Какое право имеем мы забывать матерей? | 1. “Сердце матери”. Эту старинную легенду выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский рассказал в одном из писем сыну. - Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. Привёл сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: “Пусть не ходит мать в хату, посели её в сенях”. Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: “Пересели мать в сарай”. Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: “Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди её сердце и принеси мне”. Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его красота жены. Он убил мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: “Сыночек мой родной, не больно ли ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ушибленное место”. Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала к груди кудрявую голову сына. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов. Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» — это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери. Паустовский показывает, что Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует художнику Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Оказывается, одно дело — увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое — помнить о близких своих, о матери — самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает. «Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола». Гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери и которое поселится в ее душе навсегда. Вероятно, смерть старой одинокой женщины, по сути, брошенной своей дочерью, послужит уроком молоденькой учительнице, недавно приехавшей в деревню: ведь в городе у нее осталась мать, «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая» 2. В.Распутин «Последний срок». Повесть появилась в то время, когда значительная часть населения переселилась из деревни в город. Молодые люди, покидавшие отчий дом, оставляли пожилых родителей, стыдились своего происхождения. У постели умирающей матери собрались дети, приехавшие из города. Перед смертью мать словно выходит на судное место. Она видит, что между нею и детьми нет прежнего взаимопонимания, дети разобщены, забыли о полученных в детстве уроках нравственности. Анна уходит из жизни, трудной и простой, достойно, а её детям ещё жить и жить. Повесть заканчивается трагически. Спеша по каким-то своим делам, дети оставляют мать умирать одну. Не перенеся такого страшного удара, она в ту же ночь умирает. Распутин упрекает детей колхозницы за неискренность, нравственную холодность, забывчивость и суетность. 3. Е. Карпов «Меня зовут Иваном». Небольшой рассказ о человеке, искалеченном войной. Семён, главный герой, горел в танке, ослеп. После госпиталя вместе с одноруким Лёшкой пел по вагонам, собирая милостыню. Постепенно он скатывался всё ниже и ниже. О матери, которой отправили похоронку, старался не вспоминать, считая, что ей лучше не знать о том, что сын стал калекой. Но однажды судьба столкнула их в электричке, но Семён оттолкнул бросившуюся к нему мать. А когда она назвала его по имени, сказал: «Вы ошиблись. Меня зовут Иван». Когда, опомнившись, он вернулся, услышал страшные слова: «У вас больше нет матери!» Его мать умерла. Не понял герой, что матери сын нужен любой, израненный, слепой. Семён оскорбил мать своим поведением. 4. Герой рассказа Ирины Курамшиной «Сыновний долг» отдает своей матери («попрыгунье-стрекозе») свою почку. Отдает, не размышляя о том, что та, кажется, и не заслуживает такой жертвы: плохой была матерью. Максим не думает долго, он принял решение: Рэна - его мать! Её надо спасать! И этим все сказано… |
Современная молодёжь… Какая она? | 1. В английском парламенте обсуждался вопрос о молодёжи. Оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей о молодёжи. В первом говорилось, что молодёжь любит роскошь и не уважает стариков, перечит родителям. Во втором высказывалось опасение, что если молодёжь завтра возьмёт бразды правления, то будущее страны ужасно, ибо молодёжь невыносима, невоздержанна, ужасна. В третьем утверждалось, что мир достиг критической стадии, дети не слушают родителей. Четвёртое высказывание содержало мысли о том, что молодёжь растленна, злокозненна, нерадива, не похожа на молодёжь былых времён. Все эти изречения о молодёжи, о безнадёжном будущем были встречены в парламенте аплодисментами. Тогда оратор раскрыл карты. Оказывается, первое изречение принадлежит Сократу, второе Гесиоду, третье египетскому жрецу, а четвёртое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка 3000 лет. 2. В повести Б. Васильева «Завтра была война» говорится о поколении, которое вступило в жизнь накануне Великой Отечественной войны. Читаешь повесть и убеждаешься, что её героев интересовали те же вопросы, которые волнуют нас сегодня. Они размышляли о любви и дружбе, о верности и предательстве, о будущем. Но они отличны от нас некоторым фанатизмом, у большинства из них(особенно это присуще главной героине Искре Поляковой) есть полная убеждённость в том, что все деяния правительства, партии верны. Расстаться со своими убеждениями им очень трудно, но чувство справедливости, добра побеждает. 3. Интересно произведение В. Тендрякова «Ночь после выпуска». В нём есть благодатный материал для сравнения нынешнего поколения и поколения, которое называют «потерянным». В начале повести гордость школы, золотая медалистка Юлечка Студёнцева, упрекает учителей, что они дали ей знания, но не подготовили к жизни. Она говорит, что перед ней тысячи дорог, но все ей безразличны. А дальнейший ход событий, показывает, что выпускники тех лет также любили и ненавидели, оставались верными и предавали, были способны на поступок и на подлость. Мы, мне кажется, к жизни готовы лучше, знаем, чего хотим. 4. Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк в романе «Три товарища» сказал: «Юность вовсе не хочет быть понятой, она хочет одного: оставаться сама собой». |