Учебно-методический комплекс

· Аристова М. А. Справочник по русской литературе для школьников / М. А. Аристова, Б. А. Макарова, Н. А. Миронова, Ж. Н. Критарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

· Доронина Т. В. Анализ стихотворения: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

· Литература . 9 кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2011.

· Литература . 9 кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2009.

· Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2001.

· Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литтературе.: 9 кл. / Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.

Для учителя:

Программы и учебники:

· Литература . 9 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.

· Литература . 9 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.

· Программа по литературе для 9 класса общеобраз. учрежд. (базовый уровень)/Автор-составитель В. Я. Коровина – М.: Просвещение, 2008.

· Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литературе: 9 кл. / Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.

Методические пособия:

· Литература . 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. / Авт.-сост. Попова Е.Н. – Волгоград: Учитель, 2009.

· Методика преподавания литературы:хрестоматия-практикум. / Авт.-сост. Б. А. Ланин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

· Миронова Н. А. Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

· Русская литература 18-19 веков: справочные материалы. / Сост. Л. В. Соколова, В. И. Федоров. – М.: Просвещение, 1995.

· Шахова Н.В., Миронова В. Г. Школьные олимпиады: русский язык, литература, английский язык: 8-11 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Интернет-ресурсы:

Справочно-информационные и методические материалы:

· http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

· http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» Художественная литература:

· http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

· http://old-russian.chat.ru/index1.htm – Древнерусская литература

· http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

· http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Телевизор

DVD

Фильмотека

Альбом по литературе для 9 класса

Альбом «Пушкин»

Альбом «Лермонтов»

4. Учебно-тематический план

9 класс (102 часа)

Тема Всего часов Внеклассное чтение (в том числе) Развитие речи (в том числе)
Введение            
Из древнерусской литературы
Из литературы XVIII века
Из русской литературы XIX века
Из русской литературы XX века
Из зарубежной литературы
Повторение
Итого:    

