Учебно-методический комплекс
· Аристова М. А. Справочник по русской литературе для школьников / М. А. Аристова, Б. А. Макарова, Н. А. Миронова, Ж. Н. Критарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
· Доронина Т. В. Анализ стихотворения: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
· Литература . 9 кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2011.
· Литература . 9 кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2009.
· Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2001.
· Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литтературе.: 9 кл. / Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
Для учителя:
Программы и учебники:
· Литература . 9 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
· Литература . 9 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
· Программа по литературе для 9 класса общеобраз. учрежд. (базовый уровень)/Автор-составитель В. Я. Коровина – М.: Просвещение, 2008.
· Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литературе: 9 кл. / Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
Методические пособия:
· Литература . 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. / Авт.-сост. Попова Е.Н. – Волгоград: Учитель, 2009.
· Методика преподавания литературы:хрестоматия-практикум. / Авт.-сост. Б. А. Ланин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
· Миронова Н. А. Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
· Русская литература 18-19 веков: справочные материалы. / Сост. Л. В. Соколова, В. И. Федоров. – М.: Просвещение, 1995.
· Шахова Н.В., Миронова В. Г. Школьные олимпиады: русский язык, литература, английский язык: 8-11 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Интернет-ресурсы:
Справочно-информационные и методические материалы:
· http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
· http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» Художественная литература:
· http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
· http://old-russian.chat.ru/index1.htm – Древнерусская литература
· http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
· http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Телевизор
DVD
Фильмотека
Альбом по литературе для 9 класса
Альбом «Пушкин»
Альбом «Лермонтов»
4. Учебно-тематический план
9 класс (102 часа)
№ | Тема | Всего часов | Внеклассное чтение (в том числе) | Развитие речи (в том числе) |
Введение | ||||
Из древнерусской литературы | ||||
Из литературы XVIII века | ||||
Из русской литературы XIX века | ||||
Из русской литературы XX века | ||||
Из зарубежной литературы | ||||
Повторение | ||||
Итого: |
5. Тематическое планирование по литературе
Класс
Часа
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Кол-во часов |
Литература как искусство слова Вводный урок.И ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | ||||
Литература Древней Руси. "Слово о полку Игореве" (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"- величайший памятник древнерусской литературы. | ||||
"Слово о полку Игореве" Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…». | ||||
4 | Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…» | |||
Классицизм в русском и мировом искусстве. Литература XVIII века (общий обзор). | ||||
М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление…» Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. | ||||
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величесва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Ода как жанр лирической поэзии | ||||
Г. Р. Державина «Властителям и судиям». Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. | ||||
«Памятник». Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. | ||||
А. Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву" Подвиг А. Н. Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. | ||||
"Путешествие из Петербурга в Москву" Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | ||||
Н.М. Карамзин "Бедная Лиза". Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека. | ||||
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | ||||
14 | Р. Р. Подготовка к сочинению. «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений). | |||
Понятие о романтизме. (Лекция) Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму. | ||||
В. А. Жуковский «Море», «Невыразимое». Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения. | ||||
В.А.Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады. Фольклорные мотивы. | ||||
Вн. чт. К. Н. Батюшков. Е. А. Баратынский. | ||||
А. С. Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии. Особенность композиции. | ||||
"Горе от ума". Комедия Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия. | ||||
"Горе от ума". 2 действие комедии. Обучение анализу монолога. Фамусовская Москва. | ||||
"Горе от ума". 3 действие комедии. Анализ сцены бала. Чацкий в системе образов. | ||||
"Горе от ума". 4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии. | ||||
24 | Р. Р. И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию. | |||
Тестирование по материалам ЕГЭ Домашнее сочинение по комедии "Горе от ума". "Век нынешний и век минувший" в комедии. "Софья начертана не ясно …"(А. Пушкин) "Смысл названия комедии". "Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова "Горе от ума" "Москва, Страстная площадь, дом П.А.Фамусова ". Софье Павловне Фамусовой"… "Смешное и грустное в комедии Грибоедова "Горе от ума". "Стихи, их своеобразие и совершенство в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" и другие. | ||||
Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба. | ||||
Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина | ||||
Свободолюбивая лирика | ||||
