Миф как культурное явление. Разновидности мифов. Мифы древних славян

Проблема возникновения культуры

Основные этапы развития первобытной культуры.

Особенности первобытной духовной культуры. Формы первобытных верований.

Возникновение искусства и морали. Памятники первобытной культуры в Украине.

Неолитическая революция и ее культурные последствия. Раннеземледельческая культура в Украине.

Понятие цивилизации. Основные черты ранних цивилизаций.

Мировые религии, их культурно-историческое значение и влияние на культуру Украины.

Общая характеристика и периодизация культуры Средневековья. Духовная культура Средневековья.

Культура Киевской Руси.

Культура Возрождения. Возрождение и славянский мир.

11. Культура Нового времени: общая характеристика, периодизация.

Понятие культурного региона. Культурные регионы современного мира.

Культурные регионы в современной Украине.

Понятие культурной политики. Основные направления культурной политики современной Украины.

Культура Украины 16-18 века

Культура Украины в контексте влияния России и Европы в 19 - нач. 20 века.

Культура Украины 20-21 века

Миф как культурное явление. Разновидности мифов. Мифы древних славян.

1.Вопрос о происхождении, генезисе культуры - ключевой вопрос культурологии. От того или иного его решения зависит и вопрос о понимании самой культуры, её сущности, а значит, и тенденциях её развития в будущем. Но здесь есть и другая особенность: в зависимости от понимания культуры решается и вопрос о её порождении, возникновении, генезисе.

Мы можем выделить ряд представлений о генезисе культуры. Например, для некоторых авторов культура связывается с речью, со словом, с вербальными формами её выражения. Здесь присутствует примерно такая логика рассуждений: слово, речь - всегда осознаны, сознательны, духовны. Если существует речь, значит, существует сознание, а раз существует сознание, то существует и духовная культура. А культура - это только духовное явление. В таком случае, начало возникновения культуры должно относиться к 40-50 тысячелетиям до н. э., когда у человека появляется речь и он начинает членораздельно выражать свою мысль. Но здесь возникает ряд возражений: мы не должны слово напрямую связывать с мышлением. Мышление может выражаться и в иных формах, например, в жестовой деятельности или в ритуалах. Тогда появление культуры, а здесь речь идёт о духовной культуре, надо относить к более ранним началам человечества, когда появляются продукты духовной деятельности человека: наскальный рисунок , протоскульптура, захоронения. Тогда момент появления культуры относится к периоду, отстоящему от нас примерно на 200 тысяч лет. Но и на такое понимание генезиса культуры можно возразить: ведь "сознание" сопровождает любую трудовую деятельность человека. Труд - это целесообразный процесс, который осуществляет человек в его воздействии на природу для её преобразования. Поэтому культуру надо связывать с появлением труда, производства орудий. Момент начала производства орудий и есть момент становления человека и его культуры. Процесс порождения человека называется антропогенез. Соответственно, процесс становления культуры получил название культурогенеза. В современной науке всё большее количество сторонников получает концепция, согласно которой появление человека и появление культуры совпадают во времени, хотя и имеют различную природу. Но человек - это существо социальное, общественное, каковыми не являются другие живые существа. Значит, появление человека связано и с появлением общества. Таким образом, мы имеем три одновременно происходящих процесса, и кроме уже отмеченных двух необходимо говорить и о социогенезе.

Антропо-социо-культурогенез - это единый во времени, в сущности, в целом, но различающийся в частях, коэволюционный, самоорганизующийся, взаимосвязанный процесс порождения человека, общества и культуры. Значит, ответить на вопрос, когда появилась культура, можно, только ответив на вопрос о времени появления человека и общества, то есть осветив проблемы антропогенеза и социогенеза.