5. Тематическое планирование по литературе

Класс

Часа

№ урока Тема урока Дата по плану Дата по факту Кол-во часов
Литература как искусство слова   Вводный урок.И ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.      
Литература Древней Руси. "Слово о полку Игореве"   (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"- величайший памятник древнерусской литературы.      
"Слово о полку Игореве"   Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».        
4 Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…»      
Классицизм в русском и мировом искусстве.   Литература XVIII века (общий обзор).        
М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление…»   Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.        
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величесва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Ода как жанр лирической поэзии        
Г. Р. Державина «Властителям и судиям».   Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.          
«Памятник».   Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.      
А. Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"   Подвиг А. Н. Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.  
"Путешествие из Петербурга в Москву"   Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.        
Н.М. Карамзин "Бедная Лиза".   Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.        
«Бедная Лиза»   как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.        
14 Р. Р. Подготовка к сочинению. «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).      
Понятие о романтизме. (Лекция)   Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.        
В. А. Жуковский «Море», «Невыразимое».   Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.      
В.А.Жуковский «Светлана».   Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады. Фольклорные мотивы.      
Вн. чт. К. Н. Батюшков. Е. А. Баратынский.      
А. С. Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии. Особенность композиции.      
"Горе от ума". Комедия Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.      
"Горе от ума".     2 действие комедии. Обучение анализу монолога. Фамусовская Москва.      
"Горе от ума".     3 действие комедии. Анализ сцены бала. Чацкий в системе образов.          
"Горе от ума".     4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.          
24 Р. Р. И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию.      
Тестирование по материалам ЕГЭ   Домашнее сочинение по комедии "Горе от ума". "Век нынешний и век минувший" в комедии. "Софья начертана не ясно …"(А. Пушкин) "Смысл названия комедии". "Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова "Горе от ума" "Москва, Страстная площадь, дом П.А.Фамусова ". Софье Павловне Фамусовой"… "Смешное и грустное в комедии Грибоедова "Горе от ума". "Стихи, их своеобразие и совершенство в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" и другие.      
Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба.      
Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина      
Свободолюбивая лирика      
Любовная лирика   Адресаты любовной лирики Пушкина.      
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.      
«Цыганы»   как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.      
«Евгений Онегин» История создания романа.   Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов романа.      
Трагические итоги жизненного пути.   Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.      
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.   Татьяна и Ольга.      
Анализ двух писем.   Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина      
Автор в романе.   как идейно-композиционный и лирический центр романа.      
Пушкинская эпоха в романе.   «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.      
Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев Р. Р. Подготовка к сочинению по роману.      
Вн. чт. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей.      
М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Мотивы вольности и одиночества в лирике.      
Образ поэта-пророка      
Адресаты любовной лирики Лермонтова.      
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.   Анализ «Думы». «Родина»      
«Герой нашего времени» Композиция.   - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания.      
«Бэла» Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах      
«Максим Максимыч».   Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.      
«Тамань» «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.      
«Княжна Мери» Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.      
«Фаталист». Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».      
Тестирование по творчеству Лермонтова.   Домашнее сочинение.      
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.   Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя «Мертвые души». Обзор содержания.      
Система образов поэмы «Мертвые души».  
53 Р. Р. Обучение анализу эпизода.      
Образ города в поэме «Мертвые души».      
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.   Эволюция его образа в замысле поэмы.      
«Мертвые души» - поэма о величии России.   Мертвые и живые души. Эволюция образа автора        
Р. Р. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.      
А.Н.Островский. «Бедность не порок».   Слово о драматурге.      
Особенности сюжета.   Патриархальный мир в пьесе и угроза распада. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.      
Ф.М.Достоевский. «Белые ночи».   Основные этапы жизни и творчества.      
Тип «петербургского мечтателя»   в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.      
Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести      
Вн. чт. (По повести Л.Н.Толстого «Юность»)   Личность Л.Н.Толстого. Замысел автобиографической трилогии и ее воплощение. Подлинные и мнимые ценности жизни      
Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника».     Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.      
А.П.Чехов «Тоска».   Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.      
66 Р. Р. Подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?»   (на примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова)      
Вн. чт. Лирика Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии.
Русская литература XX века.   Многообразие жанров и направлений.      
И. Бунин. «Темные аллеи». Слово о писателе. История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.      
Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.      
М.Булгаков. «Собачье сердце»   как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Жизнь и судьба.      
Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце».   Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.      
М.А.Шолохов. «Судьба человека».   Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.      
Особенности авторского повествования   в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.      
А.И. Солженицын. «Матренин двор»   Слово о писателе. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.      
Образ праведницы   в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.      
Тестирование по произведениям второй половины XIX и XX веков.      
«Серебряный век» русской поэзии.    
А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики.   Образы и ритмы поэта. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю…» и др.      
«О доблестях…»      
С.А.Есенин. Своеобразие лирики.   Тема Родины. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано…» и др.      
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека   в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…».      
Слово о В.В. Маяковском.   «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского.      
М.И.Цветаева. Биография поэтессы.   Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой.      
Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой   «Стихи о Москве». «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.      
Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте.   Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого.      
«Я отраженье вашего лица» А.А.Ахматова.   Слово о поэтессе. Трагические интонации в любовной лирике.      
Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии.   Особенности поэтики.      
Б.Л. Пастернак. Философская глубина лирики.   Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви.      
А.Т.Твардовский. Стихи о Родине и о природе.   Слово о поэте. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».      
«Я убит подо Ржевом».   Проблемы и интонации стихов о войне.      
Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв.      
Тестирование по изученному материалу.      
Вн. чт. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. Чувства и разум в любовной лирике поэта.      
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.
У. Шекспир. «Гамлет».   Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Слово о поэте.      
Одиночество Гамлета   в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».      
Трагизм любви Гамлета и Офелии.   Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.      
И.-В. Гете. «Фауст».   Слово о поэте. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля.      
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера.   Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии.      
Повторение. Итоговое тестирование.   Выявление уровня литературного развития учащихся.        
Итоги года и задание на лето.          

Наши рекомендации