Курсовая работа студентки I курса Е. Воронович

КАПКАН

Прошел месяц с тех пор, как Сергей приехал домой. В первые дни Марию не покидала тревога за него. Но дни шли, ничего пло­хого с ним не случалось, и она успокоилась.

Сегодня они пойдут к маме. За последние три года мама впер­вые разрешила Марии прийти вместе с мужем.

Сборы были недолгими, оставалось только зайти в садик за Алешкой. Они уже подошли к лифту, и вдруг Сергей: «Вот черт, сигареты забыл. Маша, подожди меня во дворе. Я быстро».

Мария ждала. Она хотела выйти из подъезда вместе с мужем. Столько лет соседи смотрели на нее с сочувствием. Пусть теперь посмотрят. У них тоже может быть все хорошо. Сергей задержи­вался.

— Сережа, ты скоро? — Мария приоткрыла дверь.

Сергей сидел на кухне скорчившись, уткнувшись лицом в сте­ну...

— Что с тобой? — Мария бросилась к мужу.

— Ничего. Пройдет. Печень.

— Господи, да что же это! Что они там кололи тебе? Подожди, я сейчас принесу что-нибудь.

Когда она вернулась, он уже стоял, хотя и держался за бок, слегка постанывая.

— Выпей это.

Сергей отворачивался.

— Я «скорую» вызову.

— Ты что! — он резко обернулся.

Мария ощутила его дыхание и все поняла. Он засуетился.

— Hy что, пошли?

— Я никуда не пойду.

— Ну и правильно. Сходим к маме в выходной день. А я сгоняю к Сашке, обещал ему телевизор отремонтировать. Я быстро.

Мария позвонила маме. Попросила забрать Алешку из садика. На глаза попалась Алешкина рубашонка. Хотела пришить пугович­ку, уколола палец. Бросила шитье, прижала рубашку к груди и заплакала. Тихо, почти беззвучно. Но этот плачь был страшнее крика.

Событийный анализ рассказа

Исходное событие — «Алкоголизм».

Предшествующие событие — «Жажда».

Начальное событие — «Срыв».

Главное событие — «Синдром».

Кульминационное событие — «Утрата».

ЧАСТЬ II

ОСНОВЫ РЕЖИССЕРСКИХ ЗНАНИЙ

Тема; сквозное действие; идея; жанр; сверхзадача

Вторая часть учебного пособия адресована прежде всего тем, кто всерьез и в полной мере пытается постичь про­фессию актера. Не секрет, что чаще всего она постигается скорее на уровне интуитивном, чем сознательном, хотя понятно, что именно сознательный творческий процесс яв­ляется основой живого, подлинного поведения артиста на сцене. Именно сознательная цель творческого акта будит воображение, эмоциональную память, ассоциативное мыш­ление — все то, что мы называем творческим процессом. В своей практической работе я большое внимание уделяю теоретической подготовке актера. Спросите любого студента и он как «Отче наш» выпалит формулу действия. Она ста­ла для него догмой, каменной глыбой, которая существует помимо него, как нечто неприкасаемое, ничего не дающее и являющееся для него скорее обузой, чем подспорьем. А ведь в этой формуле сокрыта сама истина творческого процесса! Но нет ее расшифровки. То есть она есть, но для этого надо изучить (не прочесть, а изучить) первый и вто­рой том К. С. Станиславского — основателя актерской школы.

Но педагогическая задача в том и состоит, чтобы, скру­пулезно изучив труды классиков, передать студентам их суть в краткой, конспективной форме. Разложить фундаменталь­ные формулировки на простые элементы, выстроить логи­ческую связь и помочь учащимся усвоить материал.

Поэтому главы в этой части я располагаю таким обра­зом, чтобы они были как бы соучастниками творческого про­цесса студента.

Итак, будущий актер выбирает сцену из пьесы, или отры­вок (безобразное слово), или режиссерский кусок, или же всю картину. Для этого он должен познакомиться с пьесой. Как минимум! И прочтя ее, задуматься над темой пьесы. Что же исследовал автор? Что его волновало?

Возникает потребность вторичного прочтения пьесы. И уже новые вопросы волнуют ее читателя: почему так или иначе развивается сюжет? Почему введены новые персонажи? По­чему так остро закручена интрига, и к чему в конце концов она ведет? В чем, собственно, основа конфликта? Вот и по­явился новый термин в изучении материала — сквозное дей­ствие. И, постигая таким последовательным образом драма­тическое произведение, студент задается наконец вопросом: «А во имя чего, ради чего написана эта пьеса?» Вот! Вот это­го мы и добивались! Он сам осознанно приходит к постиже­нию идеи пьесы.

Потом возникнут вопросы: «А как это воплотить в жизнь, как осуществить?» И, поверьте, без элементарных режиссерс­ких знаний одолеть этот путь не просто нелегко, а немыслимо! Потому что изучение пьесы, ее осмысление, т. е. экспликация, необходимы на любом творческом уровне. Необходимы основы режиссерских знаний.

