Тема раздела: «Россия – Родина моя»
Рабочая программа по музыке для 3 класса
УМК «Школа России»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Курс музыки направлен на решение следующих задач:
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, отечественному и мировому музыкальному искусству, уважение к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки. Интереса к музыке и музыкальной деятельности, ассоциативно-образного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизации).
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Программа обеспечивает продолжение достижения третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результа-тов.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
· эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
· позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;
· образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России;
· устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;
· основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;
· представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;
· нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);
· нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;
· понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;
· представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки..
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
· принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы; - применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
· готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
· планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
· планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
· выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
· эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
· осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
· понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;
· выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
· воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
· осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
· самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
· передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
· использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
· выбирать способы решения исполнительской задачи;
· соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
· соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
· исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;
· соотносить различные произведения по настроению и форме;
строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;
· пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации;
· проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
· обобщать учебный материал;
· устанавливать аналогии;
· сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);
· представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
· выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);
· выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
· понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
· проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
· контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
· понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
· понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
· принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
· стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
· выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).
· понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
· контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.
· формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;
· стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
· воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний;
· различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;
· понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
· эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
· ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
· понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
· передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.
· слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;
· наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;
· участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;
· узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;
· узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.
Обучающийся получит возможность научиться:
· соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.
· осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;
· владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.
· сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
· узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
· приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;
· собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.
· представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин. Н.А. Римский-Корсаков, Ф. -Й Гайдн, И. -С. Бах , В.-А Моцарт, Э.Григ, Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин и др. ) исполнительском творчестве;
· музыкальными понятиям: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др.
Содержание учебного курса.
Тема раздела: «Россия – Родина моя»
Мелодия - душа музыки.
Природа и музыка (романс). Звучащие картины
«Виват, Россия!»(кант). «Наша слава – русская держава»..
Кантата «Александр Невский».
Опера «Иван Сусанин».