2. Одной из особенностей первобытной культуры является коллективизм. С самого зарождениячеловеческого рода община была основой его существования, именно в общине и зародилась культура первобытности. В эту эпоху не было места индивидуализму. Человек мог существовать только в коллективе, пользуясь с одной стороны, его поддержкой, но с другой стороны, будучи готовым в любое время пожертвовать ради общины всем, вплоть до жизни. Община рассматривалась как некое единое существо, для которого человек – не более чем составной элемент, которым при необходимости можно и должно жертвовать во имя спасения всего организма.

Первобытная община строилась на принципах кровного родства. Считается, что первой формой фиксации родственных связей было родство по материнской линии. Соответственно женщина играла ведущую роль в обществе, была его главой. Такой общественный строй называется, как известно, матриархатом. Обычаи матриархата оказали влияние на особенности искусства, породив стиль искусства, призванный воспевать женское начало в природе (его выражением, в частности, являются многочисленные скульптуры т.наз. палеолитических Венер – женских статуэток с выраженными признаками пола).

Хронологическая периодизация

- праобщина, господст 1,5 млн-140 тыс лет до н э, охватывает нижний и средний палеолит. Основной вид хоз-ва присваивающий, люди принадл к культуре присваивателей и рыболовов, примитивная обработка камню.

- первобытная община от 140 тыс лет- 5 тыс лет до н э, верхний палеолит, мезолит вплоть до раннего неолита. Происходит постепенный переход от собирательства к земледелию, приручению животных, выполнялись уже до 300т операций с камнем.

Неолитическая революция – оседлый образ жизни, как следствие демограф взрыв + переход от присваивающ к произ-му хоз-ву и как результат – экономический подъем.

- разложение родовой и появление протокрестьянской или соседской общины от 10 – 5 тыс лет назад, по археолог признакам это время позднего неолита, период хар-ся расширением зоны земледелия и переходом к использованию металла. Особенно в тех местах где имелись рудные месторождения. В наиболее развитых районах в этот период формировались основы первых цивилизаций.

Энеолит. Люди научились добывать и обрабатывать медь, но орудия труда продолжают изготавливать из камня. На территории современной Украины к этому времени относицца трипольская культура.

Бронзовый век. Бронза- сплав меди и олова, более прочный металл из кот изготавливают орудия труда, улучшилась обработка земли, появляються излишки, формируецца имущественное неравенство, начинаюцца войны за овладевание чужим имуществом. В связи с этим формируецца культ военного вождя. В исскустве женские изображения почти полностью исчезают и заменяюцца мужскими. Возникает специализация ремесел.

Железный век. Железо наиболее прочный металл.По прежнему продолжают вестись грабительские войны, строяцца оборонит крепости, племена объединяюцца в племенные союзы. Возникает специализация в искусстве.

3. Первобытным людям были известны качества камней, из которых они изготовляли орудия, повадки животных, на которых охотились, свойства растений, которые они употребляли в пищу. Они обладали медицинскими знаниями: умели лечить раны и переломы, выправлять вывихи, использовать целебные растения. Существовали у них различные приемы счета. Потребности практической деятельности сделали необходимым появление календаря, что предполагало возникновение астрономических знаний. Первоначальное исчисление времени велось, вероятно, по Луне. Затем возник солнечный календарь. Одновременно формировалась карта звездного неба: выделялись созвездия, им давались названия. Несомненно существование в позднем палеолите религии и изобразительного искусства. Достаточно только упомянуть знаменитую живопись пещер Альтамира (Испания), Ласко, Монтеспан, Ла Мадлен (Франция) и др.

Искусство первобытной эпохи отнюдь не исчерпывалось изобразительным. Получило развитие прикладное искусство, в частности, изготовление различного рода украшений. Люди первобытного общества устраивали праздники с различного рода развлечениями: музыкой, песнями, танцами, пантомимами, играми, состязаниями в беге, борьбе и т. п. Некоторые танцы носили ритуальный характер, но так было далеко не со всеми.

