Курсовая работа студентки I курса Е. Воронович
КАПКАН
Прошел месяц с тех пор, как Сергей приехал домой. В первые дни Марию не покидала тревога за него. Но дни шли, ничего плохого с ним не случалось, и она успокоилась.
Сегодня они пойдут к маме. За последние три года мама впервые разрешила Марии прийти вместе с мужем.
Сборы были недолгими, оставалось только зайти в садик за Алешкой. Они уже подошли к лифту, и вдруг Сергей: «Вот черт, сигареты забыл. Маша, подожди меня во дворе. Я быстро».
Мария ждала. Она хотела выйти из подъезда вместе с мужем. Столько лет соседи смотрели на нее с сочувствием. Пусть теперь посмотрят. У них тоже может быть все хорошо. Сергей задерживался.
— Сережа, ты скоро? — Мария приоткрыла дверь.
Сергей сидел на кухне скорчившись, уткнувшись лицом в стену...
— Что с тобой? — Мария бросилась к мужу.
— Ничего. Пройдет. Печень.
— Господи, да что же это! Что они там кололи тебе? Подожди, я сейчас принесу что-нибудь.
Когда она вернулась, он уже стоял, хотя и держался за бок, слегка постанывая.
— Выпей это.
Сергей отворачивался.
— Я «скорую» вызову.
— Ты что! — он резко обернулся.
Мария ощутила его дыхание и все поняла. Он засуетился.
— Hy что, пошли?
— Я никуда не пойду.
— Ну и правильно. Сходим к маме в выходной день. А я сгоняю к Сашке, обещал ему телевизор отремонтировать. Я быстро.
Мария позвонила маме. Попросила забрать Алешку из садика. На глаза попалась Алешкина рубашонка. Хотела пришить пуговичку, уколола палец. Бросила шитье, прижала рубашку к груди и заплакала. Тихо, почти беззвучно. Но этот плачь был страшнее крика.
Событийный анализ рассказа
Исходное событие — «Алкоголизм».
Предшествующие событие — «Жажда».
Начальное событие — «Срыв».
Главное событие — «Синдром».
Кульминационное событие — «Утрата».
ЧАСТЬ II
ОСНОВЫ РЕЖИССЕРСКИХ ЗНАНИЙ
Тема; сквозное действие; идея; жанр; сверхзадача
Вторая часть учебного пособия адресована прежде всего тем, кто всерьез и в полной мере пытается постичь профессию актера. Не секрет, что чаще всего она постигается скорее на уровне интуитивном, чем сознательном, хотя понятно, что именно сознательный творческий процесс является основой живого, подлинного поведения артиста на сцене. Именно сознательная цель творческого акта будит воображение, эмоциональную память, ассоциативное мышление — все то, что мы называем творческим процессом. В своей практической работе я большое внимание уделяю теоретической подготовке актера. Спросите любого студента и он как «Отче наш» выпалит формулу действия. Она стала для него догмой, каменной глыбой, которая существует помимо него, как нечто неприкасаемое, ничего не дающее и являющееся для него скорее обузой, чем подспорьем. А ведь в этой формуле сокрыта сама истина творческого процесса! Но нет ее расшифровки. То есть она есть, но для этого надо изучить (не прочесть, а изучить) первый и второй том К. С. Станиславского — основателя актерской школы.
Но педагогическая задача в том и состоит, чтобы, скрупулезно изучив труды классиков, передать студентам их суть в краткой, конспективной форме. Разложить фундаментальные формулировки на простые элементы, выстроить логическую связь и помочь учащимся усвоить материал.
Поэтому главы в этой части я располагаю таким образом, чтобы они были как бы соучастниками творческого процесса студента.
Итак, будущий актер выбирает сцену из пьесы, или отрывок (безобразное слово), или режиссерский кусок, или же всю картину. Для этого он должен познакомиться с пьесой. Как минимум! И прочтя ее, задуматься над темой пьесы. Что же исследовал автор? Что его волновало?
Возникает потребность вторичного прочтения пьесы. И уже новые вопросы волнуют ее читателя: почему так или иначе развивается сюжет? Почему введены новые персонажи? Почему так остро закручена интрига, и к чему в конце концов она ведет? В чем, собственно, основа конфликта? Вот и появился новый термин в изучении материала — сквозное действие. И, постигая таким последовательным образом драматическое произведение, студент задается наконец вопросом: «А во имя чего, ради чего написана эта пьеса?» Вот! Вот этого мы и добивались! Он сам осознанно приходит к постижению идеи пьесы.
Потом возникнут вопросы: «А как это воплотить в жизнь, как осуществить?» И, поверьте, без элементарных режиссерских знаний одолеть этот путь не просто нелегко, а немыслимо! Потому что изучение пьесы, ее осмысление, т. е. экспликация, необходимы на любом творческом уровне. Необходимы основы режиссерских знаний.