Любовная лирика Адресаты любовной лирики Пушкина. | ||||
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. | ||||
«Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. | ||||
«Евгений Онегин» История создания романа. Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов романа. | ||||
Трагические итоги жизненного пути. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | ||||
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | ||||
Анализ двух писем. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина | ||||
Автор в романе. как идейно-композиционный и лирический центр романа. | ||||
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. | ||||
Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев Р. Р. Подготовка к сочинению по роману. | ||||
Вн. чт. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей. | ||||
М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Мотивы вольности и одиночества в лирике. | ||||
Образ поэта-пророка | ||||
Адресаты любовной лирики Лермонтова. | ||||
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ «Думы». «Родина» | ||||
«Герой нашего времени» Композиция. - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. | ||||
«Бэла» Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах | ||||
«Максим Максимыч». Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | ||||
«Тамань» «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | ||||
«Княжна Мери» Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. | ||||
«Фаталист». Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». | ||||
Тестирование по творчеству Лермонтова. Домашнее сочинение. | ||||
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя «Мертвые души». Обзор содержания. | ||||
Система образов поэмы «Мертвые души». | ||||
53 | Р. Р. Обучение анализу эпизода. | |||
Образ города в поэме «Мертвые души». | ||||
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. | ||||
«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора | ||||
Р. Р. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению. | ||||
А.Н.Островский. «Бедность не порок». Слово о драматурге. | ||||
Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза распада. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии. | ||||
Ф.М.Достоевский. «Белые ночи». Основные этапы жизни и творчества. | ||||
Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | ||||
Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести | ||||
Вн. чт. (По повести Л.Н.Толстого «Юность») Личность Л.Н.Толстого. Замысел автобиографической трилогии и ее воплощение. Подлинные и мнимые ценности жизни | ||||
Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. | ||||
А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. | ||||
66 | Р. Р. Подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» (на примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова) | |||
Вн. чт. Лирика Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. | ||||
Русская литература XX века. Многообразие жанров и направлений. | ||||
И. Бунин. «Темные аллеи». Слово о писателе. История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | ||||
Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. | ||||
М.Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Жизнь и судьба. | ||||
Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия. | ||||
М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. | ||||
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. | ||||
А.И. Солженицын. «Матренин двор» Слово о писателе. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. | ||||
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. | ||||
Тестирование по произведениям второй половины XIX и XX веков. | ||||
«Серебряный век» русской поэзии. | ||||
А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики. Образы и ритмы поэта. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю…» и др. | ||||
«О доблестях…» | ||||
С.А.Есенин. Своеобразие лирики. Тема Родины. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано…» и др. | ||||
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…». | ||||
Слово о В.В. Маяковском. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. | ||||
М.И.Цветаева. Биография поэтессы. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой. | ||||
Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой «Стихи о Москве». «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | ||||
Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого. | ||||
«Я отраженье вашего лица» А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. Трагические интонации в любовной лирике. | ||||
Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. | ||||
Б.Л. Пастернак. Философская глубина лирики. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. | ||||
А.Т.Твардовский. Стихи о Родине и о природе. Слово о поэте. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки». | ||||
«Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. | ||||
Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв. | ||||
Тестирование по изученному материалу. | ||||
Вн. чт. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. Чувства и разум в любовной лирике поэта. | ||||
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер. | ||||
У. Шекспир. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Слово о поэте. | ||||
Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». | ||||
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | ||||
И.-В. Гете. «Фауст». Слово о поэте. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. | ||||
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. | ||||
Повторение. Итоговое тестирование. Выявление уровня литературного развития учащихся. | ||||
Итоги года и задание на лето. |