Викторианство. Джентельмен как культурное явление. Дендизм
Викторианство
Период расцвета связан с долгим веком правления королевы Виктории (1837-1901), который стал эпохой накопления богатств и процветания английской буржуазии. Это было время Форсайтов: "В стране царила учтивость, для нищих строили закуты, бедняков вешали за ничтожные преступления..."161
Королева Виктория, выйдя замуж за принца Альберта, попала под влияние его немецких идеалов, по сути своей, буржуазных. К ним относились: долг, добропорядочность, трудолюбие, размеренный образ жизни. Придворный обиход совершенно переменился - воцарилась строгость нравов. Разведенные женщины не могли появиться при дворе, исчезла всякая фривольность, запрещалось курение, азартные игры по воскресеньям, обязательным стало посещение церкви162. Пуританизм королевы поддерживался средним классом, но не разделялся аристократией. В высших кругах буржуазные "приличия" не пользовалось таким безусловным почтением, как на более низких ступенях. Знать позволяла себе эксцентричность, меньше считаясь с общественным мнением, - "за принцев никогда нельзя ручаться..." (М. Пруст).
Викторианство, подняв на щит традиционно буржуазные ценности, шло в русле глобальных перемен своего времени. Кардинально меняется отношение к женщине. Галантный век уходит в прошлое, песочные часы переворачиваются. Буржуазная нравственность провозглашает своим кредо "ненависть к пороку и уважение к добродетели". Эротическая тема отныне исключена из жизни общества, любой намек на нее считается предосудительным. Люди становятся бесполыми, и отличаются друг от друга всего лишь костюмом. "Приличные люди всегда одеты", нагота, символизирующая бесстыдство, исчезает из обихода.
Приличия господствуют надо всем. Из лексикона исчезают слова, обозначающие те или иные части тела. Появляется скрупулезная регламентация поведения, предназначенная для охраны нравственности женщин, особенно молодых девушек: чтобы не быть скомпрометированной, девушке недопустимо оставаться наедине с мужчиной, и даже молодой женщине возбраняется делать это. Порядочная женщина не может вечером выйти из дома одна, она обязана строго соблюдать правила поведения в обществе, дома и на улице163. Эротика становится прерогативой исключительно сильного пола, женщины обязаны были просто игнорировать эту сторону жизни. Условности зачастую смешны и нелепы, они исходят из некоей посылки, приобретающей в буржуазном кругу характер аксиомы: "то, о чем не говорят вслух, в действительности не существует". И потому не существует секса, адюльтера, совращения девушек и женщин, незаконных детей. Все эти темы решительно изгоняются из жизни общества.
Брак идеализируется, превозносятся его достоинства и дети - уже не помеха, но высшая цель и смысл жизни. Требования добрачного целомудрия и обязательной взаимной верности супругов становятся императивом (интимные отношения вообще разрешены только в законном браке.) Поскольку дети наследуют имя и состояние своих родителей, последние обязаны воспитать их в соответствующем духе. Это нравственный долг и одновременно христианская добродетель. Говоря о детях, имеют в виду только законных наследников. (Всякая незаконная связь порочна, и потому любой внебрачный ребенок, особенно ребенок незамужней девушки, превращается в изгоя, подвергается гонениям и притеснениям, а его мать покрывает себя неизгладимым позором.) Своего апогея лицемерие "приличного" общества достигает в негласном разрешении "грешить тайком".
Британия на новом витке истории вновь обращается к пуританским ценностям времен Кромвеля. Но в 19 в. суровые нравы эпохи Английской буржуазной революции подменяется стилизацией - викторианской нравственностью. Эта форма вторична: истинный риторизм заменен его имитацией; внутренние ценности, служившие ориентирами личности, определявшие ее мировосприятие и поведение, превращаются во внешние, становятся правилами общественной благопристойности. Любая стилизация условна, она имеет известную игровую природу. Однако игра ведется "всерьез", и нормы приличий в Англии отличаются крайней суровостью. "Целомудренный Альбион" накладывает запрет на слово и изображение, на научную и художественную литературу, затрагивавшую вопросы пола. Любая "физиология" исчезает, темы бесед в обществе крайне ограниченны: погода, королевская семья, а для мужчины - новости политики. Лексика регламентируется и контролируется строже, чем на континенте. (Классический литературный пример - "Пигмалион" Б. Шоу.)
