Дизайн одежды и аксессуары

Дизайн одежды включает ее моделирование и конструирование. Продумывая форму и крой, цветовое решение, подбирая материалы для современной одежды, дизайнер в то же время создает неповторимый и запоминающийся образ.

Мода — явление переменчивое, капризное. Но мода — это отражение нашего мировоззрения, образа жизни, культурного уровня, социальных условий и многих других слагаемых жизни общества. Поэтому, прослеживая историю развития моды, мы можем отметить, что когда-то определенные стилевые направления господствовали веками, десятилетиями, годами, и, наконец, в наше время мы говорим о сезонных изменениях моды. Мода изменяется так же стремительно, как наша жизнь. При этом развитие моды происходит по спирали, на каждом новом витке возрождается что-то из забытого старого, но уже в совершенно новом качестве, с новым содержанием, небывалыми элементами, оригинальными дополнениями.

Еще недавно, в 60-70-е годы ХХ столетия мода подразделялась на уникальные работы художника-модельера, выполненные ин­дивидуально, зачастую на заказ; и работы модельера-ди­зайнера - серийно выпускаемая продукция швейной инду­стрии. Сегодня и уникальные произведения "от кутюр", и серийно выпускаемая продукция "пред-а-порте" (рге1-а-рог1ег) относят к дизайну одежды. Отчас­ти это и дань моде на дизайн, но во многом это объясняется и тем, что современная индустрия моды базируется на философии дизайнерского формообразования, ориентиро­ванной на самые современные технологии, материалы, де­мократичность и ориентируясь на широкие слои населения.

Творчество известного французского кутюрье Пако Рабанна, испанца по происхождению, отличается своей эстетикой, своим мировоззрением, своим оригинальным, ни на кого не похожим взглядом на смысл искусства. С самого начала Пако Рабанн отказывается от классических традиционных материалов для одежды и стремится создавать что-то совершенно невероятное. Он использует для своих моделей металл, пластик, кожу и создает из них жесткие конструкции и чрезвычайно пластичные, мягкие кольчуги, легкие и воздушные кружева. Кутюрье с легкостью соединяет металл и пластик, используя вместо иголки и ножниц плоскогубцы и паяльник. Наконец, он создает безумную коллекцию из бумаги. Вечерняя и дневная бумажная одежда умещается в маленькой сумочке. Одежда для одноразового использования — грандиозная идея!

Имя Нина Риччи напоминает журчание прозрачного родника, ассоциируется с чистотой и свежестью раннего утра. Всемирно известная фирма «Нина Риччи» — один из самых популярных домов моды. Производство готовой одежды и всевозможных аксессуаров — часов, очков, изделий из кожи, ювелирных украшений и бижутерии — способствовало открытию по всему миру сети фирменных магазинов «бутик», отличающихся безукоризненным качеством, утонченной элегантностью товара.

Слава Зайцев вошел в моду стремительно. Он создал стиль, который безошибочно узнается благодаря русскому характеру. Средствами костюма Зайцев создал яркий портрет русской души в блестящих коллекциях: «Русская серия», «Тысячелетие Руси», «Русские сезоны в Париже», «Ностальгия по Красоте», «Воспоминание о будущем». В них он воплотил эстетику русского народного костюма, отражающую гармонию человека и природы. Простота кроя, пропорции, цвет, декор, чистота и ясность линий создают образное единство духовного и пластического начал.

Подлинным триумфом русского кутюрье Валентина Юдашкина стал показ его коллекции «Фаберже» во время Высокой моды в Париже в 1991 г. Франция, законодательница моды, была покорена и очарована искусством российского модельера. За ней последовали «Музыка» (1992 г.), «Натюрморт» (1993 г.), «Фрески» (1994 г.), «Екатерина Великая» (1994 г.), «Балет» (1995 г.). Пышный декор моделей Юдашкина берет свое начало в изумительной красоте русского национального костюма. Модельер использует роскошь золотого шитья, шелк и парчу, расшитые гарусом и бисером, тяжелый бархат, изукрашенный стразами и жемчугом. В основе великолепных идей — возрождение прекрасных традиций русского романтизма, сохранение текстильных ремесел.

Графический дизайн

Старейшая и одна из наиболее распространенных об­ластей дизайнерской деятельности является графический дизайн. К нему относятся и искусство оформления книги, рекламно-информационного проспекта, буклета, плаката, промышленная графика и упаковка, разработка этикетки и торговых марок, фирменных знаков и шрифтовых гарни­тур, рекламной продукции на щитах и фасадах в городе. Сегодня к традиционной работе дизайнера-графика доба­вилась работа со сложными графическими системами, ста­новящиеся основой фирменного стиля предприятия, визу­альными коммуникациями в интерьерах и городской среде.

Компьютерный дизайн

Сегодня компьютер прочно вошел в работу дизайнера, стал его незаменимым спутником и помощником в работе, облегчающим рутинный труд графического оформления, ос­вобождающий его время для творческого поиска художе­ственной идеи. Современные компьютерные программы не только сокращают время работы над проектом, но и значи­тельно расширяют палитру графических и технических возможностей дизайнера. Для этого сегодня созданы спе­циальные проектные пакеты художественно-графических и инженерно-конструкторских программ, включая трехмер­ную графику и мультипликацию. Специализированные дизайнерские программы способны заменить порой целую ар­мию смежных специалистов. Они не только проводят точ­ные расчеты, определяя оптимальную форму изделия, под­сказывая выбор тех или иных конструкций и материалов, но и позволяют в трехмерном изображении и в реальном времени моделировать будущий объект в самых различных ситуациях, не только создавать виртуальные образы фор­мы проектируемого объекта и проверять ее функциониро­вание, в том числе, и в экстремальных условиях. Однако, такие узкоспециализированные интеллектуальные компь­ютерные программы довольно дорогостоящи, и их могут себе позволить приобрести только крупные дизайн-центры, про­мышленные фирмы, занимающиеся выпуском автомобиль­ной, авиационной и другой технически сложной продукции.

