Тема 8. Средства дирижёрской выразительности
Знания | |
Средства дирижёрской выразительности | Штрих ;Штрих (нем. Strich — черта, линия) — способ (приём и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук. Штрихи определяют характер, тембр, атаку и другие характеристики звучания. Амплитуда жеста; Зависимость амплитуды жеста от средств выразительности музыки: темпа, динамики, фактуры, фразировки; сила и темп движений гибко следуют за характером музыки. Например, при ускорении темпа произведения амплитуда движений руки постепенно уменьшается, а при замедлении – увеличивается. Увеличение амплитуды движения и "веса" руки естественно также для передачи усиления звучности, а уменьшение объема жеста естественно при diminuendo. Интенсивность жеста; Дирижёрская позиция: Высота дирижёрского рисунка. Позицией называется высота расположения кистей рук по отношению к корпусу дирижера. Их три: низкая или нижняя - на уровне пояса (диафрагмы); средняя – на уровне груди и высокая или верхняя – на уровне лица и выше. Высота – размах колебательного движения (амплитуда) рук от самого низкого до самого высокого положения кистей (от нижней позиции до верхней позиции); низкая средняя высокая Дирижёрский план: Глубина дирижёрского рисунка – удаление кистей от корпуса дирижера по горизонтали, т. е. руки дирижера сгибаются или выпрямляются. далёкий средний близкий. Дирижёрский диапазон: Ширина дирижёрского рисунка – расположение рук по отношению друг к другу во время дирижирования от касания кистей до предельно широкого расстояния между ними, т.е. кисти сближаются или расходятся; узкий средний широкий. Форма кисти. Вопросы и задания:1. Перечислите и выучите средства дирижёрской выразительности. Объясните, как вы понимаете каждое из них. |
УМЕНИЯ | Задания |
Средства дирижёрской выразительности. | 1 Закрепите штрихи legato; non legato на примере произведений своей программы. 2Покажите различную амплитуду жеста и покажите, в каком фрагменте ваших произведений можно это использовать. |
Упражнения на развитие восприятия разной амплитуды: | 1. Руками раскручиваем круг: сначала маленький круг, затем он постепенно увеличивается, захватывая область талии и головы. После этого круг начинает уменьшаться и доходит до исходных размеров. 2. Проделываем то же упражнение, только не по траектории круга, а слегка покачивая руками вверх и вниз. 3. Затем придаём динамическое значение этим движениям рук: · рр – едва заметное покачивание рук вверх и вниз (дирижируем «ресничками»); · р – немного увеличиваем амплитуду (на 5 см); · мр – амплитуда покачивания приблизительно равна размеру предплечия; · mf – движение рук между солнечным сплетением и уровнем глаз; · f – движение рук захватывают уровень талии и уровень глаз; · ff – в нижней точке руки опускаются ниже уровня талии, в верхней точке – выше уровня головы. ВНИМАНИЕ!!! Необходимо помнить о том, что амплитуда увеличивается в обе стороны – и вверх, и вниз. 4. После того, как мы дошли до ff, начинаем обратное движение до рр. ВНИМАНИЕ!!! В процессе выполнения упражнения необходимо очень чётко фиксировать соотношение амплитуды дирижёрского взмаха и название динамического нюанса. Данное упражнение может выступать и как способ проверки себя в процессе работой над конкретным музыкальным произведением. |
Уражнения на формирование дирижёрских позиций: | 1. Вообразить три полочки, находящиеся перед собой на разной высоте: · Нижняя – на уровне талии; · Средняя – на уровни груди; · Высокая – на уровне глаз. 2. Перекладывать с полки на полку воображаемый предмет с ощущением фиксации на каждой из трёх плоскостей; 3. Дирижирование схем в каждой из трёх плоскостей по очереди: · Дирижирование правой и левой рукой по очереди, а затем одновременно в нижней позиции; · Дирижирование правой и левой рукой по очереди, а затем одновременно в средней позиции; · Дирижирование правой и левой рукой по очереди, а затем одновременно в высокой позиции. 