Джентльмен
Викторианство - апогей развития буржуазного духа. Однако не только буржуазия задает тон в обиходе 19 в. Не утратила своей притягательной силы и дворянская культура, аристократия по-прежнему сохраняет высокий общественный престиж. Благородное сословие медленно эволюционирует от века к веку: от рыцарства феодальной эпохи к придворному эпохи Возрождения, дворянину 17 в., галантному кавалеру 18, и, наконец, джентльмену 19 в. Само понятие "джентльмен" существовало еще в период Средневековья: оно означало когда-то просто дворянина, человека, не занятого трудом, и потому благородного. "Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был джентльменом?" Этот средневековый стишок был едва ли не самым любимым во времена Английской революции.
В течение веков менялись идеалы, культура быта, поведение. Воинственный рыцарь постепенно "демилитаризируется". Эволюция шла от благородного рождения к благородному поведению, к личной культуре индивида. В 19 в. происходит сращивание верхушки буржуазии с аристократией. Буржуазия активно усваивает дворянский образ жизни, а дворянство - буржуазный. Свои классические формы этот процесс обрел в Англии: "Шестьдесят четыре года покровительства собственности создали крупную буржуазию, приглаживали, шлифовали, поддерживали ее до тех пор, пока она манерами, нравами, языком, внешностью, привычками и душой почти перестала отличаться от аристократии"164. Англия дала миру своеобразный тип джентльмена 19 в. Будучи, по выражению социолога, чисто английским гибридом феодального господина и буржуа (характеристика М. Бэрд), он преодолевает национальные границы, превращаясь в общеевропейскую и мировую культурную реальность. И в этом смысле его фигура космополитична.
Джентльмену присущи определенные взгляды и ценности, нормы поведения, образ жизни. Первое и важнейшее требование, предъявляемое к нему - состоятельность. Он должен обладать определенным доходом, чтобы не трудиться, зарабатывая себе на жизнь. Особенно строгий запрет налагается на ручной труд165. Работа ради заработка предполагает известный профессионализм, и потому последний безжалостно отвергается, глубоко презирается. В среде джентльменов господствует культ любительства, хобби. Можно заниматься любым интеллектуальным трудом, искусством, спортом, но только не на профессиональном уровне. Подобный дилетантизм мог давать высокие образцы мастерства и компетентности в сфере науки и искусства, но общая посылка сохранялась неизменной вплоть до самого последнего времени, и только 20 в. заставил джентльмена примириться со службой ради заработка. Однако общество молчаливо признавало допустимой службу в армии, а также дипломатическую, политическую и даже предпринимательскую деятельность.
Не менее важно понятие чести, присущей, как полагали, исключительно джентльмену. Презирать опасность, проявлять мужество - признак джентльменского воспитания, наследие старых рыцарских традиций. Нельзя сражаться со слабым противником, но нужно противостоять сильнейшему, бороться до конца. Маленький бульдог, не пасующий перед натиском огромной собаки, - вот джентльмен собачьего мира. Наследием рыцарских времен оставалась дуэль, существовавшая в некоторых странах вплоть до Второй мировой войны. Неоднократно запрещаемая властями, раскритикованная и осмеянная другими классами, она и в 19 в. продолжает считаться универсальным средством для разрешения конфликтов. Дуэльный кодекс, как и правила "честной игры" следовало соблюдать только в окружении равных, в своем кругу.
Будущие джентльмены воспитывались в привилегированных частных (закрытых) школах. Одним из действенных воспитательных средств в них служила розга, приучавшая к дисциплине и повиновению. Обучали в основном гуманитарным наукам, особое внимание уделялось истории, в том числе античной, словесности, древним языкам - латыни и греческому. В комплексе эти элементы давали так на-зываемое классическое образование. Оно становится символом элитарности: только привилегированный класс мог позволить себе тратить время и деньги на освоение латыни, чтение древних стихов. Подобные знания непроизводительны, они не связаны с той или иной практической деятельностью, приносящей доход. Они вообще не имеют утилитарного значения, и тем самым подчеркивают аристократизм "праздного класса". Впрочем, чересчур усердствовать и углубляться в науки не стоит. Они необходимы для придания светского лоска, но отнюдь не для интеллектуальной карьеры, на которую наложено табу, как и на любой профессионализм. И потому джентльмена отличает слегка презрительное, снисходительное отношение к действительно интеллектуальному труду.