В первобытную эпоху возникли и произведения словесности: поговорки, пословицы, рассказы, сказки. Особое место среди них занимали мифы. В своей исходной форме миф представляет собой повествование, в котором те или иные природные или социальные явления истолковываются и объясняются как результаты действий героев этого рассказа.

Первоначальные мифы возникли из обрядов.

Первые мифы были тотемистическими. Исполняемые членами коллектива, ряжеными под тотемное животное, ритуальные тотемистические пляски стали истолковываться как сцены из жизни далеких предков, а эти предки начали рассматриваться как существа, бывшие одновременно и людьми и животными, как полулюди-полуживотные.

В дальнейшем мифы стали возникать и независимо от обрядов. В них действиями тех или иных существ стали объясняться самые различные явления. Широкое распространение получили мифы о культурных героях .Первоначальные мифы не были религиозными, ибо их герои не наделялись сверхъестественной силой. В дальнейшем возникла и религиозная мифология.

Исходным пунктом эволюции религии была магия.

Магия – уникальные первичный формы религии, религиозных верований, тк здесь не только мир воздействует на человека но и человек влияет на мир, не с помощью реальных, а с помощью мистических средств предмета.

Следующий шаг состоял в наделении сверхъестественным влиянием определенных предметов - фетишей, включая амулеты и талисманы. Возник фетишизм. Магия и фетишизм зародились уже в эпоху палеоантропов.

Еще позднее сверхъестественная сила начала мыслиться как способная передаваться от человека к человеку, от предмета к предмету. Эту форму религии называют эманизмом. И, наконец, сверхъестественная сила стала представляться в виде особых самостоятельных существ. Так возникла вера в демонов или, как иногда говорят, духов Примерами демонов могут послужить домовые, лешие, водяные, русалки, эльфы, тролли, наяды, дриады и т. п. Своеобразной категорией демонов являются души умерших, которые тоже понимались как телесные существа. Эту форму религии называют демонизмом, или анимизмом (от лат. anima - душа).

По мере развития религии выделяются люди, которые, как считалось, были способны успешнее других использовать сверхъестественную силу для достижения тех или иных целей. Вначале это были колдуны. Затем шаманы - особые люди, которым приписывается способность, приводя себя с помощью различных средств (пение, пляска, удары в бубен и т.п.) в исступление, вступать в прямое общение с духами (демонами). Люди верили, что шаманы с помощью духов могут лечить от болезней, предотвращать различного рода несчастья, обеспечивать успех в промыслах, предсказывать будущее и т.п. Систему верований, в центре которой находятся шаманы, называют шаманизмом.

Следующий шаг в развитии религии связан с начавшимся в дальнейшем переходом от первобытного общества к классовому. Зарождается многобожие, или политеизм. Вместе с ними появляются жрецы - посредники между людьми и богами. Окончательное оформление политеизма относится уже к классовому обществу, где боги приобретают облик грозных владык, правящих миром и распоряжающихся судьбами людей. Целью обрядовых действий становится умилостивление богов. Дальнейшее развитие религии в классовом обществе приводит к возникновению единобожия, или монотеизма.

В целом на стадии первобытного общества все явления духовной жизни были теснейшим образом связаны, взаимно переплетались и проникали друг в друга. Все это дает основание говорить о синкретизме, т. е. слитности, нерасчлененности духовной культуры первобытности.

4. Единственной властью в раннепервобытной общине была общественная воля, которая выражалась в двухформах: в унаследованной от праобщины форме табуитета (праморали) и более поздней форме настоящей морали. В общественной воле, прежде всего морали, выражались объективные интересы первобытного коллектива, в которой выражались его интересы. Эта социальная воля проявлялась в общественном мнении и закреплялась в обычаях и традициях, которые передавались из поколения в поколение. Соблюдение требований морали обеспечивалось исключительно лишь силой общественного мнения. Физическое насилие при этом не применялось даже по отношению к убийцам. Лишь в самых крайних случаях постоянного нарушителя моральных норм могли изгнать из коллектива. Но нарушение более архаичных норм - табу - могло повлечь за собой физическое наказание и даже смертную казнь.

Важнейшая особенность как табуитета, так и первобытной морали заключалась в том, что обе эти формы общественной воли регулировали отношения только между членами того или иного социоисторического организма. Каждая община имела собственную волю, нормы которой распространялись исключительно лишь на ее членов. Соблюдение социальных норм требовалось лишь в отношении членов своей общины и своего рода.

На человека, не входившего в состав данной общины, не распространялось действие ни негативных, ни позитивных норм, существовавших в данном социоисторическом организме.

Первобытная социальная воля была единственным регулятором поведения людей в раннепервобытном обществе. Никаких особых органов власти на этой стадии развития не существовало. Были лишь сугубо неформальные собрания всех или части членов общины, на которых согласовывались точки зрения и вырабатывалось единое мнение по тем или иным вопросам. Не было никаких специальных должностных лиц - старейшин, вождей.

Были люди, которые выделялись из числа остальных своим умом, жизненным опытом, способностями, успехами в том или ином виде деятельности. Они пользовались уважением, к ним прислушивались, их советам и указаниям следовали. Они руководили теми или иными совместными действиями людей. Но вся их власть базировалась исключительно на авторитете.

- Изобразительное искусство возникло в период среднего палеолита (мустье) – 100–35 тыс. лет назад. Именно тогда у неандертальца формируются на основе интеллекта эстетические представления.Изображения носили стихийно реалистический характер. Нарисованы конкретные виды животных, часто в натуральную величину, сцены охоты с применением совершенных приемов и орудий Рисунки имели магическое назначение. Изображались преимущественно промысловые животные, что соответствовало идее привлечения полезных животных на территорию обитания племени или идее размножения этих животных. Палеолитические рисунки были не только произведениями искусства, порой они носили характер знаковой информации. Геометрические фигуры (палочки, треугольники, трапеции) дополняли реалистические изображения, давая более широкую информацию – направление пути, число убитых животных, план местности и т.д. То есть это – зачатки письменности в форме пиктографии.

- Краски применялись естественные и минеральные. Например, специально обжигалась железная руда для получения охры, которую затем смешивали с кровью или жиром.

- Расцвет реалистического рисунка был достигнут в период позднего палеолита (мадлен). В неолите отмечается преобладание схематизма изображений, уменьшение их размера, но чаще изображаются люди, мелкие животные и птицы, которые стали основным объектом охоты. Этот отход от принципа натурализма свидетельствовал как об изменении хозяйственного уклада древнего населения, так и о развитии абстрактного мышления художников.

- Особая отрасль изобразительного искусства, не угасшая со времен палеолита,– орнамент. В период неолита искусство орнамента усложняется и принимает невиданный размах в связи с развитием керамического производства. Археологи и этнографы по характеру орнамента определяют территории миграции различных племен.

- Важное место среди произведений первобытного изобразительного искусства занимает пластика, т.е. изготовление скульптур. На древних стоянках России обнаружено около 1/3 мировых «запасов» скульптурных изображений человека, преимущественно изображений обнаженных женских фигур – «Венер». Эти женские фигуры имели глубокий социальный смысл – символ плодородия, культ матери-земли, свидетельство появления материнского рода (матриархата).

Загадкой древности являются мегалитические сооружения. Они воздвигались во многих регионах мира со времен позднего неолита и достигли расцвета в век бронзы. Различны их формы и назначение. Менгир – отдельно стоящий камень высотой до 20 м. Дольмен – это два (или более) крупных камня, перекрытых огромной плитой и образующих - погребальную камеру. Кромлех – самая сложная мегалитическая конструкция, состоящая из расставленных по кругу многотонных вертикальных камней, перекрытых тщательно обработанными камнями-перекладинами. Самый известный кромлех – Стоунхендж был возведен в Англии около 1900-1600 гг. до н.э.

Памятники в Украине.Археологи нашли следы пребывания человека периода раннего палеолита недалеко от с. Королева в Закарпатской области, в районе г. Амвросиевка в Донбассе, в с. Лука-Врублевецька на Житомирщине. Памятники среднего палеолита ученые обнаружили в с. Молодово Черновицкой области, в Крыму, в бассейне рек Днестра и Десны.Со временем совершенствование жилья и возникновения шитого из шкур одежды значительно расширили ареал расселения первобытного человека. Свидетельством этого является стоянки позднего палеолита практически на всей территории Украины - Мизинська - на Десне, Риливська, Межирич и т. д.

С мезолитических стоянок следует отметить Журавская на Черниговщине, Фатьма-Коба и Мурзак-Коба в Крыму, Гребеник в Одесской области. В эту эпоху, согласно памятников материальной культуры, уже можно выделить отдельные этнокультурные области.

неолита - переходная эпоха от каменного до медного века (III-II тыс. до н.э.) - связана прежде всего с коренными изменениями в жизни человека - освоением металлов. В этот период на территории Украины формируются две основные группы племен - земледельцы на Правобережье и скотоводы на юге и юго-западе.

Наиболее изученной археологической культурой этой эпохи является трипольская. Именно в с. Триполье Киевской области киевский археолог В. Хвойка нашел первое такое поселение. До сегодняшнего дня открытыми остаются вопросы происхождения трипольцев, хронологический рамок их культуры, и, частично, территории, которую они заселяли. Территория заселена трипольцев пролегали от Словакии и Румынии к Слободской Украины, от Чернигова до Черного моря. Что касается происхождения, то большинство археологов считают, что основу Трипольской культуры, на ее раннем этапе, составляли балканские земледельческие-скотарские племена. Трипольцы, которые поселились на Правобережье, были фактически самым древним хлебопашескими племенами. Обрабатывая землю деревянным плугом с каменным или кистяним лемехом, они выращивали пшеницу, ячмень, просо. Зерно молотили посредством простых каменных жерновов. Кроме этого, трипольцы разводили мелкий рогатый скот, лошадей, свиней. Селились трипольцы в бассейнах рек. На сегодняшний день археологами изучено несколько крупных поселений (от 10 до 20 тыс. жителей) - Майданецьке, Доброводы, Талянкы (на Черкасщине. Население жило в стационарных четырехугольный глиняных одно-двухэтажных домах с несколькими комнатами.

Иногда Трипольскую культуру называют культурой рисованной керамики - через высокий уровень развития этого ремесла. Посуда изготавливалась в специальных гончарных печах, а затем красилась белой, красной и черной краской характерными узорами. Кроме этого были найдены керамические фигурки людей и животных, игрушечных макетов жилья. Развивалось ткачество.

5. Неолитическая революция – оседлый образ жизни, как следствие демограф взрыв + переход отприсваивающ к произ-му хоз-ву и как результат – экономический подъем.

По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7 — 8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад

Обработка почвы в неолите и искусственное выращивание растений создали условия для развития общества, что привело к появлению первых цивилизаций (к III тыс. до н. э.).

Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство оседлых поселений делали человека относительно независимым от окружающей природы.

Окультуривание диких растений и доместикация (приручение) животных — два важнейших хозяйственных завоевания неолитической революции, а возникновение городской цивилизации и письменности — два важнейших культурных достижения.

В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетию до н. э.

Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия — над собирательством, оседлого образа жизни — над кочевым, патриархата — над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновением государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и формированием социально-классового расслоения общества.

Буго-днестровская культура — неолитическая археологическая культура VI тыс. до н.э. Известна по группе небольших поселений, расположенных возле г. Сороки и прилегающих областей Молдавии и Украины по рекам Днестру и Южному Бугу.

Эволюционировала из местной мезолитической культуры. На ранней фазе (середина VII тысячелетия до н.э.) носители культуры не были знакомы с керамикой и земледелием, жили охотой на зубров, оленей, кабанов, ловили речную рыбу: плотву, щуку, угря. Около 5800 г. до н.э. начали производить оригинальную керамику с примесью толченых раковин, в основном кувшины с плоским или заостренным днищем, украшенные орнаментом из волнистых линий. Впоследствии попали под влияние старчево-кришской культуры, что выразилось в резком изменении характера керамики, а вместо дикорастущих злаков начали отдавать предпочтение культурной пшенице и полбе.

После 5500 г. до н.э. связи со старчево-кришской культурой были утрачены вследствие нашествия носителей культуры линейно-ленточной керамики[1], которые, вероятно, проникли из верховьев Днестра и опустошили весь регион. Местные каменные дома исчезли, население стало жить в длинных домах, и в обиход вошла линейно-ленточная керамика. Впоследствии местный вариант культуры линейно-ленточной керамики эволюционировал в Кукутень-Трипольскую культуру. Остатки населения мигрировали в ареал Днепро-донецкой культуры, где сыграли свою роль в создании Среднестоговской культуры.

Трипольская культура — археологическая культура, названная по месту открытия у села Триполье недалеко от Киева. Была распространена в эпоху энеолита на территории Украины на запад от Днепра и в Молдавии, а также в восточной Румынии, где её называют культурой Кукутени (Кукутень). Основные отрасли хозяйства — земледелие и скотоводство.

Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях - 200-450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей.

Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди. Трипольцы выращивали пленчатую пшеницу, пленчатый и голозёрный овёс, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи. Религия — аграрные культы, почитание Великой Богини.

6.Очаги древнейших цивилизаций находились в долинах рек – Нил, Тигр и Ефрат, Хуанхе. Значительныйприрост населения и оседлый образ жизни привели к укрупнению поселений и возникновению первых городов. В экономическом смысле архаический город ничем не отличался от деревни, но отличался в политическом. Коллективы горожан усложнили самоуправление, в результате чего управлен-я фун-я выделяеться в самостоятельный соц институт, т к именно она лежит в основе цивилизации.

Первые гос-ва возникли в 5-4 тыс до н э это Кемет – Др Египет, Шумер и Аккад – в Месопотамии. А в конце 3-2 тыс до н э возникли гос-ва Индии, Китая, древнейние гос-ва Европы.

Основные черты архаических цивилизаций:

- возникновение гос-сти

- централизация власти

- разделение труда на умств и физ-й

- классовое расслоение общества

- возникновение религии

- возникновение письменности

- формирование искусства как формы общественного сознания

Междуречье

Родина первой гос-ности(4 тыс лет до н э)

Хар-но – динамизм, быстрая смена гос образований кот приемствуют культуру предыдущих (Шумер и Аккад, Старый Вавилон, Ассирия, Новый Вавилон, Др Иран), зороастризм(Заратустра – др иранский пророк, борьба добра и зла)

Жители Междуречья строили оросительные каналы, храмы на вершине зиккуратов, дворцы правителей украшали рельефами на стенах, крылатыми статуями, висячие сады Семирамиды, строили оборонительные сооружения, широко применялась глина для строительства, исключение – ворота Иштар (камень)

Шумеры изобрели письменность, первонач это была пиктография, затем преобразовалось в клинопись, писали на глиняных табличках. В столице Ассирии найдена библиотека царя. В Вавилоне была создана карта звезд неба, куда вошли все видимые звезды, хорошо развиты мат-е знания, развитие медицины, законы царя хамураппи (развитие в обл права)

Культура Др Египта

Культура Египта произошла из культа мифа заупокойного ритуала

Мат памятники – пирамиды, оросительные каналы, храмы в Карнахе, Луксоре, Абу-Симбеле, сфинкс.

Пиктография преобразовалась в иероглифы, материал – папирус. Расшифровалась древнеегип-я письменность в 19 в благодаря находке Розетского камня. Почти вся лит-ра свзяана с заупокойным культом (книга мертвых, тексты пирамид) В ИЗО строгое соблюдение канонов

Культура Др Китая

Регламентированость быта, отказ от активных действий, принцип неделения, созерцательность, культ искусства и науки, подчинения старшему, растворение личных интересов в общественных, наличие нескольких этнических и религиозных систем (даосизм, конфуцианство, буддизм, дзен-буддизм)

Причины традиционности китайской культуры

- культ предков

В кит-й культуре вместо культа богов сформировался культ реальных предков. Божества кот сохранились – абстрактны (небо и тд)

- Китайские церемонии

Строго фиксированные нормы поведения и мышления. Эти стереотипы возникают на основе культа прошлого

- даосизм

Основатель – Мао цзы. Дао – путь. Вся вселенная имеет свое Дао и находицца в пост движении подчиняясь природной необходимости, человек не должен вмешивацца в естеств ход вещей иначе ХАУС! Теория недеяния

- конфуцианство

Комплекс морально-этических правил. Основатель – кун фу цзы.основным правилом поведения в обществе считал покорность младших старшим, а народа правителю, какие-либо изменения осуждались.

7. Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В настоящий момент этим термином обозначаются только три религии (приведены в порядке хронологии возникновения):буддизм,христианство,ислам.

Будди́зм— религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Сиддхартха Гаутама.

Основное число последователей буддизма живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Христиа́нство— мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий, Бог, ставший человеком, и Спаситель человечества.

Христианство — крупнейшая мировая религия по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп.

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления: Католицизм, Православие, Протестантизм

Ислам — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «покорность» (законам Бога), «принятие» (учения пророка Мухаммеда). В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия (ширк). Людей, которые покорились Аллаху, в исламе называют мусульманами.С точки зрения Корана, ислам — единственная верная религия человечества, которую провозглашали все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в проповедях пророка Мухаммеда, получившего сведения о новой религии в виде Корана.

С точки зрения ислама, последователи древних пророков отошли от первоначального пути, который был указан им Богом, a священные тексты древних книг постепенно искажались. Каждый раз для обновления истинной веры (ислама) Господь отправлял к разным народам своих посланников, в том числе Авраама, Моисея, Иисуса . Последним посланником в среде пророков является Мухаммед, принесший человечеству ислам в очищенном и первозданном виде.

Креще́ние Руси́ — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в 988 году Владимиром Святославичем.

Влияние христианства на культ Украины – кириллица, храмы, украшения, традиции, обряды. Часть языческих обрядов (всякие Ивана Купалы) все же осталась после принятия христианства, дабы не просрать окончательно отношения с народом князь был вынужден ити на компромисс.

Но самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию из глубины веков в Древнюю Русь активнее начало проникать и влияние мировой цивилизации, в том числе наследие античного мира и Ближнего Востока.

Еще очевиднее влияние византийского христианства в области строительной техники. С каменной стройкой в Киеве познакомились на примере церквей, которые строились по заказу князей греческими архитекторами. От них узнали технические приемы кладки стен, выведения сводов и купольных покрытий, использования колонн или каменных столбов для их поддержания и т.д. Способ кладки древнейших киевских и новгородских церквей - греческий. Не случайно названия строительных материалов в древнерусском языке все заимствованы от греков. И первые каменные постройки светского характера, вроде каменного терема, вероятно, построены теми же греческими архитекторами, которые строили церкви, и что древнейшая постройка такого типа приписывалась легендой первой христианской княгине - Ольге. Другим образцом светской постройки могут служить "Золотые ворота", воздвигнутые Ярославом, от которых сохранились только развалины, не дающие представления об их былом великолепии.

Такое же влияние оказало принятие христианства на развитие ремесел. Техника резьбы по камню, как показывают орнаментация мраморных капителей Софийского собора с переплетающимися листьями и крестами и гробница Ярослава в стиле древнехристианских саркофагов, заимствована из Византии для церковных целей. Греческая мозаика стала употребляться для украшения церковных зданий и, может быть, дворцов.

8. Средние века, Средневековье, обычно подразделяют на три стадии:

Раннее Средневековье - V-XI вв.

Формирование феодального строя, образование феодального поместья, формирование феодальных сословий, распространение влияния католической церкви

Расцвет Средневековья - XII-XIV вв.

Время полного развития феодализма в деревне и развитие успехов Средневековых городов с их цеховым ремеслом

Позднее Средневековье - XIV-XV вв.

Разложение капитализма и вызревание в его недрах капитализма.

Средние века – период 2х начал (отмирание Эллинской культ, начало Возрождения). В основе средневек культ лежат традиции Западной Римской Империи представляющей романское начало. Гл культ наследием Рима считалось право, высокая правовая культ, наука, искусство, фил-я, христианство.

Мат основу культ сост феодальніе отношения, гл особенностью кот были

условность собственности на землю

феодал держал земли вместе с крестьянами и получали они ее вместе

личное и эконом подчинение крестьян держателю земли

взаимные обязат-ва сеньора и вассала, жесткое единство прав и обязанностей

Сословия – духовенство(заботилось о душе человека), дворянство(а также рицарство занимались гос-ми делами), народ (трудился)

Монашество олицетворяло переход от общинного ожидания царства божего на земле к достижению индивидуального спасення путем аскетизма.

Первуй орден Запад церки – Бенедектинский. Представлял собой объединение монастырей. Гл особенностью их был практический труд милосердие, высокая оценка труда, практическое участие в эконом жизни.

Доминиканский орден (12 век) – борьба с еретиками.

Монахи Францисканского орд стремились подражать нищенской жизни Христа на земле.

Для дворянства рыц идеал человека – знатность происхождения, храбрость, забота о слове, чести, стремление к подвигам, благородство, верность Богу, сеньору, прексрастной даме.

Основные черты Средневек культ

- доминирование христианской религии

- традиционализм, обращение к прошлому

- символизм – когда текст библии дает повод для различных размышлений толкований, в т ч и спекулятивных

- Дедактизм – поучительность, деятели средневек культ прежде всего проповедники, учителя, богословы.

-Для среневек дух культ хар-на универсальность, энциклопедичность знаний, гл достоинство – эрудированность

- психологическая самоуглубленность (рефлексивность?!)

-историзм духовной жизни средневековья

С 14 века начинают зреть тогрово-промышленные отношения, что приводит к разложению стремления к религиозному

Развитие науки стало выдвигать эксперимент на место теории. Изобретены часы, зеркала, очки и т д

Низшие школы откорывали при монастырях и церквях, готовили клериков, изучалась латынь.

Средние школы и 7 свободных искусств – грамматика, риторика, диалектика, логика, арифметика, геометрия(география), астрономия и музыка.

Первые ун-ты возникли в 12 в в Париже. Изначально сущ как высшая школа, в начале 13 в утвердился в звании универа. Фак-ты – артистический, мед, юрид, боголсовия.

К 1500 г асчитывалось 65 универов.

В искусстве художники средневековья уделяли внимание потустороннему миру, божественному.

Средневек культ обладала несомненной целостностью обеспеч феодализмом и богословием. Характерны догматизм, авторитарность сист ценностей, идейная нетерпимость. В тоже время средневек культ была противоречива, вней сплетаюцца – раздробленность бытия и тяга к всеединству, страдальческое отречение от мира и тяга к насильственному преобразованию мира (крест походы) Эта противоречивость выступила движущей силой развития культуры, в ходе кот человек постепенно нач обращацца к самому себе а не к богу.

Наши рекомендации