Компьютерный дизайн стремительно развивается - из прикладного, обслуживающего он все больше превращает­ся в самостоятельный вид дизайнерской деятельности. Одной из форм его проявления стал компьютерный те­левизионный дизайн с различными заставками передач, рекламными роликами и музыкальными видеоклипами. В последние годы получили развитие компьютерные фильмы, начиная от стилизованных форм детских мультфильмов и кончая реалистических компьютерных изображений людей, животных, городских и природ­ных ландшафтов. Другим, набирающим силу направле­нием в компьютерном дизайне, стали так называемые Web-site в Интернете, где вся система информации, гра­фические изображения строятся по своим, строго оп­ределенным правилам.

Визаж

Визаж, или искусство макияжа, участвует в создании прекрасного облика человека. Визажист (от французского visage — лицо) — дизайнер и архитектор лица. Понятие «макияж» имеет два значения: в одном случае подразумевают косметические препараты, служащие рабочим материалом для визажиста, а в другом — искусство оформления лица.

С древнейших времен женщины использовали декоративную косметику, чтобы сделать свой облик ярким и привлекательным.

В настоящее время производится огромное количество косметики, позволяющей создавать тысячи вариантов оформления лица: дневной макияж, вечерний макияж, фантазийный макияж, карнавальный макияж и др. Одновременно возрастает и роль визажиста. Широкая цветовая палитра декоративной косметики позволяет каждому визажисту найти свой творческий почерк.

В основе макияжа лежит живописный прием, то есть работа с красками. Все изобразительные средства живописи и рисунка: линия, свет, тень, блик, цвет, колорит, гармония — используются в макияже.

С помощью светлых и темных тонов моделируют и корректируют форму лица, учитывая при этом, что с помощью светлых тонов можно зрительно увеличить какие-либо части лица, а темный тон зрительно сужает, уменьшает объем.

Визажисту необходимо чувство цвета и колорита. С помощью пудры, тональных кремов, румян, теней, помады он может создавать макияж в определенной цветовой гамме, согласовывая ее с цветом волос, кожи, глаз и общего стиля одежды.

Последнее время в моде можно выделить несколько стилей: романтический, спортивный, классический, фольклорный, авангардный и др. Каждый из них может быть представлен не только в одежде, но и в декоративной косметике, что очень помогает выразить свою индивидуальность.

Арт-дизайн

Дизайн в процессе своего развития не только превра­тился в самостоятельную проектно-художественную куль­туру, но и сам стал влиять на формообразование в архитек­туре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Ре­зультатом такого взаимодействия стали авангардные тече­ния в искусстве. В дизайне появился целый ряд творческих течений, направленных на синтез с художественным и ар­хитектурным формообразованием, под общим названием "арт-дизайн". Произведения здесь, как и в искусстве зача­стую носят единичный характер, при этом само формообра­зование в основе своей базируется на философии дизайна: эргономичность изделия, ориентация на современные мате­риалы и технологии, веяния моды и др.

Фитодизайн

Фитодизайн представляет собой как составление отдельных объемных или плоских композиций из живых или засушенных цветов и растений, так и целостное оформление интерьеров цветами, травами, деревьями, корягами и т. п. Правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом растения создают психологический комфорт в помещении, улучшают его микроклимат.

Иногда составление плоских композиций (картин, открыток и т. п.) из засушенных растений выделяют в особую область — флористику, порой понятия «флористика» и «фитодизайн» отождествляют.

Дизайнер заботится о том, чтобы подобрать растения по форме и цвету, составить букет, венок, гирлянду, корзину на основе композиционных закономерностей, в соответствии со стилями и школами аранжировки цветов.

Богатство форм и красок природы подсказывает дизайнеру необходимое решение для создания образа, выражения чувств и мыслей с помощью цветов, листьев, ветвей и др. Кроме растительного материала в композицию могут быть включены другие природные материалы (камни, перья, ракушки), а также искусственные цветы и растения, в совершенстве имитирующие живые, пластик, металл, керамика, ленты, игрушки и др.

Особые традиции в аранжировке цветов возникли на Востоке. Японское искусство составления композиций из растений (икебана) оказало огромное влияние на развитие европейских и американских стилей фитодизайна.

Дизайнеру, осуществляющему озеленение интерьера, необходимо учитывать форму и размеры помещения, его назначение, основные требования растений к влажности, освещению, температуре и многое другое. В зависимости от задач композиции и специфики интерьера растения могут размещаться по периметру остекления, декорировать стены, подвешиваться к потолку, разделять пространство интерьера цветочницами или решетками, находиться свободными группами на полу, быть ограждением лестниц и др.

Эффектно смотрятся в интерьере небольшие деревца, шарообразная крона которых составлена из засушенных или искусственных цветов, трав, шишек, листьев и др. Такие шары можно подвесить к потолку, составить из них интересные композиции. Фитодизайн вносит в нашу жизнь праздничное настроение, радость и красоту.

Литература

Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна. Учебник для вузов.- М., Союз дизайнеров, 2002.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М., Академия, 1999

Наши рекомендации