Кому-то это может показаться спорным, но оставим об­суждение до поры до времени. Впереди — практика. Сту­дента с магической силой тянет на сцену, и ему кажется, что нужно только отбросить ненужные разговоры — и все пой­дет.

Нет, нет и нет! Не сдвинется с места. Потому что, помимо основ режиссерских знаний, нужны еще (очень хорошо усво­енные!) основы актерского мастерства, т. е. теоретические знания. В сущности, освоить их не так уж сложно, но зато вы будете вооружены, вы будете испытывать легкость от пони­мания задачи, вами овладеет азарт творчества.

Поэтому большое внимание я уделяю именно популяриза­ции всех тех формул и истин, которые в той или иной форме можно найти у разных авторов. Но собранные вместе, пред­ложенные почти в конспективной форме, они, я полагаю, ока­жут вам добрую услугу.

Книга моя называется «Алгебра гармонии». Выражение это заимствовано у А. С. Пушкина, из «Моцарта и Сальери», и оно очень хорошо передает ту мысль, которую я хотел выра­зить в этой части. Вспомните, как настраивается симфони­ческий оркестр, как скрупулезно выверяет, вынашивает стро­фу признанный поэт, как ищет нужные слова известный пи­сатель, как подбирает краски и кладет их на полотно худож­ник... и вам все станет ясно.

ТЕМА

Так часто используемое нами слово нуждается тем не ме­нее в четком определении.

ТЕМА есть предмет исследования автора, объект изу­чения, круг интересов, включающих в себя обстоятель­ства, сопутствующие ему и вольно или невольно каса­ющиеся этого предмета исследования.

Начнем с примера. Война. Тема? Безусловно. Но с ка­кой точки зрения? С точки зрения маршалов, военачаль­ников и стратегов — это одно. Это мемуары, эссе, истори­ческие очерки... Масштаб! С точки зрения писателя Бори­са Васильева тема войны сужена до портретной зоркости. И появляется повесть «А зори здесь тихие», берущая за сердце своей правотой, нежностью и неизбывной болью за судьбы тех девчонок, что надели на свои узкие плечи шер­шавые ремни «трехлинеек» и вступили в неравный бой за свой дом, свою родину. Намеренно пишу слово «родина» с маленькой буквы, потому что для них вся она — в их де­тях, будущих семьях и оставленных стариках.

Война в книгах Виктора Астафьева — совсем другая: жестокая, беспощадная, грязная и неправедная! Война про­тив Человека и Человечества. И исследует автор обстоя­тельства этой войны с дотошностью судебного следовате­ля. И видит все не через стекло кабинета, не через окуля­ры бинокля, а ползая на животе в грязи и крови, в дыму, слыша рядом крики и стоны. И пишет об этом откровенно, жестоко, по-солдатски беспощадно!

Война и поэзия — отдельная тема. Прежде всего, это симоновский гимн Ожиданию «Жди меня», ставший олицет­ворением Надежды Обреченных.

Война в живописи. Тоже отдельная тема. Меня никогда не восхищали гигантские полотна севастопольской и сталинг­радской панорам. Я — экскурсант. Я не господь бог, чтобы взирать на этот земной ад с высоты птичьего полета. Но есть книжка — сборник графических рисунков «Автографы вой­ны», в которой собраны листы неизвестных авторов, — на­броски простым карандашом, углем, просто кусок брезента, на котором чья-то рука начертала обезображенного войной солдата. Эта книжка — сердечная боль, это крик, рвущийся наружу, ко всем живущим: «Пом-ни-те!!!»

Тема войны в кино. Масштабный сериал «Освобождение» Озерова. И абсолютно несопоставимая с ним «Судьба челове­ка» Шолохова и Бондарчука, «Баллада о солдате» Чухрая, «Летят журавли» Калатозова-Урусевского. Как по-разному видят войну эти авторы!

Значит, тема — это прежде всего страстная потребность художника обратить внимание читателя, слушателя, зрителя на давно наболевшее, на то, о чем молчать уже нельзя, что рвется наружу из сердца и выходит словом вместе с кровью из горла!

Значит, можно сказать, что тема — это болевая точка ху­дожника? А далее само собой просится: «У кого что болит, тот о том и говорит».

Нынешнее безденежье и безнадежье большинства россиян породило десятки тем. Но действительным событием в ис­кусстве стали «Криминальная Россия» и «Так дальше жить нельзя!» С. Говорухина, в которых он выразил свою болевую точку, и главное — выразил своевременно. А все последующие ментовские сериалы всего лишь только копание в мусорном ведре, потому что ничего нового в развитие этой темы они уже не добавили.

Возникает вопрос: «Почему не прекращается этот поток?» Потому что востребовано! Потому что дает большие деньги! Потому что держит у экранов отупевшего от рекламы зрите­ля и чужими и чуждыми бедами отвлекает от своих наболев­ших, насущных, от которых спрятаться некуда.

Приведу в качестве примера учебную работу одной моей студентки — написанный ею рассказ.

Наши рекомендации