Основные исторические этапы развития западной полифонии
Эпоха | Особенности музыки | Авторы |
Средневековье IX – XII века Ars Antiqua | Двухголосие.Первичные формы многоголосия.Гетеро -фония. Модальные лады. | Леонин (вторая половина XII в.). Перотин (конец XII – начало XIII вв.) |
XIII – XIV века Ars Nova (XIV век) | Переход к большему числу голосов, до шести. Усиление контраста голосов.Появление имитаций и двойного контра- пункта. Модальная система. | Ф.де Витри (1291-1361) Гийом де Машо (1300-1377) Фр. Ландино (1325-1397) Й. Чиккониа (ок. 1340-1411) Дж. Данстейбл ( ок. 1380-1453) |
Возрождение XV – XVI века | Строгий стиль.Расцвет и зре- лость хоровой и вокальной полифонии. Модальная гармония. | Франко-фламандская школа: Ж. Беншуа (ок. 1400-1460) Г. Дюфаи (ок. 1400-1474) Й. Окегем (ок. 1425-1497) Як. Обрехт (ок. 1450-1505) Жоскен де Пре (ок. 1450-1521) О. Лассо (1532-1594) Итальянская школа: Дж. Палестрина (1525-1594) А. Вилларт (1480-1562) Дж. Царлино (1517-1590) А.Габриели (ок. 1532-1585) Дж. Габриели (ок. 1555-1612) Испания: Томазо Луиджи да Витториа (1548-1611) |
Новое время XVII век | Появление гомофонии и разви- тиераннеклассической гармонии. Возникновение оперы.Расцвет инструментальной музыки. | Ян Свелинк (1562-1621) Кл. Монтеверди (1567-1643) Дж. Фрескобальди (1583-1643) Г. Шютц (1585-1672) И. Фробергер (1616-1667) Г. Муффат (1653-1704) Г. Перселл (1659-1695) Д. Букстехуде (1637-1707) И. Пахельбель (1653-1706) |
XVIII век, 1 пол. | Свободный стиль.Второй рас- цвет полифонии, но на гармо- нической основе. Фуга. Инструментальная полифония. | И. С. Бах (1685-1750) Г. Ф. Гендель (1685-1759) |
XVIII век, 2 пол. – XX вв. | Полифония – составная часть сложного многоголосия. | Разные авторы, национальные школы и направления. |
О раннем западном многоголосии и технике сantusfirmus
(твёрдый напев, cantuspriusfactus - прежде созданный напев)
В западном церковном многоголосии основой музыкальной композиции служилгригорианский хорал или сantusfirmus. Он записывался в теноре (teneo -держать), часто крупными длительностями и к нему добавлялись другие голоса. При повторенияхмелодия могла и сохраняться, и варьироваться. Такая техника сочинения применялась в мессах и мотетах эпохи Средневековья и Возрождения. Также в светских произведениях, где могли встречаться мелодии песен. Сantus firmus близки полифонические вариации bassoostinato. Помимо форм с cantusfirmus были и просто тексто-музыкальные формы.
Враннем двухголосном органумеприсочиняемый голос назывался discantus. Согласно богословской символики, представление о совершенстве требовало, чтобы в параллельном органумеиспользовались чистые интервалы – кварты, квинты, ритм был чаще трехдольный, число три символизировало Троицу.
Как известно, в Христианствеговорится о личностном Боге, и полифонию рассматривали как отражение отношений между Божественной Личностью и человеческой. Григорианский хорал – глас Божий (по преданию Папа Григорий Великий услышал ангельские голоса), discantus – человеческий. Они единораздельны, тварь и Творец соединены, но неслиянны.
Музыканты также по-своему объясняют полифонию. Современный композитор и автор многих книг о музыке В. Мартынов пишет, что одноголосие - выражение единства, полифония –отражение человеческого индивидуализма, второй голос как проявление произвола.
Великий полифонист И. С. Бах сравнивал голоса фуги с “личностями”, а произведение с “беседой”, при этом замечал, что “говорить надо хорошо и вовремя, а если нечего сказать, молчи и жди своей очереди”.
С давних времен полифония считалась искусством интеллектуальным и изысканным. “Мотеты не следует давать в пищу простому народу, он не заметит их изящества и не получит от них удовольствия; мотет надо исполнять для ученых и для тех, кто ищет в искусстве изящества и тонкостей” (Грохео, конец XIII – начало XIV вв.).
Искусство контрапункта
Punctumcontrapunctum (нота против ноты). В этом старинном представлении отражена рациональная сторона искусства полифонии, что близко западному типу мышления. Августин говорил: “Взгляд души – это разум”, который способен творить. В XX веке появился афоризм А. Онеггера, что музыка – геометрия, движущаяся во времени.
Э. Курт в книге “Основы линеарного контрапункта: мелодическая полифония Баха” (1917 г.) пришел к мнению, что техника в контрапункте исходит из единства мелодических линий, которые не есть соединение, нанизывание отдельных тонов. Мелодическая линия (фаза) замкнута и непрерывна. В старинной нотации инстинктивно невмы “стремятся выразить рисунком линии подъем или спуск мелодического формования”.
“Комплекс голосов всегда представляется как единство” при обязательном сохранении индивидуальности голосов, происходит их попеременное выделение. Они и дополняют друг друга, и объединяются. Контраст голосов создается разными средствами: ритмическими (комплементарная ритмика), несовпадением вершин и спадов, цезур и каденций, штрихов, диатоники и хроматики.
В полифонии первостепенное значение имеет линеарность. Линии вступают в аккордовые отношения, совпадает это с сильными частями такта, а на слабых идет свободное развитие. “Контрапункт не исходит из аккорда, но достигает до аккорда”, мелодии стягиваются аккордами”, происходит вторичный процесс: “соединение линейных комплексов в созвучия”, “скрепление линеарно намеченного многоголосия в аккордовые массы”.