Кому-то это может показаться спорным, но оставим обсуждение до поры до времени. Впереди — практика. Студента с магической силой тянет на сцену, и ему кажется, что нужно только отбросить ненужные разговоры — и все пойдет.
Нет, нет и нет! Не сдвинется с места. Потому что, помимо основ режиссерских знаний, нужны еще (очень хорошо усвоенные!) основы актерского мастерства, т. е. теоретические знания. В сущности, освоить их не так уж сложно, но зато вы будете вооружены, вы будете испытывать легкость от понимания задачи, вами овладеет азарт творчества.
Поэтому большое внимание я уделяю именно популяризации всех тех формул и истин, которые в той или иной форме можно найти у разных авторов. Но собранные вместе, предложенные почти в конспективной форме, они, я полагаю, окажут вам добрую услугу.
Книга моя называется «Алгебра гармонии». Выражение это заимствовано у А. С. Пушкина, из «Моцарта и Сальери», и оно очень хорошо передает ту мысль, которую я хотел выразить в этой части. Вспомните, как настраивается симфонический оркестр, как скрупулезно выверяет, вынашивает строфу признанный поэт, как ищет нужные слова известный писатель, как подбирает краски и кладет их на полотно художник... и вам все станет ясно.
ТЕМА
Так часто используемое нами слово нуждается тем не менее в четком определении.
ТЕМА есть предмет исследования автора, объект изучения, круг интересов, включающих в себя обстоятельства, сопутствующие ему и вольно или невольно касающиеся этого предмета исследования.
Начнем с примера. Война. Тема? Безусловно. Но с какой точки зрения? С точки зрения маршалов, военачальников и стратегов — это одно. Это мемуары, эссе, исторические очерки... Масштаб! С точки зрения писателя Бориса Васильева тема войны сужена до портретной зоркости. И появляется повесть «А зори здесь тихие», берущая за сердце своей правотой, нежностью и неизбывной болью за судьбы тех девчонок, что надели на свои узкие плечи шершавые ремни «трехлинеек» и вступили в неравный бой за свой дом, свою родину. Намеренно пишу слово «родина» с маленькой буквы, потому что для них вся она — в их детях, будущих семьях и оставленных стариках.
Война в книгах Виктора Астафьева — совсем другая: жестокая, беспощадная, грязная и неправедная! Война против Человека и Человечества. И исследует автор обстоятельства этой войны с дотошностью судебного следователя. И видит все не через стекло кабинета, не через окуляры бинокля, а ползая на животе в грязи и крови, в дыму, слыша рядом крики и стоны. И пишет об этом откровенно, жестоко, по-солдатски беспощадно!
Война и поэзия — отдельная тема. Прежде всего, это симоновский гимн Ожиданию «Жди меня», ставший олицетворением Надежды Обреченных.
Война в живописи. Тоже отдельная тема. Меня никогда не восхищали гигантские полотна севастопольской и сталинградской панорам. Я — экскурсант. Я не господь бог, чтобы взирать на этот земной ад с высоты птичьего полета. Но есть книжка — сборник графических рисунков «Автографы войны», в которой собраны листы неизвестных авторов, — наброски простым карандашом, углем, просто кусок брезента, на котором чья-то рука начертала обезображенного войной солдата. Эта книжка — сердечная боль, это крик, рвущийся наружу, ко всем живущим: «Пом-ни-те!!!»
Тема войны в кино. Масштабный сериал «Освобождение» Озерова. И абсолютно несопоставимая с ним «Судьба человека» Шолохова и Бондарчука, «Баллада о солдате» Чухрая, «Летят журавли» Калатозова-Урусевского. Как по-разному видят войну эти авторы!
Значит, тема — это прежде всего страстная потребность художника обратить внимание читателя, слушателя, зрителя на давно наболевшее, на то, о чем молчать уже нельзя, что рвется наружу из сердца и выходит словом вместе с кровью из горла!
Значит, можно сказать, что тема — это болевая точка художника? А далее само собой просится: «У кого что болит, тот о том и говорит».
Нынешнее безденежье и безнадежье большинства россиян породило десятки тем. Но действительным событием в искусстве стали «Криминальная Россия» и «Так дальше жить нельзя!» С. Говорухина, в которых он выразил свою болевую точку, и главное — выразил своевременно. А все последующие ментовские сериалы всего лишь только копание в мусорном ведре, потому что ничего нового в развитие этой темы они уже не добавили.
Возникает вопрос: «Почему не прекращается этот поток?» Потому что востребовано! Потому что дает большие деньги! Потому что держит у экранов отупевшего от рекламы зрителя и чужими и чуждыми бедами отвлекает от своих наболевших, насущных, от которых спрятаться некуда.
Приведу в качестве примера учебную работу одной моей студентки — написанный ею рассказ.