Будущий джентльмен должен выработать твердый характер, упорство, веру в себя, которые помогут в любых ситуациях. Спокойствие в сочетании с достоинством, умением владеть собой необходимы тому, кто будет руководить другими. Чрезвычайно важны хорошие манеры - мягкость, учтивость, сдержанность. Они служат признаком избранности, принадлежности к светскому обществу и одновременно ограждают от посягательства низших. Джентльмен чужд аффектации, он с недоверием относится к слишком открытому выражению чувств, холоден, свободен от привязанностей. При обучении хорошим манерам лучший путь - подражание. Следовательно, необходимо бывать в обществе хорошо воспитанных людей, чтобы получить наглядное представление об образцах подобного поведения.
Юноши занимаются спортом, поскольку он приучает к правилам "честной игры". Об этом свидетельствует и лексика. Понятия "спортсмен", "спортивное поведение" заменили в известной степени понятия "рыцарь", "рыцарское" (вероятно, они воспринимались как слишком высокопарные). Командные виды спорта, особенно, в Англии, прививали навыки коллективизма, дух солидарности. Правда, они распространялись только на "своих", давая стойкое ощущение кастовости. Занятия спортом настолько вошли в обиход, что стали обязательным элементом повседневной жизни. Спорт, естественно, никогда не трактовался как профессиональный, а только как любительский. Некоторые его виды были более популярны, чем другие: плавание, бег, гребля, гольф, теннис, верховая езда.
Особую роль играет все, связанное с лошадью. Она была непременным атрибутом знати, символом сановности, позволяла смотреть на других сверху вниз166. Верховая езда со средневековых времен считалась признаком аристократизма. Господа продолжали азартно охотиться, поскольку в их владениях обычно имелись охотничьи угодья. (Заповедные уголки строго охранялись от посягательств простонародья - охота в барском лесу примерно наказывалась167.) В этом же ряду стоят так называемые дипломатические охоты, существовавшие на протяжении длительного времени. Имелись и другие развлечения, время от времени входившие в моду в тех или иных странах. Так, У. Теккерей в "Ярмарке тщеславия" говорит о том, что в Англии начала века были популярны бокс, крысиная травля, игра в мяч и езда четверней. Ими с увлечением занималась английская "золотая молодежь".
Для джентльменов характерно предупредительное и покровительственное отношение к женщине. Рыцарскую, а затем дворянскую культуру едва ли можно считать "матримониальной". Она глуха к семейным радостям, и женщина воспринимается не как жена, мать, но как Прекрасная Дама, подруга, возлюбленная. Эти традиции унаследованы 19 в., однако в разных странах они имеют свои особенности. Во Франции - это галантность, в Англии - отношения более сдержанные. Следует отметить, что для женщины из высшего общества также предусмотрены определенные нормы поведения. Она должна быть хорошо воспитана, тактична, иметь хорошие манеры. Они, в известной степени, соответствуют мужскому кодексу чести, делая подругу джентльмена леди.
Аристократические круги повсюду в Европе, как правило, космополитичны. Это нельзя безоговорочно отнести к основной массе дворянства и буржуазии. В отдельных европейских странах наблюдаются те или иные особенные черты джентльмена. Так, в Англии он больше руководствуется чувством долга, а во Франции - чести, в Англии он воспитывается в духе служения обществу, во Франции - нет. Различно отношение к спорту, к женщине и т.п. Это объясняется многими причинами, обусловленными национальными особенностями той или иной страны. Однако на протяжении всего 19 в. аристократизм повсюду сохраняет свою притягательную силу. Бальзак во Франции описывает стремление нуворишей проникнуть в аристократические салоны168, Теккерей в Англии пишет свою знаменитую "Книгу снобов". И сам снобизм как явление, зародился, конечно же, в Англии, ставшей в 19 в. колыбелью многих новых культурно-бытовых форм.
"Что за преклонение перед пэрами в нашей свободной стране! Все мы в нем участвуем, более или менее, и все становимся на колени"169. Так говорит Теккерей об Англии, но его слова, в большей или меньшей степени, можно отнести практически ко всей Европе.
