ВОПРОС: Когда поётся и когда читается на вечерни молитва «Ныне отпущаеши»?

ОТВЕТ: «Ныне отпущаеши», как это ясно видно из церковного устава (см. Типикон гл. 2-я, гл. 7-я и друг, места), всегда читается, а вовсе не поётся, причём, согласно указаниям Устава, «Ныне отпущаеши»глаголетсам Настоятель или, по другим указаниям, «предстоятель». Ввиду этого на Православном Востоке доселе сохранился обычай, в силу которого, «Ныне отпущаеши» за вечерней читает старейший из священнослужителей, сам настоятель или даже Архиерей, когда он присутствует при совершении вечерни.

Особенно недопустимо и глубоко противно нашему Богослужебному уставу вовсе выбрасывать положенный перед «Ныне отпущаеши» стихиры на стиховне (которые именно и полагаетсяпеть), а всё внимание молящихся сосредотачивать на концертном исполнении» «Ныне отпущаеши».

ВОПРОС: Полагается ли кондак по 6-ой песни канона читать или петь?

ОТВЕТ: Все песнопения, у которых указан «глас», в большинстве случаев, за некоторыми определёнными исключениями, должны всегда петься, а не читаться, как это у нас теперь обычно практикуется на приходах, например, со стихирами. Кондак же по 6-ой песни канона, как имеющий особо важное значение, во всяком случае должен всегда петься.

ВОПРОС: Какое значение имеют священнические облачения разных цветов? Какие цвета положены на разные дни и праздники года?

ОТВЕТ: Разные цвета священнических облачений (а одновременно и облачений св. престола, жертвенника и аналоев, которые должны облачаться в облачения такого же цвета, как и священнические ризы) имеют символическое значение, и разным дням и праздникам Богослужебного года обычаем усвоены облачения соответствующих цветов. Так: великопостные облачения должны бытьчёрногоцвета (в старину бывали и фиолетового), в воскресные дни Великого Поста – облачениятёмно-красного(или тоже фиолетового) цвета; в Лазареву Субботу – воскресное облачениезолотистогоили белого цвета; в Великий Четверток –красногоцвета; в Великую Субботу –белогоцвета, начиная с чтения Евангелия (после пения «Воскресни, Боже», когда происходит переоблачение всего храма из чёрного цвета в белый); от первого дня Пасхи до Отдания Вознесения Господня – облачениебелогоцвета; в Неделю Пятидесятницы (Троицын день) – облачениезелёного, или тоже белого цвета; во весь Петров пост –красногоцвета; во все праздники Св. Апостолов и Св. Мучеников – красного цвета; в праздники св. Пророков –зеленогоцвета; во все Богородичные праздники –голубогоцвета, как равно и в Успенский пост, исключая праздник Преображения до отдания, когда облачениебелогоцвета; в праздники св. Иоанна Предтечи –красногоцвета; в праздник Воздвижения Креста Господня –красногоцвета или фиолетового; в дни Рождественского поста –красногоцвета; в период времени от Рождества Христова до отдания Богоявления –белогоцвета. Во все воскресные дни, кроме периода постов, употребляются облачениязолотыеилизолотистогоцвета. Неправославным обычаем, навеянным нам с Запада, надлежит признать надевание облачения чёрного цвета при совершении отпевания усопших и панихид. Православная Церковь не представляет себе смерти чем-то мрачным, а наоборот рассматривает смерть, как радостный переход к лучшей жизни, к соединению со Христом, а потому более прилично употреблять в таких случаях облачения светлые, но никак не мрачные, траурные, чёрного цвета, что свойственно только «не имущим упования».

ВОПРОС: Почему-то многие священники произносят отпусты по-разному, поминая разных святых, по собственному усмотрению. Есть ли для произнесения отпустов какие-либо определённые правила?

ОТВЕТ: Есть. Священнослужителю, совершающему Богослужение, прежде всего необходимо знать, что отпусты бывают двух видов:великие и малые. Великие отпусты произносятся после вечерни, утрени и литургии. Малые отпусты произносятся после малой вечерни, повечерия, полунощницы и часов. Какая между ними существенная разница?

На великом отпусте поминаются святые, имеющие отношение к воспоминаниям, связанным со днями седмицы (в понедельник поминаются безплотные силы, во вторник – св. Иоанн Предтеча, в среду и пятницу – честный и животворящей крест Господень, в четверток – св. Николай Мирликийский, в субботу – св. мученики и преподобные), и всегда поминаются св. Апостолы; затем поминается храмовый святой, т. е. тот святой, которому посвящён храм; засим поминается святой, память которого в данный день празднуется; в городах, где почивают мощи св. угодника Божия, чтимого, как покровителя города, обыкновенно поминается и его имя; и в заключение отпуста поминаются святые праведные Иоаким и Анна. На литургии, кроме того, после св. Апостолов, воспоминается святитель, которого литургия совершалась, то-есть св. Иоанн Златоуст, св. Василий Великий или св. Григорий Двоеслов.

На малом отпусте не бывает воспоминаний, относящихся ко дню седмицы и не вспоминаются святые храмовые и дневные. Он произносится всегда одинаково: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и Богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». Только в воскресный день на полунощнице и часах в начале присоединяются слова: «Воскресый из мертвых».

В дни Господских праздников положены особые отпусты, которые печатаются в служебнике. Таковы отпусты на Рождество Христово, Обрезание, Богоявление, Сретение, Преображение, на Неделю Ваий и особый в ту же неделю на вечерне, на Великий Четверток, Великий Пяток на утрени и особый в тот же день на других службах, на день Св. Пасхи и на всю пасхальную седмицу, на Вознесение Господне, день Пятидесятницы и особый в ту же неделю на вечерне. В числе этих отпустов не указан отпуст на праздник Воздвиженья. В этот день произносится тот отпуст, который обычно говорится в среду и пяток («силою Честнаго и Животворящего Креста»...), причём обыкновенно прибавляется: «воскресый из мертвых» в начале, так как в день Воздвижения с воспоминанием о кресте соединяется и воспоминанье о воскресении Христовом («Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и СвятоевоскресениеТвое славим» и на утрени поётся: «Воскресение Христово видевше»...).

В такие праздники, как Обрезание Господне и Сретение, случившиеся в неделю (день воскресный), служба воскресная не отменяется, а потому произносится воскресный отпуст, а не праздничный.

Отпусты Господских праздников бывают краткие и полные. Краткие произносятся на самые праздники и на них не бывает воспоминаний дней седмицы, храмовых святых, святых покровителей города, св. Иоакима и Анны и, большей частью, святых, память которых приходится в день праздника. Полные отпусты произносятся в дни попразднества до отдания праздника, и они содержат воспоминания храмовых святых, святых, память которых празднуется в эти дни, святых покровителей города и св. праведных Иоакима и Анны.

Наши рекомендации