4. Затем одновременное совмещение в правой и левой руках дирижирования схем в разных плоскостях: · Правая рука – нижняя позиция; левая рука – средняя позиция и наоборот; · Правая рука – нижняя позиция; левая рука – высокая позиция и наоборот; · Правая рука – средняя позиция; левая рука – нижняя позиция и наоборот; · Правая рука – средняя позиция; левая рука – высокая позиция и наоборот; · Правая рука – высокая позиция; левая рука – нижняя позиция и наоборот; · Правая рука – высокая позиция; левая рука – средняя позиция и наоборот. ВНИМАНИЕ!!! При выполнении данного упражнения необходимо следить за положением кистей рук, третьи пальцы которых должны смотреть прямо, а не в стороны, пальцы должны быть направлены на хор. При дирижировании в любой позиции нужно сохранять правильные пропорции дирижёрских схем. |
Упражнения на формирование дирижёрского плана: | 1. Вообразить три корзины, находящиеся перед собой в разной степени удаления от корпуса тела: · Дальняя корзина– рука почти полностью выпрямлена; · Средняя корзина – рука согнута в локте (тупой угол); · Ближняя корзина– рука согнута в локте (примерно прямой угол). 2. Перекладывать из корзины в корзину воображаемый предмет, с ощущением фиксации в каждой из трёх корзин; 3. Дирижирование схем в каждом из трёх планов по очереди; · Дирижирование правой и левой рукой по очереди, а затем одновременно в далёком плане; · Дирижирование правой и левой рукой по очереди, а затем одновременно в среднем плане; · Дирижирование правой и левой рукой по очереди, а затем одновременно в близком плане. 4. Затем одновременное совмещение в правой и левой руках дирижирования схем в разных планах: · Правая рука – близкий план; левая рука – средний план и наоборот; · Правая рука – близкий план; левая рука – дальний план и наоборот; · Правая рука – средний план; левая рука – близкий план и наоборот; · Правая рука – средний план; левая рука – дальний план и наоборот; · Правая рука – дальний план; левая рука – близкий план и наоборот; · Правая рука – дальний план; левая рука – средний план и наоборот. ВНИМАНИЕ!!! При выполнении данного упражнения необходимо следить за положением кистей рук, третьи пальцы которых должны смотреть прямо, а не в стороны, пальцы должны быть направлены на хор. При дирижировании в любой позиции нужно сохранять правильные пропорции дирижёрских схем. |
Упражнения на формирование дирижёрского диапазона: | 1. Вообразить три корзины, находящиеся перед собой в разной степени удаления от корпуса тела (в сторону): · Узкий диапазон – руки по ширине корпуса; · Средний диапазон – между рукой и корпусом расстояние в ладонь. · Широкий диапазон – руки на самом дальнем расстоянии друг от друга. 2. Перекладывать из корзины в корзину воображаемый предмет с ощущением фиксации в каждом из трёх диапазонов; 3. Дирижирование схем в каждом из трёх диапазонов по очереди; · Дирижирование правой и левой рукой по очереди, а затем одновременно в узком диапазоне; · Дирижирование правой и левой рукой по очереди, а затем одновременно в среднем диапазоне; · Дирижирование правой и левой рукой по очереди, а затем одновременно в широком диапазоне. 4. Затем одновременное совмещение в правой и левой руках дирижирования схем в разных диапазонах: · Правая рука – узкий диапазон; левая рука – средний диапазон и наоборот; · Правая рука – узкий диапазон; левая рука – широкий диапазон и наоборот; · Правая рука – средний диапазон; левая рука – узкий диапазон и наоборот; · Правая рука – средний диапазон; левая рука – широкий диапазон и наоборот; · Правая рука – широкий диапазон; левая рука – узкий диапазон и наоборот; · Правая рука – широкий диапазон; левая рука – средний диапазон и наоборот. ВНИМАНИЕ!!! При выполнении данного упражнения необходимо следить за положением кистей рук, третьи пальцы которых должны смотреть прямо, а не в стороны, пальцы должны быть направлены на хор. При дирижировании в любом диапазоне нужно сохранять правильные пропорции дирижёрских схем. |
В результате пройденной темы, вы должны знать: