Курсовая работа студента I курса В. Новикова

Конец октября. Было сыро и неприятно. Вернулся Василий после трехдневной поездки по области. Жил он тогда в частном доме, занимая его половину в две комнаты. Отопление печное. Рядом с домом находился дровяник, где, кроме дров, была всякая рухлядь и старая одежда, пришедшая в негодность.

Необходимо протопить печь. Вася набросил старый пиджачок, в котором всегда ходил за дровами, и вышел на улицу.

Смеркалось. Последнее время дверь дровяника не запиралась, была перекошена, ремонтировать не было нужды — должны были снести.

Вошел в дровяник. Темно. Глаза не привыкли еще. На ощупь из начатой поленницы стал выбирать полена потоньше. Вдруг вздох. Вася от неожиданности даже вздрогнул и резко повернулся в сто­рону вздоха. Прислушался. В углу кто-то тихо посапывал. Вася стал быстро соображать, что такое в углу может быть. Взял в пра­вую руку поудобнее полено на изготовку, вдруг придется защи­щаться, и не очень громко спросил:

— Кто здесь?

Получилось как-то угрожающе. Посапывание прекратилось.

— Кто здесь, черт возьми?!

Что-то метнулось к двери. Василий неожиданно для себя бро­сил дрова с левой руки и преградил бежавшему дорогу. Схвати­лись за грудки. Противник явно был слабее. Вася даже подумал, что это паренек, так он был легок, хоть ростом были одинаковы. Вася потащил его к свету, который лился из окна дома. Перед ним был худощавый мужчина средних лет с седой щетиной.

— Ты что тут делаешь? Мужчина молчал.

— Я тебя спрашиваю! Чего тебе тут надо? Тоня! Тоня!! Зови милицию! Я тут бандита поймал! (Василий не был женат жил один.)

Вдруг не удар, а тычок пришелся прямо в скулу Васи. Вася сдавил мужику горло прямо лацканами его потрепанного пальтишка.

— Отпусти! — выдавил из себя незнакомец.

— Чего тут делал? Сейчас в милицию сдам...

— Отпусти, больно же. Пусти гад!

— Я тебя сейчас отпущу! Я тебя сдам, ворюга!

Мужчина стал вырываться, Вася держал крепко. Потом мужик как-то ослаб и вообще перестал сопротивляться, затих.

— Отпусти, ну что я тебе сделал? И начал конючить.

— Проваливай. Ну... иди! Уходи!

Мужчина продолжал стоять. Потом медленно побрел прочь.

— Стой! Ладно, до утра можешь оставаться, но чтоб утром я тебя не видел.

Василий подобрал дрова и вошел в дом.

Через несколько минут вышел снова с фонарем и свертком в руках, направился к сараю. В сарае никого не было. В углу было сооружено что-то вроде лежанки, ящик был превращен в стол. Ва­силий чертыхнулся и направился к дому. Внутри, где-то у сердца, было неуютно. Ночь спал плохо.

Схема построения этюда

1. Придумать сюжет.

Например: Сарай. Человек приходит за дровами и находит там спящего незнакомца. Хозяин пытается выгнать незнаком­ца, но вскоре понимает, что тому негде жить. Хозяин разре­шает переночевать, но бомж уходит.

2. Этюд должен содержать в себе все основные события: исходное, предшествующее, начальное, главное, кульминаци­оннoe.

3. Организовать место действия и оправдать его. Начнем с определения событий.

Человеку негде жить, он ночует в чужом сарае. Кем он может быть? Это бродяга, бомж. Человек, который в силу тех или иных обстоятельств потерял прописку, жилье, не может устроиться на работу. Это либо отбывший срок, либо инва­лид, которого соседи выжили с принадлежащей ему жилпло­щади, и т. п. Мы знаем, что исходное событие — это причин­но-следственная связь любого конфликта. Значит, исход­ное событие в приведенном примере можно сформули­ровать так: несоблюдение конституционных прав человека.

Человек имеет право на жилье, на труд. Если нет жилья, нет прописки, то нельзя устроиться на работу. Нет места ра­боты — никто не пропишет. Замкнутый круг. Бомж выбрал сарай.

Исполнителю роли бомжа необходимо будет ответить на ряд вопросов: как он дошел до такой жизни? Почему он выбрал именно этот сарай? Что с ним было до того, как он стал (жить в этом сарае? и т. д. Ответить нужно и на вопросы, которые будут возникать в момент подготовки этюда.

Далее необходимо выяснить предшествующее событие, т. е повод для обострения исходного события, конфликта.

Бомж спокойно бы проспал и эту ночь, но хозяину сарая нужно протопить печь. Значит, холодный дом является предшествующим событием. Исполнителю роли хозяина | тоже необходимо ответить на ряд вопросов:

— Почему именно сейчас нужно протопить печь?

— Что он делал до того, как пришел в сарай? Чем будет заниматься дальше?

— Где работает, кем, каков состав семьи? и т. д.

Оба исполнителя должны определить время года, суток и т. д. Далее начальное событие — первое открытое стол­кновение противодействующих сил. Открытое столкновение — в сарае незнакомец.

Эти два человека друг о друге еще ничего не знают. Хозя­ин не знает, что это за человек, с какой целью он забрался в сарай. Бомж не знает, что предпримет хозяин. Напряженный отрезок времени (иногда его называют перестройкой). Далее необходимо определить главное событие — первое лобовое столкновение противодействующих сил. Хозяин пытается выгнать незнакомца, но тому негде жить. Вот здесь глав­ное событие (негде жить — бомж). Главное событие тесно связано с исходным. Как поступить хозяину? Перед ним несчастный. Хозяин сарая решает оставить бомжа на ночлег. Это разрешение противоречий, т. е. кульминационное событие.

После того как определен событийный ряд и мы ответили на поставленные вопросы, приступаем к постановке этюда. Надо организовать место действия, а именно:

— определить размеры площадки;

— подготовить вещи, вышедшие из употребления, какие обычно выносят в сарай; это могут быть порванная, сломан­ная раскладушка (бомж ее приспособил для ночлега), старые резиновые сапоги и т. п. Поленницу дров трудно создать, вме­сто нее можно использовать ящик с углем или торфом в бри­кетах.

Щепки для растопки нужно «хозяину» настрогать.

После этого можно попробовать сыграть этюд.

Наши рекомендации