Композиционная роль фактуры
Билет 8.
Система понятий.
Фактура (factura - обработка, от facio - делаю. - лат.) - строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение составляющих её голосов. - определение Холоповой.
Фактура в музыке - это художественно целесообразная трёхмерная музыкально-пространственная конфигурация звуковой ткани, дифференцирующая и объединяющая по вертикали, горизонтали и глубине всю совокупность компонентов. - определение Назайкинского.
Лишь художественная, профессиональная обработка звучания даёт фактуру.
Конфигурация - слово, акцентирующее в фактуре предметно-пространственную природу. Его можно было бы заменить привычным термином "рисунок", который часто применяется в теории по отношению к мелодии и ритму. Однако чтобы не сводить фактуру к графике в двух измерениях - вертикали и горизонтали, которые лежат в основе мелодического и ритмического рисунка, и отразить также глубинную координату, мы предпочитаем пользоваться словом "конфигурация", способное обозначать сочетание многих фигурированных структур.
3 параметра фактуры:высотно-регистровые, временной и глубинный.
В высотно-регистровом(вертикаль) измерении пласты фактуры и голоса предстают как верхние, средние и нижние.
Временной (горизонталь) показывает координацию фактурных элементов во времени. "Фактурная ячейка"
Глубинный, Назайкинский характеризует через эффекты приближения и удаления, создаваемые нюансами громкости.
Классификация.
Классификация по Холоповой.
Прежде всего, фактуры различаются по количеству голосов: 1) одноголосие(монодия) и 2) многоголосие.
1. Монодия в строгом смысле - древнее одноголосие, ещё не знающее многоголосия, - древнегреческая музыка, григорианское, знаменное пение. Однако одноголосную линию со скрытым многоголосием настоящей монодией считать нельзя. 1голос должен выполнять 1 функцию.
2. Многоголосие располагает развитой системой фактурных видов.
1) Органум - ранняя форма многоголосия с дублировкой ведущего голоса в интервал.
2) Гетерофония и подголосочность. По определению Бершадской, подголосок - это вариант основной мелодии, ей подчинённый. 2 голоса выполняют 1 функцию.
3) Полифония - сочетание индивидуальных мелодических голосов, равноправных или соподченённых, содержит 2 вида: имитационную и контрастную. Контрастная - когда идёт сплетение 2х тем, наделённых своеобразным образом.
4) Гомофония (или гомофонно-гармонический склад) как тип фактуры. Господствует мелодия и соотношение её с аккомпанементом, как правило, полиритмично. Не путать с аккордовым складом! Он дублирует линию либо верхнего голоса, либо баса, соотношение моноритмично.
5) Гомофонно-полифонический склад.
6) Полифония пластов - частный вид многоголосия, в котором контрапунктируют многозвучные фактурные слои. Чаще всего встречается в опере, как неслитность музыкальных партий, принадлежащих пространственно разделённым группам действующих лиц и звуковым фонам.
7) Пуантилизм - фактура в основном полифоническая, как бы распылённая на звуко-точки.
8) Сверхмногоголосие - полифоническая фактура, включающая большее количество голосов, чем может охватить наше восприятие.
Примеры фактуры по Скребковой-Филатовой.
1. Типы: монофункциональный и полифункциональный.
2. Склады: монодия, гетерофония, ленточное многоголосие, полифония(подголосочная, контрастная), аккордовый, гомофонный, смешанный.
3. Фактурные рисунки (альбертиевы басы, волыночный органный пункт).
Образно-смысловая роль фактуры.
Фактура живо и непосредственно участвует в становлении образного строя музыки, является оформлением музыкальной ткани.
Поскольку формирование образного содержания происходит силами всех сторон музыкальной речи, всех музыкально-языковых систем, фактура далеко не всегда выходит на первый план. Однако фактура отнюдь не "безразлична" к содержательному слою.
В современной музыке, гармоническое мышление отлично от классических и романтических норм, роль фактуры существенно изменяется. Соотношение двух систем - гармонической и фактурной - изменяется в сторону усиления значимости фактуры. Наблюдается "присвоение" фактурой тематических функций.
В классическом и романтическом искусстве фактурная система, часто вступающая в сложные соотношения с мелодикой и гармонией, способствовала формированию необычайно глубоких внутренних процессов образного развития.
Шопен, прелюдия e-moll.
Фактурная идея прелюдии - постепенное проявление скрытых потенций имитационно-полифонического начала. Имитационность как проявление диалогичности раскрывает внутреннюю лирическую сущность музыки, её глубокую противоречивость. Фактурное crescendo, а далее срыв, резкое сворачивание достигнутого многообразия.
Композиционная роль фактуры.
Связи фактуры и формы композиции известны в наименьшей степени. Ведь это отношения между наиболее чувственно-конкретной (рождающейся сразу же, с первого звука), пространственной организацией музыки и предельно обобщённой (понятной лишь к концу произведения) процессуально временной организацией.
Связать определённый раздел формы с каким-либо обязательным типом изложения почти невозможно. (Хотя некоторые закономерности найдены).
Для проявления формообразующих сил фактуры важны не конкретные виды изложения (они могут быть любыми), а отношения между этими видами.
Муз.тема - основа формообразования, организуется всем комплексом средств и систем. Важную роль играет и фактура, поскольку тема всегда изложена в каком-то складе.
Муз.фактура может вступать с тематизмом в разные соотношения: параллельные, непараллельные, смешанные.
При репризных повторениях темы может восстановиться и первоначальный тип её изложения. (рефрен в рондо, в репризах типа "da capo").
Однако тема может повторяться в ином фактурном облике (динамические репризы, разработка темы в сонатной форме, варьированные рефрены).
Расгласование тематических и фактурных процессов нередко выражается в эмансипации фактуры.
Без повтора темы может иногда только изложение ткани. В этом случае возникает определённая репризность, достигаемая лишь фактурными средствами. Таким образом фактурное изложение способствует образованию формы "второго плана", точнее "факутрной композиции".