Дендизм
В последние десятилетия 18 в. возникает еще одно явление - дендизм, широко распространившийся в Европе в 19 в. Миру его также дала Англия. Связанный с английской традицией, замешанный на экстравагантности ее национальной аристократии, он в значительной степени питался настроениями франкофобии, охватившей Европу в период Наполеоновских войн. Дендизм - это "экзистенциальный бунт", аристократический мятеж индивидуализма, противопоставляющий свое поведение приличиям светского общества. Индивидуалистическое бунтарство демонстрирует подчеркнутое пренебрежение нормами светской морали, оскорбительный эпатаж, развязность. Данный феномен принадлежит целиком сфере бытового поведения, но имеет также собственную идеологию, мораль и эстетику. Для денди характерен определенный стиль поведения, он является выразителем новой этики: "Критерием светскости становится элегантность, соединенная с роскошью"170. Феномен дендизма будет в определенной степени мифологизирован литературой, которая создаст художественный стереотип, превратив своего героя в легенду. Ему отдали дань Бальзак, Бодлер, Мюссе, Бульвер-Литтон.
Дендизм имеет разные формы. Одна из них - романтическое бунтарство, полное неприятие всех светских условностей, разрыв с обществом - путь Дж. Байрона. Этот незаурядный человек заложил основы байронизма - типа поведения, который вызвал массу подражаний. Большинство из них было откровенно эпигонского толка, легко имитировало внешние проявления, но не постигало его глубинной и трагической сути. Поведение денди отличает разочарованность и меланхолия, будь то английский сплин или русская хандра, описанная А.С. Пушкиным. Ее масштабы поистине космические, денди разочарован всем и вся. Эта "скука" может действительно ощущаться как трагическая безысходность, о чем свидетельствует странная "эпидемия" самоубийств, распространившаяся в то время среди молодых англичан. Но хандра может быть и чисто искусственного происхождения, особой позой, призванной продемонстрировать тонкость и глубину натуры. В таком случае "несовершенства мира" повинны в преждевременном "увядании души", что, как определенный прием, часто использовалось романтиками.
Дендизм имел и другое направление - эстетство, начало которому положил знаменитый денди той эпохи - Дж. Браммел. Именно его увековечил Барбе д'Орвильи в своем сочинении "О дендизме и Джордже Браммеле". Это архисветская утонченность, демонстративная пресыщенность, эстетское самолюбование. Известно высказывание Байрона, что он предпочел бы быть Браммелом, нежели императором Наполеоном. Не одни англичане являли миру примеры "безличной и бесстрастной элегантности". У французов был Альфред д'Орсе, ставший европейской легендой. Далеко не последнюю роль в этом сыграли его красота и оригинальность нарядов, Д'Орсе оставался законодателем мод на протяжении целых тридцати лет. Женщины сбегались посмотреть, как "красавец француз в лосинах орехового цвета, в сапогах с отворотами, в рединготе турецкой материи цвета лесной фиалки и охряных лайковых перчатках, гарцует на лошади"171.
Костюм - визитная карточка денди. Не просто большое, но чрезвычайно большое внимание он уделяет туалету. Денди может одеваться "нарочито просто, без вычур" и приказывать "обтирать ботфорты своих сапог шампанским". Он может коротко стричься или делать прическу с локонами в виде штопоров. Любая деталь костюма, любой атрибут участвует в создании образа, будь то трость, часы, очки или лорнет. Последний становится непременной принадлежностью и играет специальную роль: пристальное разглядывание лиц считалось дерзким и вызывающим, а взгляд через лорнет еще более подчеркивал оскорбительный характер этой манеры.
Ничто не приносит денди такой удачи, как дерзость.. Шатобриан, говоря о д'Орсе, вспоминает: "Он скакал галопом по Гайд-парку, презирал любые препятствия, играл, бесцеремонно окликал на "ты" знаменитых денди; наградой ему был неописуемый успех"172. Кодекс поведения денди-джентльмена изложен у Э. Бульвер-Литтона в романе "Пелэм, или Приключения джентльмена". Герой стремится любыми способами "отличаться от людского стада". Цель оправдывает средства, и потому, чтобы заслужить славу оригинала, можно демонстрировать не только недюжинную силу, но и слабость. Главное - неповто-римость поведения, противопоставление его любому шаблону. Фатовство носит спокойный, рассчитанный характер. В свете эти люди говорят мало, вероятно для того, чтобы, по остроумному замечанию Л. Мерсье, "не компрометировать своих притязаний на гениальность" (так называемые "молчаливые").
Дендизм - порождение дворянской культуры, ее последний всплеск, за которым следует постепенное затухание, ассимиляция этих форм.