П.И. Чайковский. Оперное творчество
У Чайковского были свои продуманные принципы оперной эстетики:
1. Сюжеты, в которых действуют настоящие люди и в которых преобладал бы один драматический мотив (любовь, ревность, патриотизм).
2. Сценические законы жанра, то есть театральный зритель «пришёл не только слушать, но и смотреть».
3. Оперное либретто должно быть лаконично, избавлено от лишних действующих лиц и разветвлённых драматургических линий.
4. Критикуя сплошную симфонизацию оперы Вагнером, «мелочный натурализм» речитативной оперы «Каменный гость» Даргомыжского, Чайковский создал оперный стиль, основанный на песенно-ариозном начале.
5. Впитав опыт, накопленный предшествующими композиторами, Чайковский создал новый тип реалистической оперной драматургии: лирико-психологическую драму.
«Евгений Онегин»
«лирические сцены по Пушкину»
Опера отличается скромными масштабами, отсутствием ярких сценических эффектов. «Евгений Онегин» ознаменовал поворот к оперному реализму. Смелости потребовал выбор сюжета, действие которого происходит в современности («Травиата», «Кармен»).
Основной драматургический конфликт оперы родственен замыслу его зрелых симфоний: столкновение светлой мечты с грубой действительностью. Музыкальная драматургия оперы основана на идеальном взаимодействии вокального и инструментального начала. Новаторство композитора не нарушало основных традиций. Так, в опере есть традиционные сольные номера, ансамбли, хоры. Однако, наиболее значительные эпизоды представляют собой сцены-монологи или сцены-диалоги (сцена письма, сцена Татьяны и Онегина в 7 картине). Лирический, бытовой и драматический элементы находятся в тесном единстве, не противопоставляются.
Музыкальный язык оперы отличается единством стиля. Мелодические содержание основано на русской городской романсовой культуре. В «Евгении Онегине» воплотился новый для русского музыкального театра стиль ариозного пения: его сущность – в широком развитии тематического зерна (ариозо Ленского «Я люблю вас», ария Онегина в 3 картине).
Татьяну характеризуют два комплекса интонаций: мягкие, чувствительные (секундовые интонации, секвенции) и решительные (ходы на широкие интервалы, с активным ритмом).
В опере ярко показана бытовая сторона: живописные сцены усадебной и столичной жизни, два контрастных бала. Всё это служит интересным фоном и является правдивой обрисовкой русской жизни.
Драматургическое построение оперы: 1 картина – экспозиция, 2 к. – завязка линии Татьяна – Онегин и кульминация; 3 к. – развязка.
4 к. – завязка линии Онегин – Ленский, кульминация, 5 к. – развязка.
6 к. – завязка линии Онегин – Татьяна, 7 к. – развязка.
«Евгений Онегин» — непревзойденный образец лирической оперы, в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с прекрасной, задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма. С поразительным совершенством Чайковский охарактеризовал этически прекрасный облик Татьяны, подчеркнув в нем русские национальные черты.
Краткое оркестровое вступление вводит в мир поэтических грез и душевных порывов Татьяны.
В первом акте три картины. Первая многогранно обрисовывает фон действия и знакомит слушателей с образами главных героев. Дуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль зы», близкий русскому бытовому романсу, проникнут безмятежным элегическим настроением. К голосам девушек присоединяется диалог Лариной и Филиппьевны: дуэт превращается в квартет. В сцене с крестьянами протяжная песня «Болят мои скоры ноженьки» сменяется задорной шуточной «Уж как по мосту-мосточку». Ария «Я не способна к грусти томной» дает портрет беспечной и резвой Ольги. В лирически-восторженном ариозо Ленского «Я люблю вас, Ольга» возникает облик пылкого, романтического юноши.
В центре второй картины — образ Татьяны. Рассказ няни, выдержанный в спокойной повествовательной манере, противостоит ее взволнованным речам. В сцене письма с замечательной психологической чуткостью запечатлены разнообразные душевные состояния героини: страстный порыв, робость, отчаянная решимость и, наконец, утверждение любви. Смятение Татьяны выразительно оттеняется симфонической панорамой восхода солнца.
В центре третьей картины — ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом», обрамленная прозрачным и светлым хором девушек; сдержанно-размеренная речь Онегина лишь ненадолго оживляется теплым чувством.
Второй акт открывается увлекательным вальсом. Наивно-простодушные куплеты Трике «Какой прекрасный этот день» и другие бытовые эпизоды создают контраст к сцене ссоры; напряженный драматический диалог героев звучит на фоне мазурки. Ариозо Ленского «В вашем доме» — проникновенное воспоминание о прошлом; к нежной, плавной мелодии постепенно присоединяются Онегин, Татьяна, Ольга и Ларина, а затем и взволнованный хор гостей.
В начале пятой картины (вторая картина второго акта) звучит элегическая ария Ленского «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни»; музыка ее полна печали, светлых воспоминаний и тягостных предчувствий; она покоряет мелодической красотой и искренностью выражения. Дуэт Ленского и Онегина «Враги, враги» передает состояние мрачного раздумья. Трагически звучит в оркестре мелодия предсмертной арии Ленского, завершающая картину.
Картина шестая (третий акт) начинается торжественным полонезом. Ария Гремина «Любви все возрасты покорны» проникнута благородным, мужественным лиризмом. В заключительном ариозо Онегина, отражая вспыхнувшую в нем любовь, звучит страстная мелодия из сцены письма Татьяны.
В центре седьмой картины дуэт Татьяны и Онегина — взволнованный, полный эмоциональных контрастов, заканчивающийся стремительным нарастанием и драматическим срывом.
3 курс инструменталисты
Тема: Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка».
Вступление.
Своеобразный «гимн пантеизму», обращение к древним языческим обычаям. Сюжет А. Островского. Идеальное вымышленное царство берендеев как воплощение мечты народа о светлой жизни.