. Объяснение новой темы. Рассказ об образовании мануфактуры в Павловом Посаде. Показ фотографий, репродукций, обсуждение схем построения простых платочных композиций.
3. Опираясь на схемы построения композиций, создать свой рисунок цветка. На квадратном куске ткани нарисовать карандашом цветочный рисунок. Затем вырезать на кусочке картофеля или ластика с помощью резака форму для набивки. Напомнить про технику безопасности при работе с резаком. С помощью кисти набрать краску на форму и штамповать
4. Самостоятельная работа учащихся ведется по намеченному плану. Учитель помогает в выборе правильных решений. Наблюдение и помощь в выполнении работ: учитель подсказывает, как правильно нарисовать, вырезать цветок или листок. Особое внимание обращается на аккуратность выполнения работы.
5. Подведение итогов урока. Выставить все работы у доски и просмотреть самые удачные орнаменты. Получившийся платок подарить маме на 8-е марта.
12. Тема «Древнерусский город-крепость ».4 кл. (10 лет) Б.М.Неменский
Мл. шк. возр. 7-11 лет.
Вед. вид деятельности – учение. Осн. психолог. новообр. – произвольность психич. процессов, развитие внутреннего плана действий, способность к мыслям в уме, возникн. рефлексии, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
В 3-4 кл. дети уже способны компоновать, они начинают искать связь между предметами. Однако образы композиции у них остаются примитивными и не возникает потребности их обогащать.
Тема года «Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов земли)» Целью худ. воспитания и обучения ребёнка в 4 классе явл. формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Худож. представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту ещё не готовы к историческому мышлению, но им присуще стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.
В 4-ом кл. возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
1-ая четв: «Истоки искусства твоего народа» (8ч)
2-ая четв.:«Древние города твоей земли»(7ч)
3-я четв.:«Каждый народ – художник» (11ч)
4-ая четв.: «Искусство объединяет народы» (8 ч)
1-ый урок 2-ей четв. Тема: «Древнерусский город-крепость».Пред. урок в 1-ой четв. на тему: «Народные праздники».
След. урок на тему: «Древние соборы»
Цель урока: обогащение внутреннего мира учеников; воспитание любви к Родине, её историческому прошлому; познакомить детей с древнерусской архитектурой; развивать внимание, фантазию и воображение.
Задачи: ознакомление с архитектурой Московского Кремля, формирование у детей навыков последовательной работы над тематической композицией, выполнить композицию на тему: «Древнерусский город-крепость»,
Материалы: цветная бумага, карандаш, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды, фотографии, репродукции с изобр. Московского Кремля, старинных русских городов: Великий Новгород, Владимир.
Литературный ряд: отр. из поэмы Д. Кедрин « Зодчие»
План урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение нового материала.
3. Обсуждение порядка самостоятельной работы.
4. Самостоятельная работа. Ведется самостоятельно по намеченному плану.
5. Подведение итогов урока.
Ход урока
1.Учитель приветствует детей, успокаивает, привлекает внимание, настраивает на работу.
2. Объяснение новой темы. Каждый город особенный. У него своё неповторимое лицо, свой хар-тер, своя особая судьба. Рассказ о красивейшей архитектуре старинных русских городов, таких как Москва, Великий Новгород, Владимир. Показ фотографий, репродукций. Посмотрите на изображения Московского Кремля. Но Кремль не всегда был таким. Он строился на протяжении нескольких веков. В 1156 г. по приказу Юрия Долгорукого на высоком холме – мысе Москвы-реки была заложена крепость, положившая начало грандиозному Московскому Кремлю. Среди башен была Боровиковская, получившая своё назв. от густого бора, сплошь покрывавшего когда-то кремлёвский холм. Население крепости вело оживл. торговлю с соседями, охотилось в лесах, занималось различ. ремёслами, обучалось военному делу и постоянно несло караульную службу на дозорных башнях. Главным врагом в те далёкие времена были татары. От многочисл. сраж. стены, башни и даже сооружения внутри крепости ломались и горели. Но разрушенная и опалённая Москва снова и снова возрожд. В 1367 г. князь Дмитрий, готовясь к решающей битве с татарами, одел Кремль белокаменными стенами. К концу 15 в. при великом князе Иване III татары были разбиты, а разорённые земли объединились в единое могучее государство. Столицей его стала Москва. Именно тогда стали создаваться те сооружения Моск. Кремля, кот. сохранились до сих пор. Из крепостных укрепл. в первую очередь создавались башни. Всего их –18. Каждая предст. собою крепость. В толще стен были созданы внутренние ходы, позв. гарнизонам башен общаться между собой. Тайницкая башня была заложена у берегов Москвы-реки. От неё шёл подземный ход к реке (тайник). Спасская башня считается парадной. С давних пор через неё проход. торжеств. процессии, проезж. московские великие князья и цари, знатн. иностр. гости. На новой стене, между её зубцами (ласточкин хвост) устроили широкий проход. Промежутки между зубцами служили бойницами для стрелков. Одновр. со строит. стен и башен был проведён водяной ров вдоль Красной площади, соединявший реку Неглинную с Москвой-рекой. Также были соор. спец. подъёмные мосты.
3. Опираясь на фотографии и работы других учеников создать аппликацию древнерусского города-крепости, обращая внимание на особенности архитектуры того времени.
4. Самостоятельная работа учащихся ведется по намеченному плану. Учитель помогает в выборе правильных решений. Наблюдение и помощь в выполнении работ. Особое внимание обращается на аккуратность выполнения работы.
5. Подведение итогов урока. Выставить все работы у доски и просмотреть, обсуждая их достоинства и недостатки.